Выборы, которые мы совершаем




Радей Сиян, Ольга Скрипка

Странствия Души

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Потерявшаяся душа

2. Задумавшаяся душа

3. Возвращение души

4. Лекция

5. Детская площадка

6. С наукой не поспоришь

7. Счастье есть?

8. Проксемия

9. Городские игры

10. Женские сказки

11. Танцы стихий

12. Не свои воспоминания

13. Техника безопасности

14. Утки-лебеди

15. Если б не было войны

16. Легенды лебедей

17. Выборы, которые мы совершаем

18. Поход в Марево 2

19. Обратный путь

20. Эпилог

Потерявшаяся душа

 

Иногда всё летит к чертям…

Пустота… ни огонь, ни тлен…

Подступают слёзы к глазам…

Мрак покоя уводит в плен…

Я бреду по осенней мгле,

Тая в горести забытья…

Мой огонь, ты угас в золе

Этих сумерек бытия…

Ощущая себя листом,

Ветром сорванным…по тропе…

Безразличным к своей судьбе,

Пропадаю под сапогом…

 

Она брела по лесу который час (…а, может, день?), не осознавая, что сейчас: утро, обед, вечер?.. Силы были на исходе и чувствовала она себя так же, как этот старый осенний лес, будто опавший лист, предназначенный быть смятым чьими-то сапогами. Этой тропинке не было ни конца, ни начала. И зачем она только согласилась поехать на пикник. Дала себя уговорить друзьям. Да и развеяться хотелось после развода. Целое лето и пол-осени просидела дома, рыдая, и вот в первый раз выбралась из дома так «удачно». Он объявил, что уходит, внезапно, когда, казалось бы, ничто не предвещало (или только казалось?). «Что я сделала не так? В чем я провинилась? Почему именно я?». Все мысли проносились в голове, как шальные пули, а он молча собирал вещи и, стоя на пороге вполоборота головы, процедил: «Ну, пока».

- Что я сделала тебе плохого, что ты со мной так? – наконец-то решилась спросить она.

- Ты хорошая, и я ухожу не от тебя, а к ней, - холодно ответил и вышел из квартиры тот, с кем она провела 10 лет своей жизни.

«Что я скажу дочери? Как объясню, что от хороших уходят, бегут, предают и живут потом долго со злобными фуриями и стервами, что годами треплют нервы, не давая покоя… Покоя, вот, вот, покоя. То, к чему они все изначально стремятся, затем, он перестает им быть нужным…».

Казалось, будто последний лист в этой гигантской тайге слетел с ветки и она потеряла сознание.

***

Шум ручья привел ее в чувство. Она открыла глаза и осмотрела комнату, в которой находилась. Странно было слышать ручей под полом комнаты, да и сама деревянная изба была удивительно неправильная, словно кто-то выстроил гигантскую соту улья, из которой тянулись другие комнаты. Она встала, прошлась по скрипучим полам и заглянула в них – тоже шестигранные, как соты, приложила ухо к полу – да, звук воды шел оттуда.

«Дивный дом» - подумалось. «Кто же сейчас строит такие и зачем ставить дом на ручье или, может быть, речке?» Однако голод заставил забыть об этом и начать поиски еды, жажда мучила еще больше.

- Проснулась? – внезапно раздавшийся резкий голос заставил вздрогнуть и обернуться. Позади нее стояла женщина лет сорока, в народной одежде – косынка, сарафан, фартук, на ногах резиновые сапоги. Сама худощавая, но лицо гладкое – моложавое, только очень взрослые глаза …. – Сейчас поедим и работать, - продолжила женщина тоном, не терпящим возражений. – Тебя как зовут-то?

- Ирина, - ответила, смущаясь, она. - А вас?

- Василисой меня звать, ты не боись, я здесь одна живу с дедом своим, а он нескоро с добыток приедет. Можешь тут пока пожить, дед прибудет, мы тебя на Большую землю и переправим.

- Большая земля? (Ничего не помню). Как я здесь оказалась?

- Меня на тебя Ворон навел.

- В каком смысле?

- В самом прямом, позвал. «Плохо девчонке, - говорит, - иди, спасай».

«Девчонке? У меня уже дочери 8 лет. Она едва на 5-10 лет старше меня» - мелькнуло у Ирины.

- Кто такой Ворон? – спросила вслух.

- Да ты, девонька, совсем плоха, правду Ворон сказал. Птица такая есть, знаешь?

- Знаю, а у вас и вороны разговаривают? – недоверчиво глядя, спросила Ирина. – Хотя здесь, в одиночестве, и стены разговаривать начнут, понимаю.

Тихо, будто в ответ, скрипнула дверь. Ирина обернулась – никого.

- А зачем, Василиса, вам такие комнаты, как соты?

- Сила через них течет целебная. Да ты кушай, не стесняйся, после развода подкрепиться надо.

Ирина недоуменно поглядела на хозяйку: откуда знает?

- Да ты не от леса устала и упала, а от себя самой. Голодна ты по любви, а не по блинчикам с медом, - продолжила Василиса, накладывая Ире стопку блинов, стоял аромат меда, древесины и запах лесного ручья стелился по комнате вперемежку с запахом осенней листвы.

- Я хотела прожить с этим человеком всю жизнь, - словно оправдываясь, сказала Ирина, - а он предал, ушел.

- Ты проживешь всю жизнь с человеком, но не этим. Тебе придется подготовиться к своему человеку, а для этого нужно много работать, - улыбаясь, с прищуром ответила Василиса и добавила, глядя на подозрительное выражение лица Ирины. – Ты не боись, я не колдунья, на тебе и так все написано: не жила своей жизнью. Приносила себя в жертву. А он от этой жертвы взял и отказался, такая женщина выглядит, как брошенная собака, не знает, куда прибиться, кому служить. Теперь, небось, даже зная, что все уже можно, ничего себе не позволяешь, словно ждешь и надеешься, что вернется. А только если и вернется – станет ли лучше? Будешь ли ты в силе после этого?

- В силе?

- Да. Когда ты в согласии с собой – ты в силе, но если в тебе борются разные чувства, противоположные желания, если тебя ест вина или гнев, обида или страх – сила покидает тебя. Ты чего-то хочешь делать, а тебе этого не дают, ты не хочешь что-то делать, а тебя заставляют обстоятельства, люди… – неважно, в любом случае ты не в силе. Верни силу, верни себя самой себе, и ты удивишься, как легко восстанавливается радость, желание жить, интерес.

На самом деле, тебе плохо не от того, что он ушел, ты его давно не любила, тебе обидно, что столько жертв было принесено во имя него (времени, желаний и т.д.), а они не были им оценены и сейчас ты опустошена и истощена, как рыба, выброшенная на берег.

По лицу Ирины покатились слезы: «Откуда она так хорошо меня видит? Нет, колдунья или ведьма, явно не простая женщина из глухомани». Василиса же продолжила:

- И если уж тебя выбросило на берег, не пора ли отрастить ноги и побежать – осваивая новый мир тверди, а затем и вырастить крылья, и тогда все небо твое? Ты не задумывалась, что когда так больно – это значит, что-то должно вырасти, оно растет и давит до боли, если не дашь этому прорасти, оно тебя раздавит. Поливай, удобряй и благодари за уроки – дерево твоего опыта, извлеки самое полезное и иди дальше.

- Но как я могу идти дальше, если он бросил меня с дочкой, и я даже не могу понять: почему? – в слезах вскрикнула Ирина и зарыдала.

Василиса погладила ее по голове и, дождавшись, когда Ира успокоится, продолжила:

- Не двое расходятся, а расходятся их демоны. Они наигрались. Пока был накал игры, двое часто держатся, но стоит только привыкнуть, притерпеться друг к другу, как страсти утихают, а значит нет борьбы – выброса энергии, которой и питаются демоны. В этом покое люди уже не замечают друг друга. Он ушел от тебя не «почему», а «Зачем». Тогда, когда с тобой наступил постоянный Покой.

«Покой! Вот оно!» - промелькнуло в голове у Ирины. Незадолго до развода Игорь ей так и говорил: «Как хорошо, что ты у меня покладистая, раньше была стервой, а теперь истерики прекратились, как хорошо…». Говорил в шутку, но через три месяца объявил, что уходит.

Да, они достигли того самого покоя, мертвой тишины в отношениях, и это оказалось самым грозным испытанием их брака. Покой – это то, чего Ирина хотела для себя и боялась. Покой – отбирает близких.

Подруг потом сообщали Ирине, что там такая стерва!

- Отношения в полном покое умирают, - продолжала Василиса.

- Но ведь это то, к чему мы с ним стремились, - согласие, равновесие, - возразила Ира. – И когда он это получил, он покинул семью, которую столько лет создавал. А потом начал ходить на сторону, чего ему не хватало? Я не знала, что он давно зачастил «налево», а ведь я создала ему Покой.

- Да, именно покой, но не гармонию отношений. И уверенностью там не пахло. Твои невысказанные обиды, пожелания висели в воздухе, как дымка, ты источала этот запах затаенной злости, а он это считывал через еду, воздух, которым он с тобой дышал – это был застой, а не покой. А женщина создает в доме покой и уверенность, иначе ты хуже той стервы, к которой он ушел, и с которой тоже ненадолго, потому что там вечная битва. Он сам в растерянности – там застой, тут битва и нигде – уверенности и покоя.

Настоящий покой создаешь ты как фон отношений, а он вносит в отношения разнообразие, он создает цели и направления, которым следует семья – стая. Ты – поле, он – ветер, будь таким полем, чтобы ему захотелось снова и снова гулять в этом поле, но мы сейчас уже говорим не об Игоре…

- Я вам не называла его по имени, - в глазах Иры промелькнул страх. - Кто вы и где я? – она выскочила и кинулась к двери, распахнула ее и обомлела… - за дверью стоял роскошный золотистый лес – начало осени, было тепло. Она стояла на пороге странной деревянной избы формы пчелиной соты, внутри которой находились такие же шестигранные комнаты, а сама изба высилась над речкой на сваях, будто нереальная шестиногая избушка на курьих ножках. Речка, вытекая из-под избы, крутила деревянную мельницу и резко обрывалась, уходя вниз. Ира вышла и осмотрелась. Изба стояла на скале, окруженная лесом, речка водопадом уходила вниз, где раскинулись странной шестигранной формы огороды.

- Удивляешься? – подошла сзади Василиса. Ирина даже не вздрогнула и не вымолвила ни слова – просто их не было. Показалось, что все это сон и она сейчас проснется, только ущипнуть посильнее.

- Ты не спишь, это реально.

- Я хочу домой. Меня ждут мать и дочка.

- Когда ты вернешься домой, они даже не заметят твоего отсутствия, а ты обязательно к ним вернешься, - уверила Василиса.

«Да, конечно же, здесь еще ранняя осень, золотистая тайга простирается на тысячи миль вокруг. А когда я заблудилась, лес стоял уже опавший», - подумала Ирина и вдруг почувствовала, как у нее закружилась голова…

 

Задумавшаяся душа

Страх живёт у тебя внутри,

Запирая сердечко в клеть.

От заката и до зари

Не расправить крыл, не взлететь…

Мы забыли, что вечен дух

И дрожим, поминая смерть.

Ум наш к истине часто глух.

Суетливая круговерть…

Мы хороним мечты свои

Потому, что не как у всех.

А внутри всё идут бои –

Благодетель терзает грех…

Мы боимся…, но Боже мой!!!

Как достало бояться жить!!!

Пой, душа моя! Будь живой!

Ты пришла сюда полюбить!

 

Она проснулась раньше будильника, встала, выпила кофе, привела себя в порядок и как положено, в срок, вышла из дому, как и каждый день, вести лекции в своем университете, лекции по психологии. Сегодня предстояло читать сказкотерапию для третьекурсников. А самой хотелось, чтобы, как в сказке, произошло чудо и начался новый, не похожий на предыдущие, день, в хорошем смысле, конечно. Последние 20 лет своей жизни она ходила в одно и то же учреждение и вела одни и те же лекции, успокаивало лишь то, что это не завод, где ты стоишь у конвейера, постепенно превращаясь в придаток автомата. Это, как-никак, психология – наука интересная, но почему-то зачастую беспомощная в том, чтобы реально помогать людям. Наука, разводящая в стороны руки, когда не помогло – клиент мол, сам не хотел исцелиться, сопротивлялся, держался за свой невроз – в общем, он виноват, а я, как наука, чистая – непорочная, ныне и присно.

В самом же худшем положении находятся сами психологи, как рожают хуже всего акушеры, у кардиологов – больное сердце, среди психологов мало счастливых людей, а среди психологинь, ведущих женские семинары, мало замужних. Не исключением являлась и она – Валентина Дмитриевна Хостоцкая, доцент кафедры психоанализа на базе НГУ, так написано на табличке.

Гордость берет, а счастья нет. Как рассказать студентам, как она проводит свои одинокие вечера с кошкой дома, как три раза сбежала из-под венца, да так и осталась старой девой, втайне мечтая о чуде. Про себя шутила: слишком рано поумнела, прочитываю мужчин наперед и заранее, а дальше не могу с ними находиться. Слишком рано поняла, что спасать надо не Кая, а Герду. Что в жизни Кая уже никогда не вырвешь из лап Снежной Королевы. Скорее, Герда – это будущая Снежная Королева, а Снежная Королева – бывшая Герда. Что Василиса в замке у Кощея томилась в глубокой апатии: «Что воля, что неволя…». И если бы не Иван-царевич, сама и шагу бы не ступила, чтобы сбежать от этого несчастного Кощея. Что мать у нее должна была быть Деметрой, и как поразительно сама Василиса похожа на греческую Персефону, а Кощей – на Гадеса – повелителя царства мертвых. Кощей бессмертный – потому, что уже давно мертвый и только и живет, что на василисах, а те с годами превращаются в Бабу Ягу – женщину многоопытную и мудрую, если выживут, конечно. Сама Валентина Дмитриевна причисляла себя к разряду Василис-Персефон – девочек умных, глубоких, мрачных и несчастливых. Вообще редко смеялась, в последний раз – когда студенты предположили, что Кощей на самом деле – даосский практик – смерть свою запечатавший в яйце, видимо, у него единственном.

Так погруженная в свои мысли, добралась она до университета, перед тем, как открыть двери, подумала: «Как там моя клиентка, Ира, кажется, что переживает сейчас развод, женщина в глубокой депрессии, как и я, только я об этом никому – должность обязывает «Врачу исцелися сам». Интересно, это вообще возможно – жить счастливо? Что я могу сказать Ире, когда сама в полном раздрае? Кажется, грусть Персефоны – это нвсегда, печаль психоаналитика, легко заглядывающего в души людей, но ничем не могущего помочь себе, да и клиентам тоже. Ну узнала я, что Иру с матерью в детстве бросил отец и теперь она повторяет программу жизни матери сама, но чем я могу ей помочь в ее страхе быть брошенной? Ведь тот страх сильнее, и он прав, мужчина может уйти, умереть, в конце концов, где гарантии, что, как в сказке, вместе до старости? Мы увидели ее демона, но что делать? И как мой демон страха сближения мешает мне жить самой – профессиональному психоаналитику. Недавно прибавилось к этому еще и осознание, что время упущено, что дальше – старость с кошками. Как помочь себе и Ире – мы так похожи, сейчас под старость лет стать счастливой женщиной, а там, чем черт не шутит, - может, и мужчина появится? Да-да, видеть и осознавать этот шаг первый, далее исправлять и исцелять – вот что нужно нам обеим! И стать-таки, наконец, СЧАСТЛИВОЙ!!!».

И она открыла дверь в аудиторию, начиналась лекция…

 

 

Возвращение души

Ты поведай-ка мне, душа,

Кто я есть и зачем живу?

Отчего восторг Бытия

Не случается на яву?

Я мотаюсь слепым щенком

Натыкаясь то здесь, то там…

На растущий обиды ком

Что мешает идти к мечтам.

В чём задача моя, душа?.

Мнится мне, что живу во сне.

В предвкушении миража…

Но нет радости по весне…

Так откройся же! Не томи.

Сними морока пелену,

Разум истиной обними.,

Ведай, родная, про весну!…

 

Ирина открыла глаза от луча солнца, пробивавшегося в окно. Немного придя в себя, почувствовала аромат меда – его источал накрытый стол, что там – оладьи с медом и чай из трав.

- Просыпайся, соня, - привел в чувство звонкий голос Василисы – женщины с мудрыми глазами, молодым лицом и телом. Стройная, высокая, из-под платка пробивалась толстая золотистая коса, - сегодня нам предстоит приключение, о котором ты и не мечтала. Мы пойдем на детскую площадку.

-??? – недоуменно посмотрела Ира, подсаживаясь к столу.

- Сама все увидишь, сейчас же наедайся хорошенько.

- Мне кажется, будто вы знаете меня лучше самой меня. Вы – ведьма?

Громкий хохот огласил избу, Василиса согнулась от него пополам. Было неожиданно видеть её раскрепощённые движения.

- В каком смысле? – вытирая слезы, сказала она. – На самом деле я очень хорошо знаю себя, поэтому и тебе о тебе могу многое рассказать.

Иру это задело, будто все женщины одинаковые, хочется верить, что ты на этом свете единственная и уникальная, а тут человек так лихо тебя сканирует, срывая твою веру в собственную таинственность.

- Да не волнуйся ты, твоя неповторимость и уникальность не должны быть задеты, ты – единственная такая для всего мира, и не будет такой же, мы просто совершаем одни и те же ошибки, - продолжала Василиса. – Ты вот когда сошлась со своим, начали друг друга узнавать, влюбленность, многое друг другу прощали, закрывали глаза, терпели, не обговаривали, кому что нравится, кому что – нет, и тихо копили переживания в своей копилке горечи, пока не полилось через край. Как два обиженных ребенка, дулись друг на друга, но не высказывались, ведь нельзя высказываться в адрес родителя.

-???

- Да, родителя. Мы к супругам своим относимся, как к родителям, не возражаем им, когда нас похвалят, что мы послушные, или, наоборот, бунтуем, когда «Придешь домой – там ты сидишь». Мы не встречаем мужчину или женщину, мы живем с мамой или папой. Мы их любим, боимся, ненавидим, мы зависимы от них и от этого слабы. Мы даже не знаем, что значит жить с мужчиной и женщиной, а в это время у нас подрастают собственные дети.

- И что же делать?

- В каком смысле?

- Как увидеть мужчину?

- Сперва стань. Затем знай. Что тебе нужно (по пунктам: то-то, то-то и то-то…). Найди его, и если вы решили – составьте договор жить вместе.

- Какой договор?

- Встретив мужчину, договорись с ним, что сразу вы обговариваете все нюансы проживания друг с другом. Чего ты ожидаешь от него (а он тебе сообщает, что он может из этого дать), и наоборот. Нам неудобно говорить об этом на этапе влюбленности – а это роковая ошибка, бомба под фундамент здания вашей Любви. Любое недоразумение сразу обговаривайте – решайте проблему на месте, но не в обидных формах, а деликатно: «Я чувствую, что это мне не нравится» - то есть, не «ты плохой», просто «мне не нравится», и сразу сообщи, чего хотелось бы вместо этого. Не забывай хвалить за каждое действие, за мелкую помощь в делах. Не скупись на ласковое слово, тут все мы кошки. Итак:

- стань – верни себя себе;

- знай – что тебе нужно и кто;

- найди его;

- договорись с ним;

- поддерживай огонь.

Мужчина для женщины – превыше бога, (требуется разъяснение – кто такой Бог, а кто Мир) это не в унижение ее говорю. Но он – посредник между нею и миром и наоборот. Вот почему Ева из ребра Адамова. Сначала то, что сказал мой мужчина, потом бога послушаю, к тому же, он и есть мой ближайший бог, он за меня отвечает перед Богом и поэтому он должен быть очень достоин этой миссии. Понимаешь? Он должен быть достоин тебя и тебе здесь предстоит узнать себе цену…

- Почему за окном деревья желтые? Где я нахожусь? – спросила Ира. – Кто вы, в конце концов, и сколько вас? Это какая-то секта?..

- Стоп, стоп, давай по порядку, - остановила ее Василиса. – Но за это я потом задам тебе свои вопросы. Почему деревья желтые, ты и сама потом поймешь. Находишься ты в Слободе, я здесь не одна, живут и другие люди, и, наконец, что, по-твоему, секта?

- Культ какой-нибудь, куда заманивают людей, потом вытряхивают их до потрохов и обирают, как липку, это что-то как наркотик, подсадят – не слезешь, да и идти некуда, квартиру-то продал.

Василиса хихикнула.

- Ну а самое главное, что в секте-то, идея там какая?

Ира пожала плечами.

- Самая главная идея – это достижение бессмертия в той или иной форме за счет почитания лидера, служения ему, в тяжелых случаях – умерщвление себя ради достижения бессмертия. Слышала про такие?

- Да, то ядом отравятся, то взорвутся, то самосожжением занимаются.

- Часто сами лидеры остаются в живых – срабатывает их инстинкт самосохранения. Они пасутся на полях страха смерти своих последователей, а страх плюс неустроенность внешней и внутренней жизни – сила огромная, правда, со знаком «минус».

- Но ведь в секты часто попадают и люди благополучные, богатые и знаменитые! – возразила Ира.

- Так-то оно, так, но их внешние достижения, сама знаешь, не предполагают внутреннего счастья и радости, скорее, в их кругах вероятнее встретить несчастных, чем среди других слоев населения. Если же тебе сразу говорят, что основная цель – счастье, удовлетворенность, творчество и радость жизни, и все это достижимо тобою лично, а не при помощи каких-либо гуру – это не секта, - объяснила Василиса.

- А у вас тут именно такой свод законов? – спросила Ира.

- Да, здесь вход и выход – все свободно. Хочешь – приезжай. Хочешь – уезжай, можешь быть здесь, сколько угодно, помогай по хозяйству в меру своих способностей. Но заговорились мы с тобой, солнце уж высоко. Пойдем, я тебе кое-что покажу.

Ирина все еще терзалась сомнениями относительно того места, куда попала. Начиная с того, как она сюда попала, что за странные формы дома и огородов и, черт побери, почему же деревья желтые? Но какое-то удивительное спокойствие и доверие к Василисе тихо нарастали в ее душе.

 

Лекция

Сказка не ложь – намёк

Как и куда идти.

Да, замудрёный слог…

Шифрами все пути…

Если в душе дурак –

Этот секрет поймёшь.

Сделав хотя бы шаг –

Счастье за хвост возьмёшь.

 

В погоне за достижением бессмертия, как мы видим, Кощей упускает эмоциональную компоненту жизни. Достижение бессмертия в урон счастью, свежести красок и радости, удовольствий – вот его психологический мотивационный портрет. Он стремится к злодеяниям, общению с миром мертвых, чахнет над златом, крадет Василису в надежде, что эта девушка даст ему глоток жизни, по которому он иссох на дне своей эмоциональной пустыни, однако, сама Василиса ничем не может ему помочь. Украденная и запертая, лишенная свободы, обреченная на века гнить в его замке, она застывает в апатии, даже не предпринимая попыток к бегству. Во внутреннем мире клиента вы можете обнаружить такую часть души и уже все равно: что воля, что неволя. Дно депрессии населено такими существами, как Кощей, Баба Яга, Василиса, Змей-Горыныч и т.д. И с этим можно работать. На символическом уровне вы – терапевты – выступаете в роли Ивана-царевича, укравшего Василису у Кощея и вывезшего ее из этого темного леса внутренних проблем. Для души клиента вы становитесь соблазнителем к лучшей жизни. Страх смерти, торг с ней, попытки ее избежать всеми силами, горе смерти и ее неизбежности – приводят клиента к эмоциональному опустошению, лишению себя жизни заживо и, как Василиса, попадая в Царство Кощеево, душа клиента томится, не в силах разрешить внутренний конфликт – вот лишь некоторые из выводов, которые мы можем сделать из этого маленького эпизода сказки. В жизни женщина – Василиса ищет себе в партнеры либо Кощея, либо Ивана-царевиа, теперь догадайтесь, чем это для нее кончится.

- Она станет Бабой Ягой и сбежит к Змею-Горынычу! – послышался смех аудитории.

Валентина Дмитриевна улыбнулась:

- Вы правы. Женщина мудрая и практичная начнет тяготеть к волшебному зверю. (А про себя подумала: «Хорошие ребята, сильная группа»).

Ей приносило удовольствие работать с сильными группами, где студенты задавали интересные вопросы, и тут же послышался один из них:

- А что олицетворяет волшебный зверь – Змей-Горыныч?

- Быть может, доведенная до отчаяния внутренними противоречиями, раздираемая на части Василиса находит выход в фантастически-загадочном, древнем, мудром архетипе змея. Она осваивает волшебные методики полета, заклинаний и знания, которые черпает в Запределье – древнем змеином мире. Если клиент сублимирует свой поиск – он станет хорошим специалистом-психологом (снова смех). Если нет – впадет в иллюзии в крайней форме – галлюцинозы.

- Как отличить, кто перед нами: клиент или психолог? – спросила девочка в первом ряду.

- Вы определите это по стороне стола, который они занимают, - аудитория хохотала и даже сама Валентина Дмитриевна рассмеялась. – А если серьезно, мы должны сместить акценты со страха смерти и тактик ее избегания на качество жизни, ту внутреннюю удовлетворенность и счастливость, о которой мы все мечтаем: Я – в гармонии, люди – в гармонии, мир – такой, какой он есть, и это хорошо.

Вот к этой универсальной формуле само-мироощущения мы должны привести клиента, да и самих себя тоже.

Мир сказок удивителен и многогранен. Там много смыслов, там целые слои мудрости, осваивайте сказкотерапию, и многие двери вам откроются, возможно, вы встретитесь с самим волшебством.

Так закончила свою лекцию Валентина Дмитриевна – Василиса Премудрая.

Страх смерти… жуткое зерно…

Кто уронил его когда-то?

Зачем посеяно оно

В поля душевной благодати?

Мы руководствуемся им

Привычно…, не осознавая…

И сним детей своих растим,

Всё тем же ядом их питая…

Страх загораживает Свет

И замораживает храбрость.

Нам не знаком десятки лет

Вкус воли, чувственная сладость…

Бояться стоит ли ту дверь,

Откуда вышли мы, рождаясь,

Дом изначальный Высших Сфер,

Который примет, улыбаясь?…

 

5. Детская площадка

 

Игра… забытая с годами…

Как увлекательна порой!

Нас удивляет чудесами,

Своею мудростью простой…

 

- Ты любила в детстве играть? – спросила Иру Василиса, ловко поднимаясь в гору, перепрыгивая с камешка на камешек по крутой извилистой тропинке.

- Конечно, - Ирина загляделась на Василису – роскошная золотистая коса из-под косынки, ловкие движения, сколько же ей лет, выглядит на 40, но говорит, что ждет своего деда, хотя всякое бывает, может, это мезальянс.

- Ну, вот, пришли, - сказала Василиса, открывая калитку в высоком кольчатом заборе.

Взору Ирины открылась огромная площадка, обнесенная, как уже привычно, шестигранным забором. Внутри располагались странной формы деревянные сооружения. Одно она узнала – бревенчатый колодец и почему-то лесенка, приставленная к нему. Было и какое-то огромное яйцо из прутьев, на подставке, чтобы не свалилось. Была большая крестовина как от кубика-рубика.

- Подойди сейчас к той фигуре, которая тебе нравится, - тихо проговорила Василиса.

Ирина двинулась к невероятному кубу, пронизанному натянутыми веревками, проходящими через центр.

- В чем смысл твоей жизни? – спросила Василиса. Меньше всего Ирина ожидала услышать этот вопрос, она недоуменно посмотрела на хозяйку Слободы:

- Ну как, я недавно замужем была, у меня дочь растет, я вообще профессионал хороший.

- Это все прекрасно, что ты и мать и жена хорошая, но в чем смысл Твоей жизни, ты знаешь, кто Ты? И зачем?

 

Обделённая лаской рук…

Томной негою поцклуя…

Брак захлопнул порочный круг,

Лишь обязанности даруя.

Всё ушло… ещё там, на взлёте,

Где «супругу берёт супруг…»

Год за годом…, но скуку пьёте.

Нет желаний – пакет услуг.

Не любуется взор тобою,

Когда утром в обрывках сна,

С чуть прикрытою наготою…

Примелькалась, не тек вкусна…

Поревёшь иногда втихую,

Ум утешит: «Не хуже всех…»

И упрячешь тоску немую

За обязанности, успех…

Спотыкаясь, летишь куда-то,

А итог уж не за горой.

И поймёшь вдруг: «и не жила-то…»

В угол загнана суетой.

Ну а счастье? Промчалось мимо

Дуновением ветерка.

Время тает неумолимо,

Но желает душа пока…

Этой радости, песен, воли…

Дикой страсти, медка утех…

Этой сладкой любви до боли…

Полной ЖИЗНИ, в которой смех!…

 

Ирина ошарашено стояла перед загадочным кубом, она была в замешательстве. Всю жизнь она выполняла чьи-то задания, кому-то помогала, ухаживала, заботилась. Ее рабочий день был расписан по минуткам. Она выкладывалась на работе и дома, ни на секунду не останавливаясь, и только после развода депрессия заперла ее на полгода в доме, но даже тогда, с самой собой наедине, она не задавала себе этого вопроса: зачем она? Для того ли, чтобы жить для других, принося себя в жертву? А потом, не прощая ушедшим, не оценившим эту жертву, да и просили ли они об этом? Всю жизнь она крутилась, как белка в колесе. Переходя изо дня в день, а дни повторялись однообразно-истощающе, скучно и неинтересно, так она окружила себя всем скучным и неинтересным – безликим мужем, бухгалтерской конторой, подругами, у которых на уме, кроме шмоток, ничего не было. «Кто я и зачем?» - спросила она себя и куб будто поманил ее внутрь.

Согнувшись и осторожно пролезая между веревками, Ира пробралась к самому центру куба, расположилась там на натянутых веревках в невероятной позе – одна нога закинута на верхнюю диагональную, другая, свешиваясь с нижней диагональной веревки, туловище, словно в гамаке, и руки, как крылья на других струнах. Удивительно, но ей даже не пришлось ни за что цепляться, и эта странно-вывернутая поза почему-то оказалась удобной. Ирину тут же поклонило в сон, не в силах сопротивляться которому, она сладко зевнула и ушла в «маленькую смерть». Ей снились необычные сны о каких-то других пространствах, попасть в которые можно было, двигаясь по струнам света, лучащимся от нее во все стороны, а сама она была золотой паучихой, когда-то соткавшей эти струны. Она чувствовала и знала каждую из них, куда она уходит, откуда начинается, и ей хотелось играть, паучиха раскинула свои золотые лапки на струны и начала, то натягивая их, то расслабляя, рисовать странный узор своих движений. На что это было похоже? Будто танец, а, может быть, невероятный пианист играл музыку Вселенной. Музыка здесь действительно была, каждая струна звучала и, вместе сливаясь, звуки струн выдавали мелодию, не слыханную человеком! Но Ирина-паучиха знала – так поет Вселенная.

Вдруг раздался хлопок! Все струны разом натянулись… И Ира очнулась на земле, видимо, во сне сильно дернувшись и свалившись с веревок. Она полежала на дне куба, созерцая небо, пересеченное струнами, постепенно приходя в себя. Что это было? Сон?

- Что это было? Я спала? – уже вслух она спросила, ища взглядом Василису, но той нигде не было. Стояла звенящая тишина и площадка была пуста.

«С меня хватит! - промелькнуло в голове у Ирины, - так и рассудка лишусь, пора отсюда бежать! Знать бы, где я нахожусь!». Ира вскочила, пробежала через всю площадку к воротам, резко распахнула их… За воротами не было ничего!.. Нет, не в том смысле, что ничего не было видно из-за тумана или дождя. - Ира сейчас уже не удивилась бы. Но за воротами не было ничего, или, вернее, там было НИЧТО! Ни тьма, ни свет, ни сырость, ни даль, ни бесконечность, ни тепло, ни холодно, описать невозможно, как может выглядеть НИЧТО (никак), как оно звучит или ощущается. Просто площадка «плыла» в этом океане и Ира знала, что на площадке она есть, но шаг вперед – и ее нет. Это даже не бесконечная пропасть.

Она, как завороженная, стояла в воротах, когда резкий рывок за волосы отбросил ее обратно внутрь площадки, тут же ворота закрылись, а некто невидимый за волосы же потащил ее обратно, к кубу со струнами. Затянул в центр куба и начал придавать ее телу то же положение, в котом она заснула, так же повисли на струнах руки и ноги, поза в точности повторяла первоначально занятую, и как-то само собой она снова провалилась в сон…

С наукой не поспоришь

Где явь?… Где сон?… Стирая грани,

Мозг принимает, как одно.

Ни времени, ни расстояний…-

Многосерийное кино…

 

…Для мозга безразлична реальность или нереальность происходящего. Для него все реально! Наши иллюзии, мечты и фантазии для мозга так же, а то и более важны, чем новости ТВ. Мы называем это трансовыми состояниями и они относятся к таким же потребностям организма, как еда, питье, тепло и многое другое…

Валентина посмотрела в окно, где с деревьев опадали последние листья. Эта осень выдалась на удивление сухой и теплой. Хотя стоял еще октябрь.

- Но есть же трезвые люди? – вопрос из аудитории вернул ее из транса.

- Да, есть, как и любые другие потребности, они у разных людей разные. Потребность в трансе ведет себя так же, но позвольте вас спросить, что есть поход в магазин за «шмотками», созерцание гламурных журналов, долгие разговоры по телефону с подругами, как не транс?

В аудитории послышался смех, по большей части мужской.

- Но присутствие на футбольном матче, обсуждение автомобилей, рыбалка и охота – не меньший транс для мужчины, чем шопинг для женщины.

Теперь и студентки ответили смехом.

- Вы замечаете, что мужчины на авторынке ведут себя так же, как женщины в салоне модного белья? Наука утверждает, что мы находимся в трансе чаще, чем не в нем, и в этом смысле транс – это наша повседневность. А теперь самое главное и волшебное – трансовые состояния можно использовать не только в терапии, но и во взаимодействии с реальностью! Транс-состояниями мы защищаемся от тревоги, уходя в мир фантазий, или, например, компьютерных игр, мы бежим от реальности в трансе, но… последние открытия показывают, что именно фантазиями мы можем воздействовать на реальность. Мы можем строить свою судьбу фантазиями о ней! Однако не все так просто. Почему у одних людей получается, а у других – нет. И здесь важно знать, как это правильно делать. Зададимся вопросом:

«Как я знаю, что это реальность? Как и откуда?».

- Итак: 1) мне кто-то что-то об этом рассказал; в детстве значимые люди, которым мы верим;

2) повторяемость и подтверждение событий при проверке, т.е. стабильность предсказанных признаков, здесь же возможность относительной прогнозируемости событий. Что еще?

- Кодировка пространства и времени, - послышалось в аудитории.

- Правильно. Мы делим условно любое пространство на:

1) внешнее и внутреннее пространство тела;

2) левое и правое;

3) верхнее и нижнее;

4) переднее и заднее – эдакая трехмерная координатная система, вспомните крестовину от кубика-рубика. Причем мы можем ее перемещать. А скажите-ка мне, где обычно расположен центр крестовины?

- В голове!

- В животе! - Аудитория заспорила. – А у Самойлова – в паху!

Раздался смех. Когда же все успокоились, Валентина Дмитриевна продолжила:

- Он может находиться, где угодно. Давайте попробуем разместить его в голове, даю пять минут и слушаю ваши отзывы.

Через пять минут после бурного обсуждения группа пришла к выводу, что крестовина, расположенная центом в голове, дает состояние активного мыслительного процесса, все ясно, чисто, просто и еще это было состояние чистого ЭГО, настоящий ЭГО-центризм в хорошем смысле слова.

Так, давая каждому расположению центра разное месторасположение по пять минут, группа перепробовала все позиции крестовины по вертикали, начиная от головы и заканчивая низом живота. По пути к животу очень интересным оказалось положение крестовины, проходящей через сердце, студенты отзывались об этом, как о состоянии безусловной Любви ко всему, нежности, тихой радости. Низ живота в качестве центра крестовины давал ощущение Вселенского покоя и Безмятежности, Валентине Дмитриевне пришлось возвращать центр обратно наверх, напоминая каждому студенту о «правиле исходного положения » - верни назад то, с чем только что работал, но ребята категорически отказались «возвращаться в голову» - и после недолгой дискуссии было решено: «остаться в сердце», имея возможность в любой момент использовать любые положения крестовины, согласно нуждам данного момента.

Один из студентов немного не разобрался в практике и задал уточняющий вопрос: «А где находится мое «Я», когда я двигаю крестовину?».

- Там, где центр крестовины. Представь, что маленький мальчик, находящийся у себ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: