АДМОР (ивр. сокр. "адонейну, морейну верабейну" - "господин наш, наставник и учитель") - так называют выдающегося праведника, обладающего исключительным знанием Торы и особой связью с Всевышним. У хасидов это синоним "цадика", "ребе".
(обратно к тексту)
АМОРАЙ (арам, "говорящий", "произносящий") - мудрец Торы времен Талмуда. Амораи - следующее звено в передаче традиции устной Торы вслед за Танаями (см).
(обратно к тексту)
АРОН КОДЕШ (ивр букв, "священный шкаф") - шкаф в синагоге, в котором хранятся свитки Торы.
(обратно к тексту)
АЦИЛУТ (ивр. "эманация") - высший из духовных миров.
(обратно к тексту)
БААЛЕЙ-ТШУВА (ивр. "совершившие тшуву", "вернувшиеся к Всевышнему") - евреи, вернувшиеся к тщательному исполнению Торы после того, как раскаялись в своих грехах, совершенных ранее. 
БЕЙТ-ГАМИДРАШ (ивр букв "дом учения") - помещение, специально предназначенное для изучения Торы. 
БИМА (ивр. "помост") - возвышение в середине синагоги, на котором читают Тору. 
ВААД (ивр) - "совет", "комитет". 
ГАВДАЛА (ивр. "разделение") - церемония, означающая окончание субботы или праздника. 
ГАКАФОТ (ивр "кружение") - церемония, совершаемая во время праздника Суккот, когда все молящиеся ходят вокруг бимы* (см.), где находятся свитки Торы В праздник же Симхат-Тора свитки Торы носят вокруг бимы. 
ГАЛУТ (ивр "изгнание") - жизнь евреев вне Страны Израиля в отсутствие Храма - духовного центра народа Израиля. 
ГАОН (ивр "гений") - выдающийся мудрец Торы. 
ГЕНИЗА (ивр. "хранилище") - место в синагоге, где складываются священные книги и молитвенные принадлежности, из-за ветхости уже негодные для употребления. 
ИХУД (ивр. "объединение") - кабалистическое понятие, обозначающее сосредоточение мысли на определенных именах Всевышнего с целью вызвать открытие Б-жественного внутри сотворенного мира - и, в частности, в нашем материальном мире (см. каванот*). 
ЙЕШИВА (ивр. букв, "сидение") - высшая еврейская духовная школа. 
КАБАЛА (ивр. букв, "прием" - "прием традиции") - дисциплина Устной Торы, рассматривающая сокровенный смысл Торы Письменной и являющаяся учением о принципах мироздания и о Б-жественном. 
КАВАНОТ (мн.ч. от ивр. "кавана" - "устремление") - кабалистический термин, означающий особую сосредоточенность чувств и мысли при молитве, которая "направляется" к какой-то определенной цели в духовном мире. 
КЛИПА, мн.ч КЛИПОТ (ивр. букв, "скорлупа", "кожура") - кабалистический термин, обозначающий духовные силы, сотворенные Всевышним с целью скрывать и уменьшать поток Б-жественного света внутри сотворенных миров. 
КОТЕЛЬ (ивр. "стена"), также КОТЕЛЬ ГАМААРАВИ ("западная стена") - западная часть стены, окружавшей Храмовую гору в Иерусалиме, единственное, что сохранилось от Иерусалимского храма; величайшая материальная святыня еврейского народа. 
ЛУЛАВ (ивр.) - побег финиковой пальмы, использующийся для определенных церемоний во время праздника суккот* (см.). В широком смысле слова - название, обобщающее все четыре вида растений, использующихся для того же. 
МАРРАН (исп. "свинья") - еврей, принявший христианство из страха перед религиозными гонениями. 
МАШИАХ (ивр. "помазанник") - царь из рода Давида, который будет послан Всевышним для того, чтобы собрать всех евреев в Страну Израиля и привести их к праведному соблюдению Торы. 
МЕЛАМЕД (ивр. "учитель") - преподаватель, обучающий еврейских детей алфавиту, основам чтения и знания письменной Торы. 
МИКВЭ (ивр. "скопление") - особый водоем, погружение в который очищает от ритуальной нечистоты. 
МИНХА (ивр. "дар") - послеполуденная дневная молитва. 
МИНЬЯН (ивр. "численность") - кворум, необходимый для произнесения некоторых, особо священных молитв и благословений: десять евреев не младше 13 лет. 
МИЦВОТ (ивр. "повеления") - заповедь Торы. 
МИШКАН (ивр. "обиталище") - переносной Храм, построенный по повелению Всевышнего и под руководством Моше-рабейну после исхода из Египта; сопровождал народ Израиля во время его странствий по пустыне до прихода в Обетованную Страну. 
НУСАХ (ивр. "вариант") - вариант текстов молитв, соответствующий обычаям какой-то определенной общины народа Израиля. Аризаль создал новый "нусах" молитвенника - так называемый "нусах Ари". 
ПЕЙОТ (ивр. "края") - участки головы на висках, где Тора запрещает брить волосы, которые в некоторых еврейских общинах принято отпускать в виде локонов. 
ПОСКИМ (ивр.) - кодификаторы законов Торы, высшие авторитеты в вопросах, связанных с этими законами. 
РОШ-ГАШАНА (ивр. "начало года") - еврейский праздник, отмечающий начало нового года; день, когда Всевышний судит все Свои творения и предопределяет их судьбу на будущий год. 
САНГЕДРИН - высший судебно-законодательный орган народа Израиля, существовавший в те времена, когда духовным центром народа был Храм. 
СЕФАРДСКИЕ ЕВРЕИ (от ивр. "Сфарад" - "Испания") - евреи, потомки изгнанников из Испании. Они отличаются своеобразным укладом жизни. 
СИДУР (ивр.) - молитвенник. 
СЛИХОТ (ивр. "просьбы о прощении") - молитвы, которые принято читать перед Рош-гашана и Йом-Кипуром, а также в дни общественных постов. 
СМИХА (ивр. букв, "опирание рук") - облачение мудрецов Торы высшими полномочиями в определении законов Торы; гарантия точности и непрерывности передачи традиции Устной Торы. Исчезла после завоевания римлянами Страны Израиля и изгнания евреев из нее. 
СУККА (ивр.) - шалаш, жить в котором Тора предписывает в течение праздника суккот (см.). 
СУККОТ (ивр. "шалаши") - осенний праздник, в течение которого Тора обязывает евреев жить в шалашах. 
СФИРА, мн.ч СФИРОТ (ивр.) - кабалистический термин, обозначающий различные виды проявлений Всевышнего в сотворенных мирах. 
ТАЛИТ (ивр.) - покрывало, которое евреи надевают во время молитвы. 
ТАЛМИД-ХАХАМ (ивр. "учение мудреца") - еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов. 
ТАЛМУД-ТОРА (ивр. "Изучение Торы") - средняя еврейская школа, дающая навыки в изучении как Письменной, так и Устной Торы. 
ТАНАЙ (арам, "повторяющий", "сообщающий") - мудрец Торы эпохи Мишны. 
ТАНАХ - ивр.: сокр. ТОРА, НЕВИИМ ("Пророки"), КТУВИМ ("Писания") - еврейское название Письменной Торы. 
ТИКУН ХАЦОТ (ивр. букв, "совершенствование в полночь") - молитвы, посвященные скорби о разрушенном Храме, которые читаются в полночь особо благочестивыми евреями. 
ТФИЛИН - коробочки в форме куба из кожи с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Торы с упоминанием этой заповеди; одна из них надевается во время молитвы на руку, другая - на голову. 
ХАСИДУТ (ивр. "благочестие"), или Хасидизм - религиозно-общественное движение, созданное р. Исраэлем Баал-шем-товом в середине XVIII в. Цель его - воспитать в еврее радостное сознание своей сопричастности к выполнению планов Всевышнего, ради которых сотворен мир. 
ХЕРЕМ (ивр. "отлучение") - проклятие, накладываемое на еврея, совершившего особо тяжкие преступления против Торы и исключающее его из Еврейства. 
ЦДАКА (ивр. "справедливость") - благотворительность. 
ШМОНЭ-ЭСРЕ (ивр. "восемнадцать") - одна из главных (наряду со "Шма") молитв, произносимая каждый день трижды; первоначально она состояла из восемнадцати благословений - отсюда ее название. 
ШХИНА - (ивр. "обитание") - образ присутствия Всевышнего в сотворенных мирах. 
Приложения
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
