КАРЛ КЕНИГ
Б Р А Т З В Е Р Ь
Ч Е Л О В Е К И Ж И В О Т Н И Е В МИФАХ И ЭВОЛЮЦИИ
СТРАНСТВИЯ УГРЕЙ И ЛОСОСЕЙ
Недавно у исследователей, особенно у зоологов и палеонтологов, перехватило дыхание от сенсационного открытия. Из глубин Индийского океана было извлечено несколько экземпляров одной из древнейших рыб Земли, которая, как полагали, вымерла около 60 миллионов лет назад. Первый экземпляр был обнаружен 22 декабря 1938 года, но тогда в растущей предвоенной сумятице этому было уделено не слишком много внимания; до тех пор пока не были выловлены следующие восемь экземпляров. Последний, 12 ноября 1954 года, смогли даже втащить живым, но он погиб из-за недостаточной защиты от солнечного света.
Кистеперые - так называется эта прадревняя группа рыб, сохранивших, несмотря на "борьбу за существование" и "естественный отбор", ту же форму, что и их братья и сестры, найденные в окаменелостях третичного периода в Гренландии, Южной Африке, Мадагаскаре и Австралии. При этом важно, что в современность проникли живые свидетели этого раннего земного периода, не изменив ни облика, ни образа жизни, и перекинув тем самым мост, который раньше считался разрушенным.
Эти восемь созданий седой древности были подняты из океанских глубин около Южной Африки и Мадагаскара. Может быть, ближайшие десятилетия откроют еще и другие тайны, и тем самым будет показана несостоятельность многих взглядов на развитие организма, предложенных агностической наукой. Латимерия - такое имя дано древней рыбе - только один из знаков, за которым должны последовать многие другие. Но некоторые ей уже предшествовали. К ним относится и разрешение загадки угря.
|
Только недавно, в первые два десятилетия двадцатого века, был пролит свет на странствия угрей. Уже в 90-х годах прошлого столетия итальянский естествоиспытатель Грасси идентифицировал личинку европейского угря и показал, что выделявшаяся ранее в отдельный род рыбка, называемая лептоцефал, на самом деле не что иное как личинка развивающегося угря. В начале нашего столетия датский исследователь Иоганн Шмидт подхватил это указание, и в результате, долгих и кропотливых исследований выяснил, что центр существования как европейских, так и американских угрей находится в Атлантическом океане, в Саргассовом море. Там их колыбель, там, видимо, и кладбище.
Но тем самым удалось прояснить прежде казавшийся невероятным биологический феномен. Мальками угри регулярными караванами перемещаются из Саргассова моря через всю Атлантику, пока не достигнут побережья Европы. Это длится от двух до трех лет. Потом они поднимаются в реки, вырастают, крепнут, и через три-четыре проведенных там года вновь возвращаются к берегам Вест-Индии.
"Nach der Sargasso-See!
Wo es am dunkelsten
Tiefsten und dunkelsten
Dort ist das Ziel, der Beginn und das Ende uns
Liebe und der Tod. "
"В Саргассово море!
Где всего темней,
Всего темней и глубже.
Там цель, начало и конец,
Любовь и смерть!"
Угорь
Так говорят угри у поэта Альберта Верви. И действительно, там их ожидают "начало и конец". Но почему же, проделав столь долгий путь через открытый океан, они миллиардами поднимаются в реки? Все, что раньше говорилось об этом, слишком человеческое, слишком антропоморфное. Например, что в реках угри якобы находят лучшие условия для жизни, или что они стремятся туда, где были их "предки", или еще какая-нибудь абстрактная бессмыслица. Условия существования в реках много труднее и опаснее, чем в открытом море; и вообще, что значит для животного слово "опасный"? Какое значение имеет для животного такая мысль, как "лучшие или худшие жизненные условия"? Что это значит: говорить об инстинкте животного?
|
Животное включено в мир феноменов, частью которого оно само является, но оно не пользуется им в той или иной степени, не заставляет его работать на себя, а выполняет внутри него определенные мировой сущностью действия. Животное - это нечто законченное, но вовсе не развивающееся и становящееся - таким существом является только человек. Оно всегда вчленено в определенное окружение, в котором тысячелетиями исполняется акт, предписанный семейству или роду.
Животное играет роль, порученную ему на определенное время на арене бытия. Зрители здесь сами боги, создавшие этот мир-театр. Человек тоже играет на этой сцене; и за ним следят и ему внимают боги, иногда и сами вступающие в игру. Но человек ведь и сам себя видит, он знает, что играет, что он в одно и то же время актер и зритель. Животное же только актер.
Так вот и теперь на сцене мирового театра оказалась Латимерия; так двигались в просцениуме караваны угрей, и теперь они увидены особенно отчетливо. Само по себе это феномен внутри большого мира. Там, где встречаются и действуют вместе земные и небесные силы, там однажды много тысячелетий назад они включили в жизнь Земли странствия угрей. С тех пор они существуют, указывая на то время, когда это произошло. Туда и нужно направить свой взор, чтобы найти понимание, а не объяснение для этой несравненной пьесы, разыгрывающейся с того мгновения в жизни Земли.
|
Но есть много странствующих рыб, например, миноги и осетры, лососи и сельди, и сказанное об угрях относится к ним ко всем. Только у лососей образ жизни и направление странствий почти противоположны угрям. Лососи также поднимаются по рекам и затем возвращаются в море, но их колыбель - это истоки речек и ручьев. Там мечется икра и там же развиваются молодые лососи; только окрепнув, они плывут в открытое море, чтобы потом снова вернуться в места своего детства и самим произвести потомство.
Таким образом, для продолжения рода угри уплывают в море, лососи же, напротив, поднимаются вверх в реки. Угри движутся из моря в реку и обратно в море, лососи же, в отличие от них, из реки в море и опять в реку. Так возникают противоположности, рассматривая которые, мы, может быть, придем к пониманию того, что раньше оставалось во мраке.
Наука обозначает эту полярность двумя понятиями: лососей и всех тех рыб, которые для продолжения рода поднимаются из моря в реку, она называет анадромными, а угрей, рождающихся в море - катадромными. Но это обозначение мало что дало бы, если бы одновременно не было найдено живого воззрения на данный феномен. Сегодня известно уже достаточно отдельных фактов, чтобы получить более-менее полный образ этих странствий.
Если бы мы провели год около устья одной из рек, впадающих в Северное или Балтийское море, и были бы в состоянии видеть всех входящих и выходящих рыб, то мы могли бы наблюдать множество разных явлений. Но при этом также нужно, чтобы наблюдения проводились где-нибудь около середины прошлого столетия, когда реки не перегораживались плотинами, и фабрики не уничтожали в них жизнь своими отходами.
Осенью, начиная с октября, и дальше в течение всей зимы, лососи заходят из моря в реки. Это большие, зрелые самцы и самки, поднимающиеся вверх к истокам. Весной эти зимние лососи сменяются весенними; маленькими слабыми рыбами, почти одними самцами. До самого лета они плывут в реки, а потом все успокаивается. В конце лета и ранней осенью очень редко в устье можно увидеть лосося. Но тут существуют разные ритмы, свои почти для каждой реки. Так, раньше, когда реки еще не были загрязнены и застроены, в начале лета лососи Св. Иакова поднимались по Рейну, а лососи Св. Варфоломея по Эльбе, позже за ними следовали взрослые самки, а осенью основная армия больших толстых лососей.
А в начале мая, между 4 и 18 числами, через устье Рейна в другом направлении проплывают маленькие лососи, от года до полутора, впервые выходящие в море. Свое детство они провели высоко в горах, и теперь выходят в огромный мир. Они носят еще свое детское платье с темными поперечными полосами, которое лишь постепенно сменится совсем серебристой чешуей. А старые лососи погибают от истощения на нерестилищах.
Лососи, поднимаются ли они вверх или спускаются к морю, всегда движутся в одиночестве. Иногда они могут собраться в маленькую стайку, но это только как случай. У угрей же все иначе. Они появляются в конце зимы и весной, приплыв из Атлантики к западному побережью Европы; сначала в Ирландии и Англии, а в Дании, Германии и Прибалтике соответственно позже; и эти маленькие прозрачные, стеклянные угри, в 6-8 см длиной, десятками тысяч образуют караваны, поднимающиеся в реки. Брем цитирует одного наблюдателя, описывающего это событие так: "Однажды утром в конце июня или в начале июля мы шли по плотине через Эльбу близ деревни Дреенхаузен, и увидели, что вдоль всего берега движется темная полоса. Она оказалась составленной из бесчисленных молодых угрей, двигавшихся потоком у поверхности воды и при этом державшихся так близко к берегу, что им приходилось повторять в своем движении все выступы и изгибы... Эта чудесная процессия двигалась без перерыва, не иссякая, весь день и продолжалась еще и на следующий."
Поднявшись, угри остаются несколько лет в ручьях и реках, а затем, превратившись в черных угрей, возвращаются в море большими, круглыми и темноокрашенными. Как правило, в океане они появляются осенью, опять-таки не поодиночке, а большими или меньшими косяками.
Таким образом, устья рек почти весь год являются вратами для мириадов этих рыб, осуществляющих живое общение между соленой водой океана и пресной ручьев и рек. С мощным напором и угри и лососи стремятся вверх. Брем снова цитирует: "В конце июля я очутился в Баллиханноне в Ирландии около устья реки, в которой весь предыдущий месяц держалась высокая вода. Под одним из водопадов вода была темной от множества маленьких угрей, которые все время пытались влезть на мокрые скалы и при этом тысячами погибали, но их влажные, скользкие тела служили другим указателями, куда продолжать путь. Я видел, как они забирались даже на вертикальные скалы; они двигались по сырому мху или по телам других, погибших ранее."
Почти так же, только не в таких количествах, стремятся вверх лососи. Они вынуждены приближаться к цели шаг за шагом, преодолевать серьезные препятствия, скалы и водопады, пробираясь вверх от порога к порогу. Угри и лососи заполняют весь бассейн какой-нибудь реки, почти все притоки и ручьи. При этом угри, как представляется, больше любят равнину, а лососи высоту. Река, как индивидуально-биологическое единство, полна этими рыбами и поддерживает через них тесную связь с морем.
Жизнь угрей и лососей отличается друг от друга не только тем, что одни анадромны, а другие катадромны, но эта полярность выражается во многих частностях.
Угри приходят из Саргассова моря. Там далеко на юге, на широте Флориды, где Гольфстрим поворачивает с востока на север и несет свои воды вдоль побережья Северной Америки, находятся их нерестилища. Это огромная область, почти полностью окруженная одним из рукавов Гольфстрима. Море там особенно глубоко, и из этой глубины поднимаются на поверхность маленькие угри. Американский вид - западнее, европейские - восточнее. Из океанских глубин появляются миллиарды этих маленьких, два-три сантиметра длиной, прозрачных, листообразных рыбок. По виду это настоящие рыбы, которые, приближаясь к побережьям, вырастают. Путешествие в Европу, одновременно означающее превращение в стеклянного угря, длится от двух с половиной до трех с половиной лет. Предполагают, что оплодотворение происходит летом на глубине две-три тысячи метров, затем личинки медленно поднимаются вверх, подрастают и по дороге на восток превращаются в круглых червеобразных стеклянных угрей. Путь на запад короче, поэтому американские стеклянные угри меньше европейских.
Как только угри попадают в реки, меняются их телесные функции. В коже образуется желто-коричневый пигмент, и одновременно начинается усиленный обмен веществ. Личинки угря не питались, только в реке они начинают есть. Рост совершается быстро, они сильно прибавляют в весе и остаются в пресной воде от трех до восьми лет. Днем они скрываются в иле на дне ручьев и рек, и только с наступлением темноты для них начинается время охоты. Угри активны только ночью, дневного света они боятся. Луи Рул, один из опытнейших ихтиологов, пишет по этому поводу:
"Угорь должен быть отнесен к ночным животным, которые становятся активными лишь с наступлением темноты. Он сохраняет впечатления, полученные им в детстве в глубинах океана, там, где он появился на свет. Если на угрей, содержащихся в аквариуме, неожиданно направить луч света, они тут же впадают в панику, бросаются во все стороны, что-бы в конце концов сбиться в самом темном углу. Чтобы уйти от ненавистного света, они сжимаются в клубок так тесно друг к другу, как только могут. Этот постоянный непроходящий страх перед светом является существенным фактором в жизни угрей, и открывает нам, что они действительно создания глубины".
Но свет это не единственное, чего они боятся. Они избегают также холода; зимой они не активны, и зарывшись в ил, переживают своего рода зимний сон. Среди пресноводных рыб они первые, кто прячется осенью, и последние, появляющиеся весной. Стихия их жизни - темное тепло. А светлый холод - это то царство, которого они избегают.
У лососей все иначе. Когда осенью они поднимаются из моря в реки, все их тело начинает блестеть. Герлах описывает это следующим образом: "Поднимаясь на нерест, лососи меняют окраску. На жаберных крышках и на боках самцов загораются красные пятна, они рассыпаны и на отливающей голубизной голове. Живот становится пурпурным, плавники красно-розовыми".
В этом волшебном наряде они поднимаются вверх к истокам рек и ручьев. Они ищут света и холода высот. В Рождество или сразу после него, в ледяной, пронизанной светом воде происходит спаривание.
Самки мечут огромное число икринок в заранее подготовленные для этого углубления, и самцы оплодотворяют их. Эти брачные игры длятся одну-две недели, потом совершенно истощенные рыбы поворачивают назад к морю, откуда они пришли. Идя на нерест, они ничего не едят. В это время пищеварительный канал как бы дегенерирует и не удерживает пищу. Зато сильно развиваются органы размножения. На икру в конце странствия приходится почти четверть общего веса тела, на молоки - около восьмой части.
Развивающиеся из оплодотворенных икринок мальки остаются год-полтора в ручьях. Только после этого, превратившись в молодых лососей, они спускаются назад в море. Здесь начинается охота, и такая жизнь продолжается от двух до четырех лет. Где в это время охотятся лососи, сегодня неизвестно. И хотя есть множество теорий, но правда пока скрыта. С уверенностью можно сказать лишь, что лососи проникают куда-то в глубину, но близко от берега или, напротив, за сотни миль - неизвестно.
Угри, наоборот, перестают охотиться, когда, став большими и жирными, возвращаются обратно в море. У них одна цель - вперед в Саргассово море! Но тут у них, так любящих тьму, начинают расти глаза. Они увеличиваются в 8-9 раз, а темное тело начинает слегка отсвечивать серебром. Может быть, они переносят в глубины, откуда они появились, свет - не прямой, но отраженный солнечный свет, преломляющийся в воде и указывающий им теперь путь.
Так лососи и угри действительно оказываются противоположными. Одни любят свет и холод, другие боятся этого; зато они, в свою очередь, любят темное тепло, которое совсем чуждо другим. Но те и другие связывают моря и реки, соленую и пресную воду, и появляются, странствуя, то тут то там, живя в водном круговороте Земли. И подобно птицам ощущают смысл своего существования в странствиях.
Полярность угря и лосося тесно связана с полярностью сред обитания: морской воды и воды рек и ручьев. Одна соленая, другая пресная. Насколько же различными должны быть семейства, мечущие икру и развивающиеся первое время на вершинах гор и холмов, в царстве ключей и ручейков, и те, кто начинают жизнь в темных глубинах океана! Оплодотворение икринок происходит предположительно на глубине две-три тысячи метров. Если принять, что нерест лосося происходит в среднем на высоте 1000-2000 метров, то получится довольно большая разница.
Причем у лосося время нереста - это глубокая зима, у угря, наоборот, лето. Прибавьте к этому, что лосось стремится к северным высокогорьям, тогда как Саргассово море, находящееся на широте Флориды, принадлежит к субтропическому климатическому поясу.
Таким образом, икринки угря развиваются в темноте в соленой воде, икринки лосося - в пронизанной светом пресной. Тут в развитии рыб определяющую роль играют глубокие качественные различия. Ведь соленая вода содержит не только большее, по сравнению с пресной, количество солей, но состав присутствующих в ней химических элементов и веществ накладывает совершенно особый отпечаток на образующуюся в ее глубинах органическую жизнь. Полной противоположностью ей является пресная вода рек и ручьев: она светлее, легче, быстрее; ей совершенно не свойственен тот "интимный", "вынашивающий" характер, который так присущ морской воде.
Рудольф Штайнер совершенно определенно указал на эту противоположность в одном из своих докладов для рабочих Гетеанума. Тогда, 9 февраля 1924 года, он сказал: "Видите ли, если исследуешь собственно соленую воду, морскую воду, содержащую очень большое количество солей, то приходишь к заключению, что эта соленая вода весьма слабо соотносится с мировым пространством... Пресноводные источники открыты для Вселенной, они, подобно нашим глазам, распахнуты вовне. Так что мы могли бы сказать: в тех местах, где появляются ключи, Земля смотрит в дали пространства, там органы чувств Земли; тогда как плоть Земли, собственно внутреннее - это, скорее, соленое море... Все, благодаря чему Земля связана со Вселенной, все это приходит от пресной воды; все, что образует внутреннее Земли, приходит от соленой воды."
Но тем самым тотчас открывается непосредственное понимание представленных феноменов. Поскольку сразу видно, что лососи мечут икру у истоков рек и ручьев, в "глазах Земли", и поэтому с самого начала они интимнейшим образом связаны с космическим светом. Отсюда игра расцветки, мясо "лососевого" цвета, мощная сила подъема на нерест. Это живет и действует погруженный в них свет. Лососи - это рыбы, сотканные из света; спускаясь с гор в море, они ведут этот свет с собой и вносят его в глубины и просторы мирового океана. А угри, выйдя из глубин соленого моря, на всю жизнь остаются связанными с тьмой. Это ночные животные, избегающие света и стремящиеся к темноте. Бесцветные, то есть бессветные, они поднимаются личинками на поверхность океана, стремятся к побережью и теряют присущую рыбам форму, чтобы стать внешне подобными червю. И как только они коснутся пресной воды, их кожа окрашивается в желтый цвет, чтобы можно было задержать находящийся в воде свет. Затем угорь вырастает, становясь зеленой или темно-желтой водяной змеей, годами живущей в реке. И как лосось послан в море, чтобы нести свой свет в глубины, так и угорь - в реки, чтобы принести им необходимую долю тьмы.
А когда в конце своей "речной" жизни угорь возвращается в море, стремясь на родину, его глаза начинают расти, а тело начинает отливать темным серебром. Ведь теперь он нуждается в том отблеске света, которого раньше так избегал. Он нуждается в нем, чтобы растущие органы воспроизведения получили силу для продолжения рода. То, что дается лососям полным света миром ручьев и ключей, угорь получает благодаря ненормальному росту глаз. Обоим для продолжения рода нужен свет.
В упомянутом докладе для рабочих Гетеанума Рудольф Штайнер касается и лососей, и описывает, насколько необходимо для них подняться в горные реки, чтобы там наверху добыть себе небесные силы для органов размножения. Он говорит:
"Земля действует на мускулы, Земля действует на кости. Земля отдает нам свою соль, и мы приобретаем крепкие кости, сильные мускулы. Но с этой земной солью мы ничего бы не смогли сделать для наших органов чувств и органов воспроизведения; они от нее погибли бы. Они должны развиваться под влиянием внеземного, под влиянием небесных сил. И лосось показывает, насколько он различает соленую и пресную воду. В соленую воду он идет, чтобы потолстеть, чтобы получить земные силы."
Тем самым дается уже полная картина рассматриваемых здесь феноменов. Мы ощущаем противоположность жизни в море и в реках и учимся видеть, что описанные странствия имеют глубокое основание. Они несут свет рек и ручьев во тьму морей, а темноту океана в ясность рек. Угри и лососи - это вечные посланники, как бы носители своего рода дыхания, позволяющего свету и тьме перетекать между морем и сушей. Всюду, где струится и переливается вода, где она кружит или успокаивается в движении, в игре света и тьмы живет мир рыб. Всюду, начиная с искаженных сумраком форм глубоководных рыб и кончая светлой чеканкой сельди и шпрот, форелей и гольяна, похожего на световую стрелу, взаимодействует светлое и темное.
Но лососи и угри захвачены этим светом и тьмой, они приняли их в себя и стали их посланцами.
Если выработанное сейчас представление охватить и увидеть во всей его реальности, то открывается возможность приблизиться к решению одной из сложнейших проблем, возникающих при исследовании этих рыб. Прежде было совершенно непонятно, как это лосось, например, поднимаясь по реке, всегда оказывается недалеко от того места, где он родился. Он снова возвращается туда, где он когда-то вырос. Сначала пытались это объяснить, ссылаясь на передачу места по наследству. Но новейшие эксперименты ясно показывают, что лососи возвращаются не туда, где жили их предки, а туда, где они сами провели свое детство.
Герлах рассказывает о предпринятых в Америке попытках разведения лососей, однозначно доказывающих это. Он пишет: Начиная с 1939 года на реке Колумбия на северо-западе США проводилось переселение шиноокских лососей. Эти лососи поднимаются по Колумбии на нерест. Когда пройдены шестьсот километров, дорогу перекрывает плотина Гранд-Кули, ее высота 180 метров, и искусственное море за ней имеет слишком теплую для лососей воду. В 1939 году сотрудники "Federal Fish and Wildlife Service" под руководством доктора Иры Габриэльсон специальными сетями начали отлавливать лососей на пути вверх по реке в ста двадцати километрах ниже плотины и особыми вагонами доставлять их в "инкубатор" Ливенворта, где икра искусственно оплодотворялась. Когда молодые лососи настолько подрастали, что им необходима была река, их в цистернах доставляли к истокам Венатхэ, Ойтиата, Оканагона и Метоу и там выпускали. Эти реки впадают в Колумбию ниже плотины Гранд-Кули. Там и оставались молодые лососи до тех пор, пока через год не выросли до 15-ти сантиметровой длины. Тогда они устремлялись в океан и больше их не видели. В 1944 году они должны были снова появиться на нересте - через пять лет после рождения лососи обычно возвращались. Так и случилось. Когда они были маленькие, их пометили, подрезав плавники. Выпущенные в Венатхэ рыбы без колебания выбрали путь именно в эту реку, лососи из Ойтиата, Оканагона и Метоу также уверенно нашли места, где они выросли. А родину своих родителей выше Гранд-Кули они не искали. В следующие годы поступали так же, и эксперимент по переселению удался".
Тем самым очень точно указано на примечательное свойство лососей после многих лет путешествий, составляющих тысячи миль, возвращаться именно на свою родину, в ручей своего детства. Отделаться от этой способности словом "инстинкт" было бы просто фразой. Наследование также не играет при этом никакой роли; можно предположить, что здесь действует другой принцип. "Искать" путь рыбы не могут; у них нет для этого ни подходящих чувств, ни возможности суждения. Единственное, что можно себе представить - это что они путешествуют "вслепую", но "вслепую" в смысле возможностей, с помощью которых "слепо" летят птицы, как бы ведомые издали. Только придя к представлению, что каждый отдельный лосось остается связанным с особенным светом своего ручейка, что через все странствия его ведет нежная световая линия, невидимая для человеческого глаза, но воспринимаемая лососем, начинаешь приближаться к пониманию его загадочного поведения. Каждый лосось несет с собою в море нежное "световое пламя". И как в сказке хлебные крошки вели детей, чтобы они смогли снова найти путь домой, так и маленькая "световая нить" ведет лосося в море и по ней он через годы сможет снова нащупать дорогу на родину.* /*Примечание издателя: сегодня считается известным, что родную реку лососи находят по запаху./
Это происходит, по-моему, почти так, что миллионы лососей, каждый год спускающихся из рек в темноту морей, как будто несут с собой эти световые язычки и нити, тем самым тихо освещая тьму, а возвращаясь снова, "сматывают" их и с их помощью раскрашивают свое свадебное платье. Это представление сильно выиграет, если вспомнить о разных глубоководных рыбах, которые подчас снабжены во всевозможных местах своей телесной организации нелепейшими лампами и фонарями. Их световые источники видимы и для человеческого глаза, поскольку эти рыбы мечут икру не в горных ручьях, и поэтому не получают как бы в подарок к рождению эфирный свет как световой эфир. Глубоководные рыбы должны сделать свои светильники из собственного тела, поэтому получается пестрый свет - он заметен, но не светит.
Похожую загадку предлагают и угри, которые в странствиях отыскивают реки, а возвращаясь на нерест, не теряют Саргассово море. И здесь единственно приемлемое объяснение может дать лишь "слепое" плавание, как оно было описано выше. Они приходят из темноты, прозрачными мальками поднимаются на поверхность моря и направляются к берегам Америки и Европы. При этом в детском возрасте нет никакой разницы между мальками европейских и американских угрей, и те и другие вырастают вместе, и тем не менее каждый малек "знает", чей он. Так одни направляются на Запад, другие на Восток.
Если говорить в связи с этим об инстинкте, то проблема бы только затемнилась. Но можно себе представить, что и европейские и американские реки посылают в морскую тьму нежный свет, и что качества света с Востока и с Запада различны. Почти единственное отличие маленьких американских угрей от европейских это разное число позвонков: у первых 107, у вторых 114. Может быть, позвоночник действует как чуткая антенна и ведет одну группу на Запад, а другую на Восток. В таких вопросах ни в коем случае нельзя игнорировать окружающий мир с его невероятной дифференцированностью. Многообразие его сил действует на животное, возникшее из них и для них. Малек угря - это орган чувств, и лишь когда он округляется в стеклянного угря, дополнительно появляется организм пищеварения и обмена веществ. "Световая антенна" направлена туда, откуда сияет воспринимаемый ею свет. Но как только световой след достигает реки, свечение увеличивается настолько, что шкура окрашивается, а животное превращается в "обжору". Только когда через несколько лет угорь снова возвращается из реки в море, его глаза начинают расти; ведь он возвращается на свою темную родину и снова превращается в орган чувств; теперь он прекращает есть и стремится во тьму, откуда он однажды появился. В постоянной игре света и тьмы проводят свою жизнь угри и лососи.
Теперь становится понятным то, что сказал Рудольф Штайнер в докладе 28. 10. 1923 г. о природе рыб: "Рыба вся наполнена водой, но ощущает она себя не как воду. Она чувствует себя как нечто, что замыкает воду, как окружение воды, она чувствует себя как бы сверкающей оболочкой воды. А воду она ощущает, как чуждый себе элемент, который входит и выходит, но при этом приносит необходимый ей воздух. Но и воду и воздух она ощущает как нечто чуждое. Как физическая рыба, она ощущает это чуждым себе, но рыба имеет также эфирное и астральное тело. И это является как раз особенностью рыбы; благодаря тому, что она чувствует себя оболочкой и что вода остается связанной с остальным водным элементом, благодаря этому она ощущает эфир как то, в чем она, собственно, живет. Рыба - это особенное животное, совершенно эфирное животное. Для самой себя она физическая оболочка воды; воду, которая в ней, она чувствует принадлежащей ко всей воде в мире. До некоторой степени влага для нее пронизывает все и в этой влаге она воспринимает эфир. Рыбы, конечно, немы для земной жизни, но если бы они могли говорить, они сказали бы: "Я - оболочка, но такая, которая несет всюду распространяющийся водный элемент - носитель эфирного элемента. Я плаваю, в сущности, в эфире." - Таким образом, рыба ощущает свою жизнь как жизнь Земли. Поэтому она внутренне соучаствует во всем том, что совершается Землей в кругообороте года: в летнем выхождении и возвращении эфирных сил. Рыба ощущает эфир как дыхание Земли."* /*Рудольф Штайнер "Человек как звучание творящего, образующего и формирующего Мирового Слова" (Der Mensch als Zusammenklang des Schaflenden, bildenden und gestaltenden Weltenwortes", GA 230)./
Но тем самым Рудольф Штайнер описывает невероятно чувствительный мир ощущений рыб, которые, словно антенны, слышат игру эфирного мира Земли. Угри и лососи всей своей организацией живут в эфирном царстве; они плавают в воде, но их бытие - в эфирных потоках света и тьмы, тепла и холода, звучащего и химического, жизни и смерти.
Поэтому лососи так же подчиняются кругообороту года, как солнечные часы ритму дня. Осенью, когда "вдыхается" земной эфир, они поднимаются к своим ручьям, чтобы в середине зимы начать нерест. Весной, вместе с потоком "выдыхаемого" земного эфира, они спускаются к морю.
Подобным же образом угри осенью возвращаются в океан, чтобы в середине лета отнереститься и умереть в Саргассовом море.
Но оба отряда живут в игре света и тьмы, все вновь и вновь развертывающейся между морем и реками, между пресной и соленой водой, между небесными силами и земными глубинами.
С тех пор как Иоганн Шмидт сделал грандиозное открытие, что европейские и американские угри нерестятся в Саргассовом море, самые разные ученые ломали себе голову над тем, почему это происходит там и ни в каком-нибудь другом месте. Все больше и больше это связывается с теорией Вегенера о движении континентов, и сегодня существует группа ученых, которые считают, что угри были когда-то пресноводными рыбами, но из-за постепенного расхождения материков "упали", так сказать, в море; как если бы они сидели между двумя стульями, которые под ними раздвинулись.
Мьюр Эванс, например, описывает, как африкано-европейский блок отделился от американского и затем прибавляет: "Если это верно, то легко можно себе представить, как мальки европейских угрей поднимались в восточные реки, находившиеся тогда совсем близко, и как потом, когда континенты разделились, путешествия к пресной воде становились все длиннее, пока, наконец, не выросли до 3000 миль. Конечно, трудно мыслить в геологических масштабах, но эта теория – единственная, дающая разумное объяснение странствиям европейских угрей. "
Ойген Крауз в работе "Проблема угря" также много занимался этим вопросом и попытался развить духовнонаучные представления об этом. Он первым смог указать на то, что путешествия угрей, по-видимому, связаны с Гольфстримом, и он полагал, что указание Рудольфа Штайнера о том, что некогда Гольфстрим омывал атлантический континент, могло бы разрешить одну из существенных загадок в жизни угря. Но если взять это указание Рудольфа Штайнера в точном смысле, то бывший атлантический континент никогда не касался района теперешнего Саргассова моря. Ибо там сказано: "Оно движется с юга, через Баффинов пролив, приближаясь к северной Гренландии, и омывает ее, затем течет на Восток, постепенно охлаждается, затем проходит через район Урала - это было задолго до того, как Сибирь и Россия поднялись на поверхность - затем поворачивает, касается восточных Карпат, втекает в местность, где сегодня находится Сахара и, наконец, через Бискайский залив добирается до Атлантического океана. Это Гольфстрим, течение, которое некогда огибало атлантический континент."* /*Рудольф Штайнер, "Миссия отдельных народных душ в связи с северогерманской мифологией" (Die Mission einzelner Volksseele im Zusammenhänge mit der germanisch-nordischen Mythologie, GA 121), 10 доклад./
Это движение вокруг побережья древней Атлантиды, центр которой находился где-то в районе современной Ирландии, происходит далеко от Саргассова моря.
Да и расселение угрей лишь частично происходит параллельно этим береговым линиям. Крауз сам пишет: "Таким образом, европейский угорь встречается на всем побережье Европы, от Скандинавии до Белого моря, в Балтийском, Средиземном морях, на побережье Северной Африки, в Мраморном, Черном, Азовском морях и, наконец, в Исландии (исключая восточное и северо-восточное побережья).
Американский угорь населяет восточное побережье Северной Америки до Лабрадора, юго-западную Гренландию, северное побережье Мексиканского залива, острова на востоке Карибского моря, Багамские, Большие и Малые Антильские острова, вплоть до устья Ориноко на северо-восточном побережье Южной Америки."
Тем самым очерчены районы, куда плывут угри. Но они совершенно не совпадают с границей Атлантиды. Вполне могло бы быть и так, что угри когда-то поднимались в реки Атлантиды и при постепенном погружении этого континента шаг за шагом завоевывали другие прибрежные области. Но Саргассово море должно было быть колыбелью угрей задолго до того, как существовала Атлантида. Ведь они рыбы, и история их возникновения относится к глубокой древности Земли.
И до сих пор они сохранили это превращение из рыбы в змею, подобное метаморфозу у лягушки и других амфибий. Ведь те, родившись головастиками, и до сего дня обнаруживают свое происхождение. Превращение личинки угря в змееподобную форму - без сомнения указание на древнейшее превращение, через которое прошли когда-то эти животные. Кто знаком с развитием Земли по книге Рудольфа Штайнера "Очерк тайноведения"*, едва ли усомнится в том, что превращение угрей совершалось в те времена, когда произошло грехопадение человеческого рода, в то самое время, когда Луна выделилась из Земли и благодаря этому стала возможной дальнейшая эволюция. /*Рудольф Штайнер "Очерк тайноведения" (R. Steiner, Geheimwissenschaft im Umriss, GA 13) - Ереван, "Ной", 1992/
Происхождение угря, как и всех рыб, относится к эпохе Гипербореи; к той эпохе, когда Солнце и Земля составляли еще единое мировое тело, пронизанное светом и теплом. А когда из Земли родилось Солнце, возникла рыба как животное существо. Рудольф Штайнер указывает на это, говоря:
"Когда Земля и Солнце были еще едины, человек существовал в очень духовном, утонченно-эфирном виде. Когда Земля и Солнце разделились, он выделил животных, которые были оставлены на ступени развития, соответствующей состоянию, когда Солнце еще находилось внутри Земли. Из тех существ, которые развивались как животные формы, пока Солнце еще было связано с Землей, в ходе эволюции возникли, естественно, совершенно другие формы, ибо с того времени пройдено долгое развитие. Но если брать характерную форму, существующую сегодня, которую мы могли бы сравнить с тем, что отстало при отделении Земли от Солнца, то мы должны будем взять рыбу. Это то, что, если так можно выразиться, несет в себе последний отзвук солнечных сил."* /*Рудольф Штайнер, "Мир, земля и человек" (Welt, Erde und Mensch, deren Wesen und Entwicklung. GA 105), 7-й доклад./
Тем самым впервые брошен свет на историю возникновения рыб: весь этот огромный класс можно причислить к древнейшим росткам в мире земных организмов. Из этого давно минувшего периода неизменной дожила до наших дней уже упомянутая Латимерия.