Формы организации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения




Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют следующие формы организации:

1) индивидуальная работа;

2) фронтальная работа;

3) групповая форма работы;

4) работа в парах.

 

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.

Выделяют 2 вида:

1) индивидуальная форма (деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с др. школьниками, но в едином темпе);

2) индивидуализированная форма (учебно-познавательная деятельность ученика над выполнением специфических заданий, она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика).

Это может быть следующее:

1) работа по карточкам;

2) работа у доски;

3) заполнение таблиц, схем;

4) написание сочинения, изложения;

5) работа с учебниками (самостоятельное выполнение упражнений);

6) проведение различных наблюдений.

Достоинства: воспитывает самостоятельность, дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей и способностей закреплять полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании.

Недостатки: несколько ограничивает общение учащихся между собой и их стремление передавать свои знания одноклассникам.

Фрагмент урока русского языкана тему: «Роль глаголов в речи» Чтобы проверить свои знания о глаголе, каждый самостоятельно ответит на вопросы теста. Задание: посмотри на слайд, прочитай задание и выбери правильный варианты ответа, запиши его номер в таблице ответов. 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает… А) предмет, Б) признак предмета, В) действие предмета. 2. Каким членом предложения является глагол? А) подлежащим, б) сказуемым, в) второстепенным. 3. Как изменяются глаголы? А) по вопросам, б) по падежам, в) по числам и временам. Проверка: открывается таблица с верными ответами, ученики сравнивают, подсчитывают количество верных ответов, записывают балл. Учитель вывешивает на доску карточки с верными ответами, а учащиеся сверяют и оценивают свои результаты (учитель комментирует). – Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить? Тогда у меня есть вопрос. Что означает слово «глагол» в этом предложении? А.С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:

1) беседа;

2) обсуждение;

3) сравнение;

4) диктант.

Достоинства: устанавливаются доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы; активизируются деятельность и познавательные интересы учащихся.

Недостатки: не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Фрагмент урокана тему: «Согласные звуки (в), (в*), буква в» Учитель:Ребята, сегодня на уроке мы снова работаем с нашими друзьями: Бимом и Бомом. Скажите, что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы.) Давайте вместе вспомним то, что мы узнали на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.) 1. Звуки мы … (произносим и слышим) 2. Буквы мы … (пишем и видим) 3. Все звуки делятся на … (гласные и согласные) 4. Если воздух проходит свободно, то этот звук … (гласный) 5. Если воздух встречает преграду, то этот звук … (согласный) 6. Гласные звуки могут быть … (ударными и безударными) 7. Согласные звуки могут быть … (звонкими и глухими) 8. Согласные звуки произносятся … (твердо и мягко) 9. Звуки на письме обозначаем … (буквами) Хоровые ответы детей.

Групповая форма работы в классе предусматривает:

1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) члены группы должны выбираются таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки.

4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый член группы мог реализовать свои учебные возможности.

Данная форма организации деятельности учащихся может применяться при проведении нетрадиционных уроков, а также на отдельных этапах урока.

Достоинства: в групповой работе получают возможность реализовать свои способности ученики, которые не могут отвечать при всем классе; результаты совместной работы учащихся в приучении их к коллективным методам работы, в формировании положительных нравственных качеств личности.

Недостатки: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.

Например: учащиеся, работая по группам на уроке литературного чтения

1) составляют план произведения;

2) готовят коллективный пересказ,

3) сочиняют продолжение рассказа;

4) разгадывают кроссворд.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания времени года, другая – для описания главного героя. При изучении произведения по чтению первая группа рисует иллюстрации, вторая группа – составляет план, третья - готовит чтение по ролям и т.д.

 

Фрагмент урока литературного чтенияна тему: «Русская народная сказка «Марья Моревна» Учитель:Ребята, мы с вами познакомились со сказкой. Сейчас мы будем работать по группам. - Перед вами вопросы, найдите ответы в тексте сказки и будьте готовы прочитать выразительно. На подготовку дается 3 минуты. Как только ответ готов, поднимаем руки. Отвечает один из группы. 1гр. За кого Иван-царевич выдавал замуж своих сестёр? 2гр. Как Иван-царевич искал свою жену? 3гр. Как Иван-царевич украл у бабы-яги жеребёнка?

 

Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе, например, при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте.

Выбор наиболее оптимальных вариантов сочетания всех этих форм определяется учителем в зависимости от:

1) решаемых на уроке учебно-воспитательных задач;

2) учебного предмета;

3) специфики содержания, его объема и сложности;

4) специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей;

5) стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой.

Классификация заданий по характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные (выполнение работы по алгоритму, по образцу, по инструкции);
  • частично-поисковые (учитель ставит проблему и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы);
  • творческие (самостоятельная постановка учащимися проблем и их решение).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: