Урок в 6 классе
Тема урока «Рельеф суши. Горы»
Мобилизующий этап
На столах учеников лежат куски гофрированной бумаги, листочки писчей бумаги, кубики разной величины, конусы, на доске или экране картинки с изображением ровной и рельефной поверхности: это могут быть картинки с рельефными скульптурными произведениями, тело человека-культуриста, фотография с ровной стеной, объемными изображениями и т.д.
Учитель предлагает ученикам посмотреть на изображения и объемные фигуры и подумать над тем, как их можно распределить по группам. Среди ответов учеников прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности (если ученики не предложат нужный ответ, учитель подводит их к этому, задавая вопросы о характере поверхности).
Ученики вместе сравнивают ровную и рельефную поверхности, отмечая при этом, которая из них им нравится больше. Почему она нравится им больше.
Учитель предлагает представить мысленно земную поверхность и провести аналогию с предложенными поверхностями.
Самоопределение учащимися на основе антиципации
Учитель: давайте предположим, чем мы будем сегодня заниматься? Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ученики говорят о неровностях земной поверхности и их видах.
Учитель. Тема урока «Рельеф суши. Горы»
Пользуясь опорной схемой на доске, формулируйте цель урока.
Цели урока: сформировать знания о …; изучить особенности … …, умения определять типы … по ….
Учитель. Что вы уже знаете о рельефе из курса окружающий мир.
Учитель: Все слышали о толковых словарях, в которых даны определения многих слов, давайте попробуем сделать что-то подобное, дадим определение самостоятельно. Итак, каждый из вас сейчас начнёт составлять свой словарь определений, очередное слово на букву «Р» - это рельеф. Приступаем к работе, определение запишите на листочках бумаги.
После выполнения задания учитель предлагает ученикам выступить в роли экспертов и сравнить результаты работы другого ученика с образцом – определением в географическом словаре. Ученики оценивают работу по пятибалльной шкале, определив, насколько точно они передали в своих определениях суть рельефа.
Момент осознания учащимися недостающих знаний
Учитель предлагает ученикам из кусочка гофрированной бумаги смоделировать неровности земной поверхности. Начитается работа детей. Учитель оказывает помощь тем, у кого задание вызвало затруднение.
Когда работа окончена, макеты из бумаги исследуются, отмечаются положительные и отрицательные формы. Положительные – это те, которые обращены наверх, а отрицательные – вниз. Учитель просит детей вспомнить, как им пришлось действовать, чтобы появилась положительная форма рельефа, а как - при создании отрицательных форм.
Чтобы создать положительную форму, надо силу приложить изнутри, а чтобы создать отрицательную – снаружи. Так и на Земле, рельеф – это результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Найдите на своих моделях приподнятые и опущенные участки, как бы вы их назвали?Используя имеющиеся знания, карты атласа и текст учебника дополните схему на доске:
внутренние силы внешние силы
Рельеф
![]() | |||
![]() | |||
положительные отрицательные
формы рельефа формы рельефа
1. _____________ 1. ______________
2. _____________ 2. ______________
3. _____________ 3. ______________
4. … 4. …
Как по карте определить, где расположены горы? Учащиеся указывают на шкалу высот, где цвета соответствуют высоте неровности земной поверхности.
(Работа в парах). Посмотрев изображение гор и определение гор в учебнике, найдите существенные признаки горного рельефа. Выпишите эти признаки на отдельный лист. По окончанию задания пары меняются листами и осуществляют проверку задания. После чего идет обсуждение результатов проверки.
Как по карте определить молодые это горы или старые, разрушенные?
Если ребята не могут ответить сами, учитель просит их,используя изображение молодого и пожилого человека вывешенное на доске,сравнить молодого человека и старого.Ученики легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины. Затем ученики смотрят высоты на карте и делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие – яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.
На экран выведены изображения гор и горных систем.
Далее следует работа учеников с учебником. С помощью опорного конспекта выделяются главные признаки гор:
- высоко приподняты над окружающей территорией
- перепады высот не менее 200 метров
- если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет
- если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная система.
Изучение типов гор по высоте
Как растёте вы? А как растут горы? Все ли горы одинаковы по высоте?
Предложите варианты деления гор на группы по высоте. Остановимся на таком варианте:
На экране слайд с нарисованными горами разной высоты.
Низкие-
Высокие-
Средние-
А теперь определим их высоты. Сделайте свои предположения и запишите их в тетради с левой стороны, а теперь найдите данные в учебнике и сравните свои результаты с образцом. Есть ли у вас свои варианты классификации гор по высоте. Вы можете дома проделать работу по определению разных типов гор по высоте.