М.М.Полевщиков
СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов
Йошкар-Ола
УДК 517.2+517.3
М.М. Полевщиков. Спортивная метрология. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Йошкар – Ола: МарГУ, 2011 г. - 50 с.
Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических вузов по специальности «050720.65 – Физическая культура».
Марийский государственный
университет, 2011.
Введение «спортивной метрологии» в число изучаемых дисциплин на факультетах физической культуры педагогических университетов и институтов еще раз доказывает необходимость метрологических знаний и умений для педагогов и тренеров для того, чтобы с успехом пользоваться современными измерительными комплексами в своей практике. Задача подготовки по данной дисциплине состоит в воспитании у студентов способности использовать основные положения метрологии, стандартизации в своей практической деятельности, обеспечивающей в конечном итоге получение студентами необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Метрологическая подготовка студентов должна находить отражение во всех этапах и звеньях учебного процесса: преподавании дисциплин общекультурной, медико-биологической, психолого-педагогической и предметной подготовки; курсовых и дипломных работах; учебно-исследовательской деятельности и педагогической практики студентов.
Учебные планы по специальности «050720.65 – физическая культура» предусматривают определенный объем аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении всех дисциплин. Причем, на самостоятельную работу выделяется столько же времени, как и на аудиторные занятия, а, иногда, и больше.
|
Данное пособие предлагает студентам комплекс заданий для самостоятельной работы с целью более глубокого изучения дисциплины и закрепления умений применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности. В работе использовался опыт преподавания дисциплины в Кубанской государственной академии физической культуры.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ»
(5 семестр, 54 часа)
№ п/п | Темы дисциплины | Количество часов |
Предмет и задачи спортивной метрологии. Роль метрологии в учебно-тренировочном процессе. | ||
Физические величины и их классификация. | ||
Шкалы измерений. | ||
Измерение. Виды измерений. | ||
Системы физических величин и их единиц. | ||
Теория единства измерений | ||
Погрешности измерений и их классификация. | ||
Средства измерений | ||
Метрологические характеристики средств измерений | ||
Статистические методы обработки результатов измерений. | ||
Теория тестов | ||
Теория оценок | ||
Управление и контроль в спортивной тренировке | ||
Итого часов |
ЗАДАНИЕ 1. ТЕМА: История развития метрологии.
1. Цель: расширить знания по истории развития метрологии.
2. Задачи: приобретение знаний по истории Российской метрической системы.
3. Конкретное задание: прочитать статью Е.А.Яковлева «Из истории создания Российской метрической системы», законспектировать в рабочую тетрадь. Статья из журнала «Законодательная и прикладная метрология» (№ 5, 1998 г.) приведена ниже.
|
4. Нормирование времени на задание: 2 часа.
5. Форма отчета, контроля: выступление на семинарском занятии.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ
МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Е.А.Яковлев
В 1998 году исполнилось 80 лет с того момента как 14 сентября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет «О введении Международной метрической системы мер и весов», положивший основу развития работ по стандартизации в области измерительной техники и приборостроения.
Этот декрет предписывал:
а) в основание всех измерений положить международную метрическую систему мер и весов с десятичными подразделениями и производными;
б) за образцы основных единиц метрической системы принять копию международного метра, носящую знак № 28, и копию международного килограмма, носящую знак № 12, изготовленные из иридистой платины, переданные России Первой международной конференцией мер и весов в Париже в 1889 г. и хранимые в Главной палате мер и весов;
в) обязать все советские учреждения и организации с 1 января 1919 г. приступить к введению международной метрической системы;
г) с 1 января 1924 г. воспретить применение всяких мер и весов, кроме метрических».
Кроме того, ряд других пунктов этого декрета устанавливал практические мероприятия по внедрению метрической системы. Декретом был установлен довольно жесткий срок в пять лет для выполнения всех необходимых работ, имеющих целью полное проведение метрической реформы. Однако спустя три года стало очевидным, что необходимо дополнительное время для полного введения метрической системы в стране. Поэтому СНК декретом от 29 мая 1922 г. продлил этот срок еще на три года – до 1 января 1927 г. Важное значение для внедрения метрической системы в стране имело Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июня 1924 г., устанавливающее Положение о мерах и весах. Первые три статьи этого Постановления относятся к единицам измерений, развивая соответствующие пункты декрета от 14 сентября 1918 г. В установленный срок, к 1927 г. метрическая реформа в стране была завершена. В успешном внедрении метрической системы в стране большую роль сыграла Главная палата мер и весов и местные поверочные палаты.
|
В 1923 г. Главная палата мер и весов издала «Таблицы взаимного перевода русских и метрических мер», которые получили широкое применение. Кроме того, среди изданий Главной палаты мер и весов примерно 30 было посвящено специально вопросам введения новой метрической системы в стране. Большое значение имело также создание 15 сентября 1925 г. первого центрального органа государственной стандартизации – Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны.
Успехи, достигнутые в нашей стране по внедрению метрической системы за столь короткий срок, вызвали большой интерес участников Седьмой Генеральной конференции по мерам и весам (1927 г.), на которой были сделаны два доклада «Введение метрической системы в СССР» и «Законодательство по мерам и весам в СССР за время 1921-1927 г.г.».
Великий русский ученый Д.И.Менделеев – основоположник отечественной научной метрологии и создатель первого в России научного учреждения по метрологии – Главной палаты мер и весов, на протяжении всей своей творческой деятельности активно боролся за внедрение метрической системы в России. Еще в 1867 г. на 1 съезде русских естествоиспытателей Д.И.Менделеев обратился к участникам съезда с призывом: «Облегчим…возможность всеобщего распространения метрической системы и чрез то посодействуем и в этом отношении общей пользе и будущему желанному сближению народов».
Интересен еще такой факт из истории русской культуры и литературы. В начале 1836 г. друг Пушкина, князь П.А.Вяземский получил из Парижа «Парижский математический ежегодник на 1936 год». Пушкин попросил П.Б.Козловского написать для 1-го тома «Современника» разбор этого ежегодника. П.Б.Козловский был крупным дипломатом, литератором, ученым и проявил себя в то время как талантливый популяризатор научных и технических вопросов. Статья, написанная П.Б.Козловским в «Современнике» получила положительную оценку читателей. Среди статей ежегодника П.Б.Козловский особо выделил материалы, которые относились к Метрической системе. Он отметил: «…Некоторые из наших читателей не имеют, может быть, ясного понятия о Метрической системе: постараемся в нескольких словах объяснить по крайней мере цель оной. Потребность иметь меру, постоянную, точную общую для всего государства и которую бы можно было найти и тогда, когда бы все физические изобретения оной исчезли, побудила Институт во Франции и потом Королевское общество в Англии определить единицу размера из чего-нибудь неизменяемого. Французы избрали меридиан долготы земного шара, измерили градус оного в разных широтах с величайшей подробностью, и разделили оный на сорока-миллионные части, которую взяли за единицу длины и назвали метром. Мы назовем способ сей астрономическим, и он, конечно, представляет в себе нечто великое, показывающее силу человеческого ума. Англичане опытом удостоверились в долготе маятника, бьющего секунды на высотах Гринвича, приняли таковой маятник основанием своей меры… Для веса употребили и те и другие кубическую часть той же единицы, наполнив таковую форму водой в определенном месте и под определенным градусом теплоты».
Публикация в «Современнике» статьи П.Б.Козловского была своевременной и необходимой для целей просвещения русского общества. Для этого следует хотя бы привести следующие факты. В конце ХVШ века во Франции была разработана Метрическая система мер, которая должна была обеспечить возможность установления экономических, научных и культурных связей между государствами. В разработке Метрической системы самое активное участие приняла Парижская академия наук и такие крупные ученые как Ж.Даламбер, Ж.Лагранж, П.Лаплас, Г.Монж, А. Лежандр и др.
В России в 1827 г. была образована Комиссия «для постановления на неизменных началах системы Российских мер и весов», а в 1835 г. был издан указ «О системе Российских мер и весов». Это позволило создать единые государственные: эталоны мер длины и веса (массы) и первичные образцы мер объема сыпучих тел и жидкостей, а также узаконить ряд мер длины, объема и веса.
В 1841 г. в Петербурге на территории Петропавловской крепости было построено здание для центрального метрологического учреждения – Депо образцовых мер и весов, которое с 1842 г. по 1865 г. возглавил академик А.Я.Купфер.
Известно, что в 1869 г. Петербургская Академия наук предложила учредить международную организацию по вопросам, связанным с созданием эталонов метрической системы. А в 1875 г. на Дипломатической метрической конференции в Париже была принята Метрическая конвенция и было учреждено Международное бюро мер и весов. Наша страна была одной из 17 стран мира, подписавших в 1875 г. Метрическую конвенцию.
В 1899 г. в России был принят закон о мерах и весах, впервые допустивший факультативное применение международной, метрической системы мер. Законом, автором которого был Д.И.Менделеев, разрешалось применение метра и килограмма наряду с основными традиционными русскими мерами – аршином и фунтом.
Созданная в 1893 году Д.И.Менделеевым Главная палата мер и весов стала первым научным метрологическим учреждением в России. Главная палата провела большую работу по организации метрологической службы в России и поверочного дела, а в период 1918 – 1927 гг. – по внедрению метрической системы мер в СССР.
Основные положения метрической системы изучались в общеобразовательной школе, в высших учебных заведениях, кружках. От преподавателей требовалось доходчиво и убедительно разъяснить преимущества метрической системы, обосновать необходимость ее скорейшего внедрения в повседневную практику.
При этом надо было объяснить широким слоям населения страны экономическую целесообразность внедрения метрической системы.
Одним из активных и авторитетных пропагандистов метрической реформы 1918 г. был Яков Исидорович Перельман (1882-1942), имя которого широко известно в нашей стране и за рубежом, во многих странах мира. Он был выдающимся популяризатором науки. Его книги и статьи отличает строгая научность, увлекательная форма изложения, чудесный язык. За свою 43-летнюю творческую деятельность Я.И.Перельман написал около 105 книг и брошюр, более тысячи статей и очерков в газетах и журналах. Сразу же после опубликования декрета от 14 сентября 1918 г. о введении в РСФСР метрической системы мер и весов Я.И.Перельман включился в ее активную пропаганду. На эту тему им были написаны ряд популярных книг и брошюр. В начале 1919 г. Я.И.Перельман напечатал в журнале «В мастерской природы» очерк под таким названием «В поисках вечного аршина», в котором прозорливо обосновал необходимость эталонов длины на основе использования световых волн. Но пройдет целых сорок лет, прежде чем это было осуществлено в действительности. Как известно, Х1 Генеральная конференция по мерам и весам в 1960 г. приняла в качестве эталона длины метр, выраженный в длинах световых волн оранжевой линии спектра излучения криптона-86. Однако в современных условиях было признано наиболее перспективным для повышения точности эталона единицы длины использовать излучение стабилизированного лазера. Принятое ХУП Генеральной конференцией по мерам и весам в 1983 г. новое определение метра как длины пути, проходимого светом в вакууме за 1/299792458 долю секунды создало предпосылки для создания единого эталона длины частоты – времени.
Исключительная важность метрической системы подтверждена статьей 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой метрическая система находится в ведении государства.
ЗАДАНИЕ № 2. ТЕМА: Физические величины и их классификация.
1. Цель: расширить знания о понятии «величина».
2. Задачи: приобретение дополнительных знаний о понятии «величина».
3. Контрольное задание: изучить и законспектировать предлагаемый ниже материал. Изложить свою точку зрения на предлагаемую классификацию величин.
4. Нормирование времени на задание (3 часа).
5. Форма отчета, контроля: доложить свои заключения по статье на семинарском (практическом) занятии.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
О понятии «величина» в метрологии (журнал «Законодательная и прикладная метрология», № 4, 1998г.)
М.И.Селиванов
В отечественной и международной метрологической практике термин «величина» широко распространен. Среди множества величин могут быть выделены величины материального мира и величины идеальных моделей реальности.
К величинам материального мира относятся физические величины, входящие в уравнения физики и смежных с нею наук, и так называемые нефизические величины, применяемые в общественных науках (психология, социология, экономика и др.), физической культуре и спорте. Классификация величин показана на рисунке.
|
|
|
|