Вводная лекция
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «Общая психология»
План.
1. Психология как наука.
2. Предмет и задачи общей психологии.
3. Этапы развития психологии как науки.
4. Основные принципы и категории общей психологии.
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2008.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб., 2006.
3. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.1. Соколова Е.Е. Введение в психологию – М.., 2007.
1. Психология как наука.
Термин «психология», его можно буквально перевести как «наука о душе». Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, а во втором для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально данный термин относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, психических явлений, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.
Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так каждый из нас умеет читать по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
|
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Отличие психологических знаний житейской и научной психологии отражено в схеме 1.
| |||
Схема 1. Соотношение житейской и научной психологии.
Предмет и задачи общей психологии.
Для того чтобы определить предмет современной психологии необходимо рассмотреть классификацию психических явлений (схема 2).
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психических процессов. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Все психические процессы можно разделить на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, память, воображение и мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и себе. Любая информация должна иметь, прежде всего, эмоциональную окраску и быть значимой или не значимой для человека. В связи с этим, наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельной группы выступают эмоциональные психические процессы: аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
|
Для формирования поведения человека важны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить их деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость. Психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной особенностью для них является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристикам личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
|
Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека и его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».
Общая психология - это отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.
Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурного развития.
Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология – фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутренний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отношение ко всему происходящему вокруг них.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой ряд задач:
1. Изучать качественные особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
2. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных сферах деятельности).