Технологическая карта урока. Планируемые результаты




Технологическая карта урока

1. Дата ____________ класс

2. Предмет Технология

3. Учитель: Картамышева Т.Л.

4. Класс: 5

5. Тема урока Потребности и технологии, их развитие.

6. Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.

7. Задачи:

ü предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

ü объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие

ü организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

8. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты

Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества;

Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

10. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1. Орг. момент Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология». Проверяет готовность учеников к уроку. Представляет план урока. Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей. К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.
2. Мотивация к учебной деятельности В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала. В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии. Учебник, который вы держите в руках, поможет вам разобраться: Что такое технология? Вы читаете этот учебник, сидя за столом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате? За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий. Слушают учителя, знакомятся с учебником.   Работают с карточкой. П.: структурировать знания К.: адекватно воспринимать оценку учителя. Р.: уметь контролировать своё время и управлять им; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
3. Изучение новых знаний Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии. Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности. Все технологии созданы и используются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий привели потребности людей. Рассмотрим, что можно отнести к потребности. В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды. Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1. В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного. Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества. Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю. После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий. Что же означает слово «технология»? Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: «техне»-мастерство, «логос»-знание, наука. Таким образом, технология - это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, технология – наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях различных материалов, энергии и информации в интересах человека. В освоении технологии вам поможет освоение различных школьных предметов Записывают определение в тетрадь.   Отвечают на вопрос.   Приводят примеры потребностей человека из личного опыта.     Зарисовывают в тетрадь иерархию потребностей.   Записывают в тетрадь виды потребностей     Записывают в тетрадь определение     Л.:Самоопределение, самоорганизация, К.: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р.: Способность прогнозировать деятельность на уроке
  Практическая работа Давайте изучим потребности1. Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки. 2. Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить. 3. Расскажите, как они удовлетворяются.   Рассматривают картинку и отвечают на поставленный учителем вопрос П.: выполнение действий по алгоритму, доказательство. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Самоопределение, самоорганизация, Р.: контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
5. Физкультминутка А теперь ребята встанем, подтянулись 5-6 раз. Сделаем руками волну 6-8 раз. Встряхнули руки, сели. Делают волнообразные движения. К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.
6. Актуализация знаний Современные технологии. Человеку необходима защита от непогоды и от непрошенных гостей – он научился использовать пещеры, рыть землянки, а потом и строить дома. Современные строительные технологии позволяют создавать городские многоэтажки и уютные загородные дома, сохранять тепло в квартире и изолировать комнаты от городского шума. Для того чтобы перевозить грузы, передвигаться и путешествовать, человек совершенствует транспортные технологии. А какие виды транспорта вы знаете? В последнее время очень быстро развиваются технологии связи, или коммуникации. К современным средствам коммуникаций относят компьютерная сеть Интернет, телефоны, радио, факсы, электронная почта. Чем больше новых предметов создаёт человек, тем больше у него возникает новых потребностей. И эти новые потребности вновь подталкивают на развитие технологий. Более 100 лет назад (в 1895 г.) русский учёный Александр Степанович Попов изобрёл радиоприёмник и радиопередатчик. С помощью радиопередатчика стало возможным посылать сообщения в закодированном виде. Как вы, наверное, уже догадались, радиослушатели сразу захотели быть не только слушателями, но и зрителями. Возникла потребность в передаче изображения на большие расстояния. Чтобы обеспечить хорошее качество телепередач, антенну телевизионного передатчика надо установить, как можно выше. Для этого строят телевизионные башни. Высота останкинской телебашни в Москве 540 метров. Путь от первого радиоприёмника А.С.Попов до спутникового телевидения был пройден за 100 лет. И на всём этом пути работа учёных и инженеров «подстёгивалась» потребностью людей в получении информации и разработке новых технологий. Перечисляют современные технологии, фиксируют в рабочих тетрадях П.:извлечение необходимой информации из текстов -Р.:выполнение пробного учебного действия -К.:учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  
7. Практическое задание Прочитайте перечисленные понятия, подумайте и определите, какие из них относятся к миру природы, а какие – к миру технологий? 1. Вода в реке 2. Тепло в квартире 3. Тепло от солнца 4. Дождь 5. Поливальная установка 6. Телефон 7. Эхо 8. Рыба в море 9. Рыбные консервы 10. Природные пещеры 11. Землянки для проживания людей 12. Трава в лесу 13. Сено 14. Берёза 15. Древесина 16. Доска 17. Фанера 18. Сталь 19. Чугун 20. Проволока 21. Жесть 22. Рельсы 23. Шпалы Постройте в тетради таблицу и впишите в неё ответы (вместо слов пишите цифры):
Мир природы Мир технологий
   

 

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы; ориентируются в задании, осуществляют поиск необходимой информации из учебника.   Ответы:
Мир природы Мир технологий
1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15 2, 5, 6, 9, 16,17, 18, 19,20, 21, 22, 23

 

П.: умеют находить необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы. Р.:Принимают и сохраняют учебную задачу. Л.:обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.  
8. Закрепление пройденного материала   1.Как изменяются потребности человека с возрастом? 2. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми. 3. Ребята, какие современные технологии вам известны и для чего они нужны? Отвечают на вопросы  
  Рефлексия учебной деятельности. Беседа по вопросам: - Что нового вы узнали на уроке? - Полезна ли вам будет в быту полученная на уроке информация?   Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Л.: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. К.:планирование учебного сотрудничества
  Домашнее задание Задания по выбору:
  1. Найдите в интернете информацию о том, какие природные и искусственные материалы человек использует в повседневной жизни, подготовьте сообщение на эту тему.
  2. Составьте синквейн с понятием «потребность», «технологии» изученными на уроке на выбор
 
Записывают в дневники



 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: