Первая проблема в изучении услуг носит скорее цивилистический, научный характер. Изучение услуг как объекта гражданских прав может проходить по двум направлениям. В одном случае возможно выявление общих, характерных черт услуг и конструирование общего понятия услуги из анализа системы всех существующих в настоящий момент в данной правовой системе поименованных договоров на оказание услуг, а также определения специфики и влияния элементов основных (самостоятельных) договоров в обязательствах по оказанию услуг, вытекающих из смешанных договоров. Опасность, которая подстерегает исследователя на этом пути, связана с огромным разнообразием отдельных видов услуг и соответствующих договорных моделей, в множестве которых сложно выявить какие-либо сущностные черты, одинаково применимые ко всем услугам. Другой путь возможного исследования и конструирования общего понятия услуг ориентирован на анализ доктринальных и позитивно-правовых построений, преимущественно посвященных общим вопросам обязательств по оказанию услуг, которые не растворяются в отдельных договорных видах. Применительно к данной работе второй путь является более правильным при определении общего понятия услуги.
Второй проблемой, с которой сталкиваются ученые (юристы, да и просто люди) при изучении услуг – это их схожесть с понятием «работа». В гражданском кодексе нет конкретного определения понятию «услуги» и «работы». По-мнению некоторых ученых – это является вполне обоснованным, так как эти понятия охватывают очень большой объем и нельзя сформулировать их однозначно. Конечно, с одной стороны, эта точка зрения является вполне обоснованной, но не стоит забывать, что все-таки некоторая определенность в праве необходима. В налоговом кодексе можно найти определение услуги и работы как объектов налогооблажения:
|
«4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.»[5]
Мы считаем возможным внести поправку в статью 128 Гражданского Кодекса поправку, которая будет включать в себя определение услуги и работы согласно Налоговому Кодексу.
Следующей проблемой хотелось бы выделить несовершенность рынка оказания услуг кабельного телевидения. Рассматривая сущность договора предоставления услуг кабельного телевидения, можно увидеть, что договор является смешанным, поскольку содержит элементы договора бытового подряда, которые заключаются в том, что кабельный оператор перед непосредственным оказанием услуг телевидения абоненту должен выполнить работы по подключению его абонентского оборудования к сети кабельного телевидения. Работы, как известно, имеют под собой всегда материальный результат. Отметим, что договор предоставления услуг кабельного телевидения относится к числу публичных договоров. Хотя глава 39 ГК РФ не содержит прямого указания на публичный характер отдельных видов договоров оказания услуг, пункт 1 статьи 426 ГК, а также статья 45 ФЗ «О связи» прямо называет публичным договором - договор об оказании услуг связи. Следовательно, режим публичного договора должен распространяться и на договор предоставления услуг кабельного телевидения, являющийся разновидностью договора оказания услуг связи. Анализ всего законодательства РФ о связи показывает, что с усложнением системы отношений в области связи, постепенно обновлялась и нормативная база. Так, на смену Федеральному закону «О связи» №15-ФЗ от 16.02.1995 г.,[6] Федеральному закону «О почтовой связи» №129-ФЗ от 09.08.1995 г.[7] пришли новые законы. Это свидетельствует о динамичном развитии отношений в области связи, и как следствие, построение новой нормативной модели правового регулирования отношений, складывающихся при оказании услуг в этой сфере.
|
Кроме того, были приняты соответствующие правила предоставления услуг телеграфной, телефонной, почтовой связи (последние также успели поменяться дважды), которыми регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи. На сегодня же, правила предоставления услуг кабельного телевидения, которые бы определяли порядок заключения, исполнения и расторжения договора предоставления услуг кабельного телевидения, ответственность сторон, в действующем законодательстве РФ пока отсутствуют
Не принят и ФЗ «О кабельном телевидении», который бы устанавливал правовые основы деятельности в области кабельного телевидения, особенности деятельности кабельных операторов.
|
Необходимость принятия данных нормативных актов вызвана специфическим характером отношений в сфере предоставления услуг кабельного телевидения.
Анализируя положения действующего Федерального закона «О связи», а на сегодня это практически единственный специальный нормативный акт, которым руководствуются в своей деятельности операторы кабельного телевидения, можно утверждать, что и он не устанавливает все особенности деятельности кабельных операторов по предоставлению услуг телевидения.
Проект Закона «О кабельном телевидении» уже существует, более того, в Москве уже принят подобный закон. Поэтому считаю необходимым принять этот закон.
Следующая проблема связана с оказанием медицинских услуг. Существенным недостатком законодательства в области правового регулирования оказания медицинских услуг является недостаточно четко решенный вопрос об ответственности сторон по договору возмездного оказания медицинских услуг.
В ст.781 ГК РФ, именуемой "Оплата услуг", решается ряд вопросов, связанных с ответственностью сторон. Так, если неисполнение договора связано с виновным поведением заказчика, то услуги подлежат оплате в полном объеме, при условии, что иное не предусмотрено законом или договором. Не вызывает сомнения, что законодатель имеет в виду совершение заказчиком виновных действий или бездействий, в результате которых исполнитель лишен возможности надлежащим образом исполнить обязательство. На наш взгляд, нет оснований ограничиваться только взысканием полной стоимости предусмотренных договором услуг. Если возникшие у исполнителя по вине заказчика убытки выходят за пределы стоимости услуг, они должны быть взысканы в полном объеме.
В п.3 ст.781 ГК РФ установлено, что на заказчика возлагается обязанность возместить исполнителю фактически понесенные им расходы (прямые убытки), даже если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, то есть при отсутствии вины заказчика. Представляется, что выражение "обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает", можно толковать расширительно, имея в виду, что таким обстоятельством может быть и непреодолимая сила. В соответствии со ст.16 ГК РФ расходы представляют собой разновидность убытков, а взыскание убытков рассматривается в качестве основной формы гражданско-правовой ответственности. Таким образом, в п.3 ст.781 ГК РФ закреплена "суперповышенная" ответственность заказчика в виде возмещения убытков, не устраняемая не только его невиновностью, но и любыми иными обстоятельствами,
за которые ни одна из сторон не отвечает. Такая позиция законодателя противоречит общим принципам гражданско-правовой ответственности, предполагающим в качестве основания для ее наступления вину, и уж тем более никак не согласуется с законодательством о защите прав потребителя и не имеет каких-либо заслуживающих внимания оправданий.
Ситуация несколько сглаживается лишь тем, что норма п.3 ст.781 ГК РФ является диспозитивной, а следовательно, иное может быть предусмотрено законом или договором. Во всяком случае, специальным законом, регулирующим последствия невозможности исполнения медицинских услуг, возникшей не по вине сторон, должно быть обязательно предусмотрено иное правило. Что касается последствий невозможности исполнения обязательства по договору возмездного оказания услуг по вине исполнителя, то в гл.39 ГК РФ они не определены.
Следовательно, вопрос об ответственности исполнителя должен решаться с учетом общих и специальных правил, определенных действующим законодательством, регулирующим предоставление услуг потребителям, в частности потребителям медицинских услуг.
Подводя итог, хочется отметить несколько пунктов:
1. Необходимо внести изменения в ст. 128 ГК, дополнив её определением работ и услуг;
2. Внести изменения в п. 2 ст. 779, дополнив перечень услуг услугами кабельного телевидения и косметическими услугами.
3. Издать ряд нормативных актов, регулирующих оказание отдельных видов услуг (Закон «О кабельном телевидении», «О косметических услугах»).
Заключение
В окончании работы хотелось бы сказать несколько слов по раскрытой теме.
Несмотря на немалый объем, работа включила в себя лишь малую толику исследований по вопросам услуг. В настоящее время много людей, как ученых-цивилистов, так и просто значимых людей, говорят о необходимости развития данного аспекта права.
Рассмотрение информации в качестве объекта воздействия при оказании услуг возможно лишь при признании ее невещественным благом. Однако вопрос об отнесении информации к числу нематериальных (невещественных) благ является дискуссионным.
Наличие тесной связи информации с ее материальным носителем позволяет ряду авторов причислять ее к материальным благам. Так, А.А. Снытников считает необходимым признать информацию, при ее участии в гражданско-правовых отношениях, в качестве материального блага. Разделяет его позицию и Е.Н. Насонова, которая также предлагает признавать информацию объектом гражданских прав только "в случаях, при которых сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах находят свое отображение на материальных объектах в виде символов, образов, сигналов и технических решений".
Невещественный характер информации нашел отражение и в ее определении, которое содержится в ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации": "Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления ". Данное определение может быть использовано и для целей настоящего исследования, так как в ГК РФ понятие информации как объекта гражданских прав отсутствует.
Информация перечислена в ст. 128 ГК РФ наряду с другими объектами гражданских прав. Тем не менее, в цивилистической литературе получила распространение идея о том, что информация является составляющей ряда объектов гражданских прав. Так, А.А. Ефремов предложил термин "объект гражданского права, имеющий информационное (или преимущественно информационное) содержание", для обозначения тех объектов гражданских прав, источником ценности которых является информация. К таковым он относит конфиденциальную информацию, объекты интеллектуальной собственности, деньги, ценные бумаги, а также такие нематериальные блага, как имя, изображение, честь, достоинство, деловая репутация. А.В. Трофименко в своих рассуждениях пошел дальше, рассматривая все нематериальные объекты как объекты информационной природы. При таком подходе размывается сущность информации как объекта гражданских прав, что ведет к смешению правового режима информации с правовыми режимами иных благ, признаваемых объектами гражданских прав.
Информационные услуги рассматриваются Е.Н. Шабловой как самостоятельные по отношению к услугам консультирования и маркетинговым услугам. Такой подход в полной мере соответствует действующему законодательству, так как в ст. 779 ГК РФ информационные услуги перечисляются наряду с аудиторскими и консультационными. Однако и консультационные, и аудиторские, и маркетинговые услуги могут быть объединены по признаку объекта воздействия, в качестве которого во всех перечисленных услугах выступает информация.
В своей работе я постаралась показать как можно больше точек зрения на различные аспекты услуг как гражданско-правовой категории, несколько коснулась дискуссий, которые ведутся относительно данной темы, а так же закрепление услуг в современном законодательстве.
Список литературы
1. Конституция России. М. 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 02.10.2007)
3. ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
4. ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”
5. ФЗ от 16 июля 1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в РФ” (с изм. от 24.07.2007)
6. ФЗ от 7 августа 2001 №119-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (с изм. от 03.11.2006)
7. ФЗ от 22 августа1996 №125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (с изм. от 01.12.2007)
8. Гражданское право. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: 2005. Ч.2. С.538.
9. Ломакина И.Г. Права потребителя-пациента и их защита при некачественном оказании медицинской услуги. Медицина и право./ Материалы конференции - М. 1999. С. 136.
10. Маркина А. Проблемы правового регулирования предоставления услуг кабельного телевидения. Законодательство и практика масс-медиа. - 2004. - № 3.
11. Шевчук С.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования. // "Журнал российского права", 2001, N 2
12. Кабалкин А.Ю. Услуги в гражданском праве Российской Федерации.// Сб. М. 1995. С. 37.
[1] Фолсом Р.Х., Гордон М.У., Спаногл Дж. А. Международные сделки: Краткий курс / Пер. с англ. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996, с.18; М.И. Кулагин Избранные труды. М.: «Статут» (в серии «Классика российской цивилистики»), 1997, с.259,278.
[2] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 586.
[3] См.: Ожегов В. И. Указ. соч. С. 771.
[4] См.: Пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.
[5] Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 38