Технологическая карта урока
1. Дата ____________ класс
2. Предмет Технология
3. Учитель: Картамышева Т.Л.
4. Класс: 5
5. Тема урока Потребности и технологии, их развитие.
6. Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.
7. Задачи:
ü предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
ü объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие
ü организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
8. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
10. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.
Характеристика этапов урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | ||||||||
1. | Орг. момент | Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология». Проверяет готовность учеников к уроку. Представляет план урока. | Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей. | К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве. | ||||||||
2. | Мотивация к учебной деятельности | В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала. В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии. Учебник, который вы держите в руках, поможет вам разобраться: Что такое технология? Вы читаете этот учебник, сидя за столом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате? За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий. | Слушают учителя, знакомятся с учебником. Работают с карточкой. | П.: структурировать знания К.: адекватно воспринимать оценку учителя. Р.: уметь контролировать своё время и управлять им; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||
3. | Изучение новых знаний | Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии. Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности. Все технологии созданы и используются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий привели потребности людей. Рассмотрим, что можно отнести к потребности. В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды. Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1. В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного. Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества. Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю. После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий. Что же означает слово «технология»? Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: «техне»-мастерство, «логос»-знание, наука. Таким образом, технология - это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, технология – наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях различных материалов, энергии и информации в интересах человека. В освоении технологии вам поможет освоение различных школьных предметов | Записывают определение в тетрадь. Отвечают на вопрос. Приводят примеры потребностей человека из личного опыта. Зарисовывают в тетрадь иерархию потребностей. Записывают в тетрадь виды потребностей Записывают в тетрадь определение | Л.:Самоопределение, самоорганизация, К.: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р.: Способность прогнозировать деятельность на уроке | ||||||||
Практическая работа | Давайте изучим потребности1. Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки. 2. Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить. 3. Расскажите, как они удовлетворяются. | Рассматривают картинку и отвечают на поставленный учителем вопрос | П.: выполнение действий по алгоритму, доказательство. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Самоопределение, самоорганизация, Р.: контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |||||||||
5. | Физкультминутка | А теперь ребята встанем, подтянулись 5-6 раз. Сделаем руками волну 6-8 раз. Встряхнули руки, сели. | Делают волнообразные движения. | К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе. | ||||||||
6. | Актуализация знаний | Современные технологии. Человеку необходима защита от непогоды и от непрошенных гостей – он научился использовать пещеры, рыть землянки, а потом и строить дома. Современные строительные технологии позволяют создавать городские многоэтажки и уютные загородные дома, сохранять тепло в квартире и изолировать комнаты от городского шума. Для того чтобы перевозить грузы, передвигаться и путешествовать, человек совершенствует транспортные технологии. А какие виды транспорта вы знаете? В последнее время очень быстро развиваются технологии связи, или коммуникации. К современным средствам коммуникаций относят компьютерная сеть Интернет, телефоны, радио, факсы, электронная почта. Чем больше новых предметов создаёт человек, тем больше у него возникает новых потребностей. И эти новые потребности вновь подталкивают на развитие технологий. Более 100 лет назад (в 1895 г.) русский учёный Александр Степанович Попов изобрёл радиоприёмник и радиопередатчик. С помощью радиопередатчика стало возможным посылать сообщения в закодированном виде. Как вы, наверное, уже догадались, радиослушатели сразу захотели быть не только слушателями, но и зрителями. Возникла потребность в передаче изображения на большие расстояния. Чтобы обеспечить хорошее качество телепередач, антенну телевизионного передатчика надо установить, как можно выше. Для этого строят телевизионные башни. Высота останкинской телебашни в Москве 540 метров. Путь от первого радиоприёмника А.С.Попов до спутникового телевидения был пройден за 100 лет. И на всём этом пути работа учёных и инженеров «подстёгивалась» потребностью людей в получении информации и разработке новых технологий. | Перечисляют современные технологии, фиксируют в рабочих тетрадях | П.:извлечение необходимой информации из текстов -Р.:выполнение пробного учебного действия -К.:учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||||||
7. | Практическое задание | Прочитайте перечисленные понятия, подумайте и определите, какие из них относятся к миру природы, а какие – к миру технологий?
1. Вода в реке
2. Тепло в квартире
3. Тепло от солнца
4. Дождь
5. Поливальная установка
6. Телефон
7. Эхо
8. Рыба в море
9. Рыбные консервы
10. Природные пещеры
11. Землянки для проживания людей
12. Трава в лесу
13. Сено
14. Берёза
15. Древесина
16. Доска 17. Фанера
18. Сталь
19. Чугун
20. Проволока
21. Жесть
22. Рельсы
23. Шпалы
Постройте в тетради таблицу и впишите в неё ответы (вместо слов пишите цифры):
| Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы;
ориентируются в задании, осуществляют поиск необходимой информации из учебника.
Ответы:
| П.: умеют находить необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы. Р.:Принимают и сохраняют учебную задачу. Л.:обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. | ||||||||
8. | Закрепление пройденного материала | 1.Как изменяются потребности человека с возрастом? 2. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми. 3. Ребята, какие современные технологии вам известны и для чего они нужны? | Отвечают на вопросы | |||||||||
Рефлексия учебной деятельности. | Беседа по вопросам: - Что нового вы узнали на уроке? - Полезна ли вам будет в быту полученная на уроке информация? | Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. | П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Л.: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. К.:планирование учебного сотрудничества | |||||||||
Домашнее задание | Задания по выбору:
| Записывают в дневники |