Содержание.
Ведение | Стр. 2 |
1. Актуальные исследования в области нейрофизиологии | Стр. 3 |
2. Актуальные исследования в психологии и педагогике. | Стр. 4 |
3. Актуальные исследования в области Медицинской психологии | Стр. 6 |
4. Связь темперамента и СДВГ | Стр. 20 |
Заключение | Стр. 23 |
Библиографический список | Стр. 24 |
Введение.
На сегодняшний день одним из самых распространенных нарушений у детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. По различным данным его распространённость в мире достигает 20%.
Согласно актуальным статистическим данным распространенность СДВГ в Красноярском крае достигает 15% от общего числа детской популяции.
До недавнего времени СДВГ считалось одним из симптомокомплексов Минимальных мозговых дисфункций, однако в связи с его большой распространенностью, сегодня СДВГ считается отдельной нозологической единицей.
Ученые в разных областях знаний заняты поиском причин возникновения СДВГ, а также определением факторов, влияющих на течение и коррекцию этого нарушения.
Уже достоверно известно, что СДВГ является междисциплинарным расстройством, а это значит, что работать с нарушением необходимо в комплексе, используя знания медицины, психологии, нейрофизиологии, педагогики.
Интересен тот факт, что симптомы СДВГ не проходят с возрастом, как считалось ранее, а сохраняются и во взрослой жизни. У взрослого человека симптомы СДВГ проявляются в импульсивности, низком самоконтроле, вспыльчивости, неспособности доводить начатые дела до завершения, что в свою очередь, может вести к значительным нарушениям как в личной, так и профессиональной сферах.
|
Сохраняющиеся симптомы СДВГ у подростков часто приводят к развитию асоциального поведения, к алкоголизму, наркомании, правонарушениям.
Таким образом очевидно, что раннее выявление причин и своевременная коррекция симптомов СДВГ может помочь личности расти полноценной и успешной.
Пик исследований, ориентированных на поиск причин и определение эффективных методов коррекции нарушения приходится на начало XXI века.
Активные разработки в этой области ведутся и по сегодняшний день.
С целью формирования объективной теоретической и практической базы, мы обратились к анализу работ, представляющих практическую значимость для нашего исследования, провели анализ работ от 2000г.г. и до настоящего времени. Особое внимание уделяя исследованиям в области Медицинской психологии.
Актуальные исследования в области нейрофизиологии.
В 2000 году Е.В. Касатикова исследователь в области нейрофизиологии предположила, что причиной СДВГ может являться нарушение химических процессов, протекающих в головном мозге, и именно эту гипотезу исследователь вынесла на защиту работы.
Однако, в результате своих исследований Е.В. Касатикова говорит о совокупности факторов, влияющих на развитие и протекание СДВГ у детей, а именно, по мнению Елены Викторовны в 60% случаев этиология СДВГ носит комбинированный характер.
Причинами заболевания может служить целая совокупность таких факторов, как: медико-биологических и психосоциальных, частота встречаемости такого соотношения составляет порядка 29%. Частота совокупности медико-биологических и наследственных факторов составляет порядка 12%, в свою очередь совокупность медико-биологических, психосоциальных и наследственных факторов составила 19% от общей выборки.
|
К психосоциальным факторам, в свою очередь, исследователь относит следующие: наличие серьёзной психической травмы во время беременности у матери, фактор неблагоприятного микроклимата в семье, неполная семья, трудности в общении с ребёнком.
Так же исследователь говорит о важной роли наследственной предрасположенности в возникновении симптомов СДВГ, это порядка 22% случаев от общей выборки, и психосоциальных факторов риска, что составляет 30% от общей выборки.
Теоретическое значение ее работы в истории развитии проблемы СДВГ России заключается в выявлении процента влияния описанных выше факторов риска возникновения и усугубления СДВГ у детей.
Практическое значение этой работы заключается во внедрении в практику диагностики СДВГ в общеобразовательных учреждениях специальных анкет, для родителей и учителей, которые позволяют повысить эффективность выявления симптомов расстройства в детской популяции.
Актуальные исследования в психологии и педагогике.
В 2006 году Дьячкова М.С., исследователь из г. Ярославль, рассматривала особенности индивидуального психологического развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с синдромом дефицита внимания и гиперактивным поведением.
В качестве общей гипотезы исследования Марина Сергеевна выносит предположение о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью имеют в том числе и индивидуальные особенности психического развития, которые, в свою очередь, и обусловливают низкий уровень готовности к обучению в школе.
|
Марина Сергеевна так же, как и многие современные исследователи, обращает внимание на то, что в последние годы значительно увеличивается число детей, с признаками гиперактивного поведения, недостаточную способность к удержанию внимания.
Марина Сергеевна говорит о том, что дети с СДВГ так же могут иметь нарушение, которое принято называть минимальными мозговыми дисфункциями. В свою очередь, она разделяет детей с ММД и СДВГ на две группы, не объединяя эти нарушения.
По мнению Дьячковой М.С., в процессе перехода от семейного воспитания и комфортных условий дошкольного учреждения к принципиально иной атмосфере, характеризующейся повышением уровня самостоятельности, ответственности, а также повышением требований к социальным, личностным, интеллектуальным возможностям ребенка.
Период школьного обучения так же сопровождается кризисом семилетнего возраста, во время которого, ребенок переходит с ориентации мира людей, на мир вещей.
В этом возрасте у ребенка формируется такое важное для обучения качество, как произвольность.
С поступлением в школу изменения затрагивают все сферы жизни ребенка – у него изменяется режим дня, изменяется социальное окружение, но самое главное заключается в том, то значительно изменяются требования к ребёнку, и растет нагрузка на его эмоциональную, физическую, интеллектуальную сферу.
Согласно Дьячковой М.С., в том числе, не все дети, которые поступают в школу, могут соответствовать новым требованиям. У детей с СДВГ трудности обучения в младшем школьном возрасте имеют несколько причин, однако Марина Сергеевна говорит о том, что помимо сопутствующих физиологических расстройств, такие дети имеют и нарушения развития психологической сферы. Следствием этого факта являются проблемы адаптации к школьному обучению, что вполне логично.
Например, если нарушена коммуникативная сфера, то, соответственно, ребенку трудно найти друзей, трудно установить конструктивные отношения с учителем, что может вести к снижению и так, нездоровой самооценки. Часто дети с СДВГ, имеющие коммуникативные проблемы, становятся в группе сверстников «изгоями», что опять-таки лишает их возможности удовлетворять потребность в коммуникациях, лишает возможности формировать объективную оценку собственной личности.
В тоже время, дети с нарушением эмоционально-волевой регуляции нарушением концентрации внимания не способны удерживать, обрабатывать и воспроизводить учебную информацию, что. Естественно ведет к низкой академической успеваемости.
Еще одной причиной низкой школьной адаптации по мнению Дьячковой М.С. являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). Марина Сергеевна отмечает, что у детей с ММД интеллектуальный уровень обычно соответствует уровню нормативных детей, либо находится в пределах субнормы, поэтому, в своей работе Дьячкова М.С. разводит понятие СДВГ и ММД. Таким образом можно говорить о том, что СДВГ и ММД по своей структуре не взаимозависимые нарушения, однако эти нарушения могут сопровождать друг руга.
Возвращаясь к вопросу о низком уровне школьной адаптации у детей с СДВГ можно говорить о том, что еще одной причиной проблем с успеваемостью может быть так же ММД.
По мнению Марины Сергеевны, дети с диагнозом «дефицит внимания и гиперактивность» характеризуются чрезмерной подвижностью, избыточной двигательной активностью, нарушением функции контроля внимания. Так же для детей с таким диагнозом характерна импульсивность в поведении.
Дефекты концентрации внимания, отвлекаемость, импульсивность, как мы уже отмечали выше, ведут к нарушению формирования социальных контактов, к снижению адаптации, к академической неуспеваемости.
Несмотря на утверждение Марины Сергеевны о наличии у детей с диагнозом СДВГ чрезмерной подвижности, в соотношении с нормой, практика современных исследований показывает, что в последние 5 лет в Красноярске преобладает количество детей с выраженным дефицитом внимания, в тоже время такие дети не демонстрируют гиперактивности или импульсивности, а наоборот, достаточно спокойны и усидчивы.
Со слов нейрофизиолога Муллер Т.А., сегодня в Красноярске дети с чрезмерной подвижностью составляют лишь небольшую часть, основной проблемой сейчас является именно низкая способность к концентрации внимания.
Дьячкова М.С. говорит о том, что раннее выявление и своевременная коррекция симптомов гиперактивности и дефицита внимания является важным фактором, обеспечивающим успех коррекции этого нарушения. В то же время, Н.Н. Заваденко говорит о том, что первые симптомы СДВГ проявляются уже в возрасте 3-х лет, и уже в раннем возрасте и на этапе дошкольного детства возможна коррекция, к тому же чем раньше начинаются коррекционные мероприятия, тем больше шансов оказать полноценную помощь ребенку.