Момент осознания учащимися недостающих знаний




Урок в 6 классе

Тема урока «Рельеф суши. Горы»

Мобилизующий этап

На столах учеников лежат куски гофрированной бумаги, листочки писчей бумаги, кубики разной величины, конусы, на доске или экране картинки с изображением ровной и рельефной поверхности: это могут быть картинки с рельефными скульптурными произведениями, тело человека-культуриста, фотография с ровной стеной, объемными изображениями и т.д.

Учитель предлагает ученикам посмотреть на изображения и объемные фигуры и подумать над тем, как их можно распределить по группам. Среди ответов учеников прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности (если ученики не предложат нужный ответ, учитель подводит их к этому, задавая вопросы о характере поверхности).

Ученики вместе сравнивают ровную и рельефную поверхности, отмечая при этом, которая из них им нравится больше. Почему она нравится им больше.

Учитель предлагает представить мысленно земную поверхность и провести аналогию с предложенными поверхностями.

Самоопределение учащимися на основе антиципации

Учитель: давайте предположим, чем мы будем сегодня заниматься? Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока?

Ученики говорят о неровностях земной поверхности и их видах.

Учитель. Тема урока «Рельеф суши. Горы»

Пользуясь опорной схемой на доске, формулируйте цель урока.

Цели урока: сформировать знания о …; изучить особенности … …, умения определять типы … по ….

Учитель. Что вы уже знаете о рельефе из курса окружающий мир.

Учитель: Все слышали о толковых словарях, в которых даны определения многих слов, давайте попробуем сделать что-то подобное, дадим определение самостоятельно. Итак, каждый из вас сейчас начнёт составлять свой словарь определений, очередное слово на букву «Р» - это рельеф. Приступаем к работе, определение запишите на листочках бумаги.

После выполнения задания учитель предлагает ученикам выступить в роли экспертов и сравнить результаты работы другого ученика с образцом – определением в географическом словаре. Ученики оценивают работу по пятибалльной шкале, определив, насколько точно они передали в своих определениях суть рельефа.

Момент осознания учащимися недостающих знаний

Учитель предлагает ученикам из кусочка гофрированной бумаги смоделировать неровности земной поверхности. Начитается работа детей. Учитель оказывает помощь тем, у кого задание вызвало затруднение.

Когда работа окончена, макеты из бумаги исследуются, отмечаются положительные и отрицательные формы. Положительные – это те, которые обращены наверх, а отрицательные – вниз. Учитель просит детей вспомнить, как им пришлось действовать, чтобы появилась положительная форма рельефа, а как - при создании отрицательных форм.

Чтобы создать положительную форму, надо силу приложить изнутри, а чтобы создать отрицательную – снаружи. Так и на Земле, рельеф – это результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

Найдите на своих моделях приподнятые и опущенные участки, как бы вы их назвали?Используя имеющиеся знания, карты атласа и текст учебника дополните схему на доске:

 

внутренние силы внешние силы

Рельеф

       
   
 
 


положительные отрицательные

формы рельефа формы рельефа

1. _____________ 1. ______________

2. _____________ 2. ______________

3. _____________ 3. ______________

4. … 4. …

Как по карте определить, где расположены горы? Учащиеся указывают на шкалу высот, где цвета соответствуют высоте неровности земной поверхности.

(Работа в парах). Посмотрев изображение гор и определение гор в учебнике, найдите существенные признаки горного рельефа. Выпишите эти признаки на отдельный лист. По окончанию задания пары меняются листами и осуществляют проверку задания. После чего идет обсуждение результатов проверки.

Как по карте определить молодые это горы или старые, разрушенные?

Если ребята не могут ответить сами, учитель просит их,используя изображение молодого и пожилого человека вывешенное на доске,сравнить молодого человека и старого.Ученики легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины. Затем ученики смотрят высоты на карте и делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие – яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.

На экран выведены изображения гор и горных систем.

Далее следует работа учеников с учебником. С помощью опорного конспекта выделяются главные признаки гор:

- высоко приподняты над окружающей территорией

- перепады высот не менее 200 метров

- если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет

- если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная система.

Изучение типов гор по высоте

Как растёте вы? А как растут горы? Все ли горы одинаковы по высоте?

Предложите варианты деления гор на группы по высоте. Остановимся на таком варианте:

На экране слайд с нарисованными горами разной высоты.

Низкие-

Высокие-

Средние-

А теперь определим их высоты. Сделайте свои предположения и запишите их в тетради с левой стороны, а теперь найдите данные в учебнике и сравните свои результаты с образцом. Есть ли у вас свои варианты классификации гор по высоте. Вы можете дома проделать работу по определению разных типов гор по высоте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: