Конспект НОД учителя – логопеда совместно с воспитателем для детей старшей группы с ОНР
Тема: «Платье для Золушки»
Цель: развитие речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· уточнить представление детей о профессии людей, изготавливающих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
· расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»;
· совершенствовать грамматический строй речи, упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, падеже, в употреблении антонимов, в подборе относительных прилагательных, учить отгадывать загадки;
Коррекционно-развивающие:
· совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
· развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, память, мелкую моторику, координацию речи с движениями;
Коррекционно-воспитательные:
· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
· стимулировать творческое воображение и накопление положительного эмоционального опыта.
Обогащение словаря: знакомство с загадками и народными пословицами.
Предварительная работа: знакомство с разными видами тканей, нитей. Чтение сказки Ш.Перро «Золушка». Рассматривание моделей одежды в журналах.
Ход НОД:
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре.
Логопед: Ребята! Какие вы сегодня нарядные, красивые, какая у вас одежда! А зачем человеку нужна одежда? Какую одежду носят девочки? А мальчики?
Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»
Дети передают друг другу мяч.
Логопед: Ты катись, веселый мячик
Быстро, быстро по рукам…
|
У кого веселый мячик,
Все про любимую одежду
Расскажет нам.
Раз, два, три – говори!
1 ребенок: мое любимое платье – голубое, шелковое, красивое
2 ребенок: моя любимая шапка - ….
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Давайте узнаем, зависит ли наше настроение от того, что на вас надето?
Этюд «Мое настроение»
Воспитатель: Попробуйте показать, что вы чувствуете, когда на вас надето красивое бальное платье, пушистые варежки, колючий шарф, короткая футболка… (дети показывают и отвечают).
Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку. Звучит музыка.
Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла Фея.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками.
Воспитатель: Если мы правильно соберем картинку, то узнаем, в какую сказку попадем.
Дети выкладывают картинку. Появляется Золушка.
Золушка: Здравствуйте ребята. Сегодня мачеха с сестрами едут во дворец на бал. Мне так хочется посмотреть, как они будут веселиться, но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я так за весь день ни разу и не присела.
Воспитатель: Знаем мы твою мачеху и знаем, какая ты, Золушка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед: Мачеха злая, а Золушка…
Дети: добрая.
Логопед: Мачеха грубая, а Золушка….
Дети: ласковая, вежливая.
Логопед: Мачеха ленивая, а Золушка….
Дети: трудолюбивая.
Золушка: Спасибо дети за ласковые слова.
Воспитатель: Золушка, расскажи нам как ты трудишься? Что делаешь?
Золушка: Я буду говорить, что я делаю, а вы добавляйте.
Игра «Наши руки не для скуки»
|
Золушка: Руками я готовлю….
Дети: обед.
Золушка: Руками я мою….
Дети: посуду, пол.
Золушка: Руками я стираю…
Дети: бельё.
Золушка: Руками я штопаю …
Дети: носки.
Золушка: Руками я поливаю….
Дети: огород.
Золушка: Руками я шью ….
Дети: одежду.
Воспитатель: Дети, давайте Золушке подарим пословицы о труде. Почему так говорят?
1ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
2 ребенок: Умелые руки не знают скуки.
3 ребенок: Дел время – потехе час.
Воспитатель: Я знаю еще одну пословицу: «Кто трудится, у того все сбудется». Запомните ее пожалуйста.
Дети повторяют хором, 2-3 человека индивидуально.
Физкультурная пауза «Поможем Золушке»
Воспитатель: Чем мы тебе можем помочь?
Золушка: Нужно напилить дров.
Дети встают парами, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров.
Пили, пила, пили дрова
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку!
Золушка: Молодцы! Теперь нужно разобрать зерна по тарелочкам.
Дети раскладывают перемешанную крупу: рис, горох, семечки, фасоль по отдельным тарелочкам.
Воспитатель: Теперь замесим тесто.
Дети с силой «месят тесто» - руки сжаты в кулаки, затем «формируют каравай» мягкими движениями рук.
Мешу, мешу, тесто
Есть в печке место.
Пеки, пеки каравай,
Переваливай, валяй!
Золушка: Спасибо за помощь. Осталось только сшить платья для мачехи и сестер. Знаете из каких тканей шьют одежду?
Логопед показывает детям картинки с одеждой.
Логопед: Болониевую куртку шьют из…
Дети: из болони.
Логопед: Шерстяную юбку шьют…
Дети: из шерсти.
Логопед: Драповое пальто шьют…
|
Дети: из драпа.
Логопед: Шелковое платье шьют…
Дети: из шелка.
Логопед: Давайте поможем Золушке выбрать ткань и угадаем без каких помощников ей не обойтись!
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Птичка-невеличка-
Носик стальной,
Хвостик льняной. (иголка с ниткой)
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У него полно забот-
Он и режет и стрижет. (ножницы)
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)
Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала. (катушка с нитками)
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. (утюг)
Золушка садится и шьет платье, и засыпает.
Воспитатель предлагает детям сшить для Золушки невидимое платье, до которого Золушка дотронется и оно превратится в нарядное бальное платье.
Дети «шьют» (имитируют).
Воспитатель несет невидимое платье Золушке и просит детей навести порядок в снах Золушки.
Дидактическая игра «Исправь нелепицу»
Скажи правильно: наперсток уколол иголку
Рубашка гладила утюг
Нитка шила иголкой
Катушка наматывалась на нитки
Золушка просыпается, дотрагивается до невидимого платья и выходит к детям. Благодарит их. Дети любуются Золушкой.
Итог.