Методика обучения отгадыванию загадок
Значение загадок.
Большую ценность в развитии словесно-логического мышления, развития словаря и обучения рассуждению представляют загадки. В процессе отгадывания загадок происходит развитие умения выделять признаки и свойства предметов, видеть предмет или явление за описанным образом.
С.Г. Лазутин определил загадку как мысль, которая выражается не открыто и прямо. Для того, чтобы отгадать загадку, нужно найти её реальную расшифровку.
М.Н. Мельников указывал на то, что загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное в форме вопроса (7).
Мы будем понимать под загадкой краткое иносказательное описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде ясного или предполагаемого вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека, окружающую его действительность, растительный или животный мир, явления природы, предметы быта и труда. Загадку можно отнести к жанру малых форм фольклора.
Ценность загадки заключается в том, что процесс её отгадывания доставляет радость мышления, побуждает вникать в смысл словесных обозначений. Каждая отгаданная загадка укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку, вызывает желание решать более трудные задачи.
Кроме того, развитое словесно-логическое мышление и умение отгадывать загадки будут помогать в изучении и анализе литературных произведений: умение абстрагировать будет способствовать пониманию образов, которые создают авторы; умение рассуждать даст возможность понимать мотивы поступков героев и адекватно оценивать их; умение обобщать позволит глубже понимать смысл художественного произведения.
|
Процесс отгадывания загадок является своеобразной гимнастикой, которая активизирует мышление, развивает сообразительность, быстроту реакции, привычку более глубоко и разносторонне воспринимать окружающий мир. При этом необходимо исходить из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить, сложность художественного образа и особенностей формы загадки.
Виды загадок.
По сложности загадки можно разделить на три группы:
1 – загадки, основанные на перечислении признаков предметов и явлений, как правило, в иносказательной, образной форме. Это, так называемые, метафорические загадки;
2 – загадки, в которых характеристика предмета даётся кратко (описываются 1-2 признака, по которым нужно восстановить целостный образ предмета) – построенные на неполном описании признаков предмета;
3 – признаки предмета противопоставляются друг другу (используются союзы «а», «но», «да»).
При определении уровня сложности учитываются следующие факторы:
- тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить при отгадывании загадки;
- выбор загадки с учётом уровня развития словесно-логического мышления;
- сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложенный вопрос, односоставные предложения, использование однородный членов предложения).
Обучение отгадыванию загадок.
Умение отгадывать загадки требует внимательного наблюдения предметов и явлений, чётких представлений, понятий обо всём том, что непосредственно окружает человека в быту.
|
Чтобы отгадать загадку, необходимо выполнить мыслительные операции в следующей последовательности:
1 – выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, то есть произвести анализ;
2 - объединить все выявленные признаки, установить возможные связи между ними, то есть произвести синтез;
3 – абстрагироваться от всех лишних признаков предмета или явления; (отбросить все лишние признаки)
4 – логически изложить материал в форме доказательства, то есть рассуждать;
5 – выявленные признаки и установленные связи обобщить, сделать вывод, то есть отгадать загадку.
Таким образом, загадка – это словесная логическая задача. Отгадать загадку, значит ответить на вопрос, то есть совершить сложные мыслительные операции. При этом важно уметь доказать свой ответ, то есть выразить свою мысль в точной словесной форме, подчёркивающей художественный образ отгадки. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Алгоритм обучения отгадыванию загадок
Этапы обучения отгадыванию загадок:
1 этап – обучение выделению признаков свойств и предметов и явлений;
2 этап – ознакомление с видами загадок;
3 этап – обучение приёмам отгадывания загадок.
На первом этапе необходимо научить выделять признаки и определять свойства предметов. С этой целью можно использовать игру «Да - нет». Ценность игры заключается в том, что она развивает умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. Суть игры сводится к отгадыванию предмета, который находится в волшебной шкатулке. Вводится правило: вопросы ведущему задаются так, чтобы он отвечал на них только «да» или «нет» или «и да, и нет», если это касается только части содержания, «это несущественно», когда запрашивается информация, не имеющая значения для отгадывания загадки. Помогают соблюдать последовательность выделения свойств и признаков предметов, не повторять уже заданные вопросы, удерживать в памяти полученную информацию ключи. Ключ «происхождение» позволяет определить искусственный или рукотворный предмет загадан. У ключа «свойства» есть ключи-помощники, которые помогают узнать цвет, форму, величину, вес, вкус, запах, материал, температуру, поверхность и другие свойства и качества загаданного предмета. Названия ключей могут быть написаны, а можно использовать символы. На начальном этапе обучения отгаданные ключи вывешиваются на доске и, по мере называния свойств загаданного предмета, ставятся отдельно, что позволяет фиксировать внимание на выделенных свойствах, не повторять одних и тех же вопросов, не использовать одни и те же ключи. В последующем, когда появится умение удерживать свойства и качества загаданного предмета в памяти, от ключей-символов можно отказаться.
|
В процессе игры идёт непроизвольное обучение работе в коллективе, развивается умение слушать друг друга, что создаёт благоприятную, шутливую атмосферу. Самое ценное в этой игре то, что она формирует умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения задачи.
На следующем этапе использования этой игры, можно научиться отгадывать закодированное литературное произведение:
1. Жанр литературного произведения:
- стихотворение;
- сказка;
- рассказ;
- пьеса.
2. Сказка:
- авторская;
- народная.
3. Всё спросить про объект;
- рукотворный
- из природного мира: растение, животное, человек (пол, возраст, черты характера).
4. Время года: зима, весна, лето, осень.
5. Место действия:
- вода;
- воздух;
- земля (сельская местность, городская местность).
6. Обобщение:
- кто главный герой;
- его действия.
7. Результат: отгадывание загадки.
На втором этапе необходимо познакомить с видами загадок и научить их классифицировать. Ю.Г. Илларионова определила следующие виды загадок:
- метафорическая (предмет, явление скрыты за образным описанием, сравнением). Например: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»;
- построенная на противоречии с использованием союзов «а», «но», «да». Например: бел, да не снег, сладок да не мёд;
- построенная на принципе неполного описания признаков предмета. Например: под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Необходимо подобрать по нескольку загадок на каждый вид. (Приложение 1).
Для облегчения процесса отнесения загадок к определённому виду можно ввести символы, познакомить с ними в процессе отгадывания загадок:
Символы:
- метафорическая загадка |
- загадка, построенная на противоречии, с использованием союзов «а», «но», «да» |
- загадка, построенная на принципе неполного описания признаков предмета |
Во время обучения каждому ребёнку даётся набор символов. После загадывания загадки они поднимают соответствующий символ.
На третьем этапе необходимо в процессе отгадывания загадки научить детей рассуждать, то есть выделять признаки предмета или явления в форме доказательства с использованием придаточных предложений с союзами «потому что», «если, то», «так как»; вводные слова «следовательно», «значит», «стало быть», «точно», «может быть», «предположим»; числительные «во-первых», «во-вторых», «в-третьих». Для исключения неподходящих вариантов отгадки после выделения каждого признака задать вопрос, типа: «У кого (чего) это может быть? «Кто это делает?» и делать предположения. Обучение проводится на примере знакомых загадок, чтобы был понятен принцип построения рассуждения.
Вариант 1.
Загадка: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Пример рассуждения:
- во-первых, не куст, но с листочками. У чего могут быть листочки? (перечислить). Предположить: может быть, это книга?
- во вторых, не рубашка, но сшита. Какие листочки могут быть сшиты? (перечислить). Предположить: наверное, это книга;
- в-третьих, не человек, но рассказывает. Какие листочки могут рассказывать (давать знания)?
Умозаключение (вывод): это, точно, книга.
Вариант 2.
Загадка: Зимой спит,
А летом ульи ворошит.
Пример рассуждения:
- если зимой спит…Кто зимой спит? (перечислить). Предположим, что это медведь;
- если летом ульи ворошит, то это, точно, медведь, так как медведь любит мёд.
Умозаключение (вывод): стало быть, это, точно, медведь.
После обучения на примере знакомых загадок, можно переходить к отгадыванию незнакомых загадок. На этом этапе необходимо определять тематику загадок, например, «о предметах быта», «о явлениях природы», «о человеке». Только после того, как будет освоен алгоритм рассуждения, можно загадывать загадки из разных тем. Но, в любом случае загадки должны быть о знакомых предметах и явлениях.