XX век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изучением человека. Это привело как к положительным последствиям (изучение человека в разных его аспектах), так и к отрицательным (появление расизма).
Проблема расизма очень актуальна в наше время: большое количество националистических движений, значительное число отдельных людей, сочувствующих идеям национализма или зараженных определенными расовыми предрассудками.
Хотя современная антропология показала, что идеи расизма не научны, и часть составителей учебников отказались от всяких высказываний по данному вопросу из этических соображений, это не остановило распространение расизма по всему миру в разных его проявлениях.
Наряду с этническими различиями между людьми существуют также физические (анатомические). Физическая антропология изучает вариации физического типа человека, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками. Биологическая антропология занимается вопросами изменчивости человеческого организма, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками, в условиях изменения природной, экологической среды проживания человека. Одним из самых значимых вопросов, который интересует антрополога это человек и его происхождение, сущность, особенности и жизненные задачи.
Расовая классификация возникла в конце 18 века - начале 19 века. Швейцарский антрополог Блюменбах выделял пять рас: кавказоидов (европеоидов), негроидов, "азиатские типы", австралоидов и американоидов. Все же наиболее распространено деление человечества на три большие расы: монголоидную, европеоидную, и экваториальную. Данный вариант подразумевает, что монголоиды включают американоидов, а негроиды австралоидов. Существуют классификации, выделяющие две выше указанные общности самостоятельные. Краткое упоминание о них отражает различие точек зрения на эту проблему. Не последним фактором, определяющим многовариантность классификации, являются разные взгляды ученых на время образования комплексов признаков, составляющих специфику той или иной расы.
|
Расово-антропологическая школа одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половине XIX - начале XX вв. Основная идея ее возникновения опирается на тезис о решающем воздействии расового фактора на историю и культурное развитие народов. Произошло уподобление развития культуры развитию биологического организма, что отразилось в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Это привело к сведению культурного разнообразия, особенностей этнокультурных общностей к расовым, антропологическим характеристикам индивида. В свою очередь, такие логические ухищрения явились теоретической основой расизма.
Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными построениями.
|
В конце XIX - начале XX вв. в Европе появились популяризаторы подобных идей (особенно Гобино и Чемберлен), которые получили свою известность благодаря очень упрощенной и скандальной интерпретации истории. Это привело к резкой критике расово-антропологической школы, которая, тем не менее, смогла накопить ряд полезных знаний о человеке, его истории, а также обогатить такие науки как археология и биология.
Антропология исследует процесс возникновения рас, прослеживает взаимодействие разных расовых типов в процессе перемещения. Использует все свои достижения, идеи для подтверждения равноценности рас и предотвращения любых новых попыток возродить концепции "научного" расизма.
Всплеск расовых теорий, которые опираются на теорию неравноценности других этносов, чаще всего является следствием кризисных ситуаций в обществе. Проще всего обвинить в своих бедах человека, который отличается по внешности. Так, например, в России винят приезжих из Кавказа, Азии в том, что из-за них не хватает рабочих мест, они являются распространителями наркотиков, преступности и так далее. В каждом государстве находят тех, кого можно обвинить в своих проблемах. Этому также часто способствуют СМИ, политические партии, фильмы, музыка и т.д. Особенно суггестивны в этом отношении подростки, психика которых еще не устойчива. Данный возраст отмечается желанием совершать неоднородные поступки, быть заметным, что обусловлено низким уровнем знаний о расизме. Большая часть молодых людей с возрастом перестают увлекаться идеями неполноценности других рас, понимая, что внешность это не показатель. Однако эти идеи могут выступать способом решения собственных внутренних противоречий, которые объективируются, переносятся на представителей других этносов.
|
Таким образом, можно сказать, что расово-антропологическая школа имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Нельзя сводить все достижения расово-антропологической школы только к возникновению расизма, который является в большей степени продуктом политического, экономического, психологического развития общества.
Заключение
Анализ научной литературы позволил заключить, что все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся на педагогическом подходе, включают в себя понятия "нормы", "социализации" и "адаптации". Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации личности следует рассматривать как активно развивающий, а не только как активно приспособительный. Социальная адаптация способствует развитию и содержательному обогащению личности, социальной среды, социальной природы человека. Поэтому она должна рассматриваться как проявление человеческой природы, ее продолжение и реализация.
Список литературы
1. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. (2007) Народы. Расы. Культуры. М.: Наука. 1971.
2. Расы и расизм. История и современность. М.: Наука, 2008.
3. Клакхон К. (1998) Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
4. Арутюнов С.А. (2001) Культурная антропология. М., 2006.
5. Белик А.А. (1999) Культурология. Антропология теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009.
6. Алексеев В.П. (1974) География человеческих рас. М. 2008.
7. Никифоров А.Н., "Невидимые обитатели улиц. Бездомные Люди и "Врачи без границ" - 11 лет в России", МСФ, Москва, 2008.
8. Dear Michael, " Understanding and Overcoming the NIMBY Syndrome ", Journal
9. of the American Planning Association, 58 (3), 2006.
10. А.П. Цыганков, П.А. Цыганков, "Социология международных отношений. Учебное пособие", Москва, "Аспект Пресс", 2009.
11. "La citoyenneté locale?", Christian Le Bart." Cahiers français " № 316 septembre-octobre 2008.
12. Диана Шмидт, "Какое гражданское общество существует в России". Pro et Contra №1 (31) 2006.
13. Европейский Союз как агент "демократизации" третьих стран (на примере РФ).
14. Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования, 2007. № 16.