Тема 5. География мирового хозяйства





1. Географическое разделение труда.

2. Мировое хозяйство, его структура, факторы размещения отраслей промышленности.

3. География мировой промышленности.

4. География мировой информационной индустрии и электросвязи.

5. География мирового сельского хозяйства.

6. Мировая транспортная система.

7. Всемирные экономические отношения стран мира.


1. Ник. Ник. Баранский (Советский экономико-географ, создатель советской районной школы как направления экономической географии. Заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии), глубоко и всесторонне разработавший понятие о географическом разделении труда, назвал его основным понятием экономической геогра­фии.
Географическое (территори­альное) разделение труда — неизбежный результат развития че­ловеческого общества, связанный с ростом товарного производст­ва и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: в географическом положении, в природных условиях и ресурсах, в социаль­но-экономических условиях — уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикреп­ляются к определенным террито­риям. Это относится к отдельным экономическим районам, а так­же и к целым странам, которые связаны между собой междуна­родным географическим разделе­нием труда. Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. МГРТ изменяется во времени.
Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда. Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в раз­мерах, значительно превышающих собственные потребности страны-производителя. Конкрет­ное выражение она находит в формировании отраслей между­народной специализации, т. е. та­ких отраслей, которые в боль­шей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» стра­ны в международном географическом разделении труда. (Япония - автомобильная промышленность, Канада - зерновое хозяйство, Саудовская Аравия - нефтяная промышленность.).
Для того чтобы могла возникнуть подобная специализация необходимых наличие трех факторов:
1) страна, участвующая в МРТ, должна обладать какими-то преимуществами (например, богатство природных ресурсов, преимуществами развития отдельных отраслей), по крайней мере, перед частью государств в производстве соответствующей продукции;
2) должна существовать страны испытывающие потребность в этой продукции;
3) затраты на доставку продукции должны быть выгодно стране - производителю.

В результате МГРТ в отдельных странах появляются отрасли специализации - т.е. отрасли, в большей степени ориентированные на экспорт продукции.
В свою очередь, международ­ная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот об­мен находит выражение в разви­тии международных экономичес­ких связей, в росте числа и мощ­ности грузопотоков, причем между местом производства и местом потребления всегда об­разуется больший или меньший территориальный разрыв.

2.
Мировое хозяйство сформировалось в конце XIX – начале XX вв. результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка. Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокуп­ность национальных хозяйств всех стран мира, связанных меж­ду собой всемирными экономиче­скими отношениями.
До промышленных переворотов в мировом хозяйстве господствовала аграрная структура экономики. После промышленных переворотов в конце XVIII-начале XIX вв. в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине ХХ в. под влиянием НТР началось формирование постиндустриальной (информационной) структуры мирового хозяйства. Она характеризуется следующими главными признаками:

 

  • в сфере экономики - переходом от производства товаров к производству услуг;
  • в сфере занятости - преобладанием работников умственного труда;
  • в сфере науки - рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих развитие наукоемких производств;
  • в сфере управления – принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологий;
  • в сфере экологии – установление надежного контроля над вмешательством в окружающую среду.

Для изучения отдельных отраслей мирового хозяйства необходимо ознакомиться с основными факторами размещения отраслей промышленности.

 

  • Фактор территории.
  • Фактор экономико-географического положения.
  • Природно-ресурсный фактор.
  • Транспортный фактор.
  • Фактор трудовых ресурсов.
  • Фактор территориальной концентрации.
  • Фактор наукоемкости.
  • Экологический фактор.


3.
Промышленность остается важнейшей отраслью народного хозяйства развитых в экономическом отношении государств мира. Она оказывает сильное воздействие на формирование всех от­раслей хозяйства, особенно на сельскохозяйственное производство, на все виды транспорта, в последние десятилетия — на создание современных телекоммуникаций. Промышленность — ведущая отрасль материального производства в мире. В 1996 г. на ее долю из 29 трлн долл. мирового ВНП при­ходилось около 8 трлн долл., т.е. до 1/3. Роль промышленности в секторах материального производства непрерывно повышалась: по стоимости своей продукции она превосходила мировое сельское хозяйство в 1995г. почти в 8 раз. Поэтому, несмотря на уменьшение удельного веса промышленности в ВНП многих стран и мира в целом, она остается важной составной частью мирового хозяйства. В промышленности во всем мире занято по разным оценкам от 300 до 350 млн человек. В мировом сельскохозяйственном производстве участвует более 1,1 млрд человек, т.е. в три раза больше. На одного занятого в мировой промышленности вырабатывается продукции (в стоимостном исчислении) примерно в 20—23 раза больше, чем в сельском хозяйстве. Такой сильный разрыв объясняется не только спецификой аграрного производства, но и сильным влиянием дости­жений НТП в промышленном производстве и гораздо более слабым в сельскохозяйственном.
Промышленность (индустрия) имеет самую развитую и разветвленную структуру среди всех отраслей хозяйства. Она состоит из многих производств, которые объ­единяют в отдельные подотрасли промышленности с более или менее сходными особенностями производства и назначением выпускаемой продукции. Например, добывающая промышленность — самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых (одного лишь минерального топлива 12-13 млрд. т.) и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т. д.). Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% индустрии мира, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика.
Экономический анализ этого деления отмечает уменьшающуюся долю добывающей промышлен­ности, что является определенным показателем развития того или иного госу­дарства. Все остальные отрасли индустрии относятся к разряду обрабатывающих отраслей, дающих подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции, как по стоимости, так и по ее видам. В обрабатывающей промышленности (около 90% в мире) вы­деляют ее «базовые» отрасли, производящие полупродукты, нуждаю­щиеся в дальнейшей переработке (металлургия, цементная промыш­ленность и др.). Сохранилось понятие «тяжелая промышленность», куда включают все базовые отрасли и близкие к ним машиностроение, химическую, горнодобывающую промышленность и др., они постав­ляют топливо, сырье, металлы, оборудование и т.д. По аналогии термин «легкая промышленность» применим к отраслям, вырабатываю­щим главным образом товары народного потребления (текстильная, швейная, обувная и т.д.).
Ведущей среди отраслей обрабатывающей промышленности является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая промышленность и группа отраслей по переработке древесины — деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7 %). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.
Территориальная концентрация промышленного производства определяется исключительной ролью семи ведущих промышленно развитых стран мира (США, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Великобритании и Канады), на которые приходится более половины мирового промышленного производства. Крупными регионами с самой высокой долей промышленности в мире являются Западная Европа (свыше 25%), Северная Америка (около 23%) и Азия (около 24%).
Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления.
Машиностроение по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) лидирует среди отраслей мировой промышленности. На отрасль приходится до 35-40% всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.
От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.
Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.
Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.
В- третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости.
В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.
В-пятых, вследствие специфики предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. — которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.
В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники (до 40-45 %).
Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции в отрасли лидирует автомобилестроение.
На экономической карте мира можно выделить четыре машиностроительных региона:

1. Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

2. Зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в ней высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

3. Восточная и Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самых высоких технологий.

4. Страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом, по объему производства машиностроительной продукции, развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно в НИС, что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.
Металлургическая промышленность — отрасль тяжелой промышленности, производящая разнообразные металлы. Она включает две отрасли: черную и цветную металлургию.
Черная металлургия (добыча железной руды, выплавка чугуна, стали, производство проката и ферросплавов) — одна из главных базовых отраслей промышленности. Значение ее определяется, прежде всего, тем, что стальной прокат является главным конструкционным материалом. Особенности размещения черной металлургии изменяются со временем. Так география черной металлургии исторически сложилась под влиянием двух типов ориентации: на каменноугольные и железорудные бассейны. Но в эпоху научно-технической революции происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации и усиление ориентации на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды. В результате, черная металлургия Японии, стран Западной Европы начала тяготеть к морским портам и ориентироваться на потребителя. Поэтому наблюдается уменьшение размеров строящихся комбинатов и более свободное их размещение.
Цветная металлургия (добыча цветных металлов, обогащение, выплавка, производство сплавов) по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз. Под влиянием НТР произошли большие изменения в структуре производства отрасли. Так, если до второй мировой войны преобладала выплавка тяжелых цветных металлов (меди, свинца, цинка, олова), то в 60-70-е годы на первое место выдвинулся алюминий, а также стало расширяться производство «металлов XX века» — кобальта, титана, лития, бериллия и др. Сейчас цветная металлургия обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах. Размещение предприятий отрасли складывается из того, что металлургия тяжелых, цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которых обычно низкое содержание полезного компонента, обычно тяготеет к странам и районам их добычи. В середине XX века все большая ориентация стран Запада на сырье из развивающихся стран привела к перемещению предприятий к морским побережьям. В отличие от тяжелых, руды легких цветных металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента напоминают железную руду и вполне транспортабельны, поэтому вполне рентабельно перевозить их на далекие расстояния. На экспорт идет 1/3 бокситов, добываемых в мире, а среднее расстояние их морских перевозок превышает 7 тыс. км.
Как черная, так и цветная металлургия сильно загрязняют окружающую среду, поэтому в последние десятилетия наметилась тенденция к переносу предприятий в развивающиеся страны, в связи с усилением природоохранительной политики в экономически развитых странах Запада.

Химическая промышленность
— одна из авангардных отраслей научно-технической революции, наряду с машиностроением это самая динамичная отрасль современной индустрии. В составе химической промышленности выделяются отрасли: горно-химическая (добыча минерального сырья), основная химия (получение солей, кислот, минеральных удобрений), химия органического синтеза (производство углеводородного сырья, полуфабрикатов), химия полимеров (получение пластмасс, каучука, различных волокон), переработка полимерных материалов. По ассортименту продукции эта отрасль уступает только машиностроению.
Для развития химической промышленности характерно углубление международного разделения труда, находящее отражение в росте экспортности ее продукции. При таком разделении труда производство продуктов основного органического синтеза и полимерных материалов все более концентрируется в развивающихся странах, тогда как выпуск сложной наукоемкой продукции — в США, Западной Европе и Японии. Основные черты размещения химической промышленности сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились четыре главных региона: зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли), США, Восточная и Юго-Восточная Азия, страны СНГ.

Химическая промышленность вызывает серьезные нарушения окружающей среды. Перевозка морским транспортом продуктов нефтехимии – один из основных источников загрязнения Мирового океана. В связи с этим строительство новых химических предприятий должно вестись с учетом их возможного воздействия на окружающую среду.

Топливно-энергетический комплекс
Энергетика – одна из базовых отраслей тяжелой промышленности. Это самая материалоёмкая отрасль мировой индустрии: ежегодно общее количество добытых и использованных ею видов топлива достигает 12-13 млрд. т.
В XX в. произошли существенные изменения в структуре добычи и потребления первичных энергоносителей: широко стали использовать более эффективные их виды – нефть, природный газ, атомную энергию. Одновременно уменьшилась доля угля, хотя его запасы составляют 9/10 всего минерального топлива. Ресурсов же нефти и газа хватит не более чем на 100 лет. Уголь всё ещё остаётся самым распространённым и массовым видом топлива, но по своим свойствам и направлениям использования он значительно уступает нефти и газу. Это привело к коренному изменению цен: нефть и природный газ в 3-5 раз дороже угля.
Нефтяная промышленность. Нефть – один из важнейших экспортных товаров мировой торговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрд.т.). Важнейшими её поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока. Добыча нефти в мире в 1950-2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т.) и устойчиво сохраняется на достигнутом уровне. Нефтяная промышленность – одна из самых монополизированных добывающих отраслей.
Газовая промышленность. Добыча природного газа во вторую половину XX в. выросла в 11 раз (с 0,2 до 2,3 трлн. м3). Это позволило ему приблизиться в структуре потребления первичных источников энергии к каменному углю (около 24%). При этом по разведанным ресурсам (почти 150 млрд. т., или 145 трлн. М3) природный газ сопоставим с нефтью.
Угольная промышленность – старейшая в добыче минерального топлива, однако её функционирование вызывает много сложнейших экономических, социальных и экологических проблем. Трудоёмкость добычи угля (особенно подземной) гораздо выше, чем нефти или природного газа, а цена его значительно ниже. Это определяет небольшую эффективность добычи угля и его перевозок. Очень серьёзны экологические проблемы отрасли. Всё это определило замедление темпов роста угольной промышленности мира, хотя по объёмам добычи каменного и бурого угля (около 5 млрд. т.) она всё ещё остаётся ведущей. Закрытие большинства шахт во многих странах Западной Европы и Японии сильно изменило географии отрасли. Важнейший итог – мощный сдвиг угольной отрасли в Азию (около 45% добычи угля в мире), в первую очередь в КНР и Индию, не располагающих крупными ресурсами других видов минерального топлива. Северная Америка остаётся вторым по уровню развития отрасли регионом (1/4 добычи угля в мире).
Электроэнергетика. Электроэнергетика — одна из отраслей авангардной тройки – продолжает развиваться опережающими темпами. За 1950-2000 гг. выработка электроэнергии в мире возросла с менее чем 1 млрд. кВт/ч почти до 14 млрд. кВт/ч. Душевой показатель производства электроэнергии колеблется от 29 тысяч кВт в Норвегии до 350—550 кВт ч в Индии и Китае, при среднемировом показателе 2140 кВт ч.
Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова:

- на ТЭС вырабатывается 63% электроэнергии,

- на ГЭС — 20%,

- на АЭС — 17%.

Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в Зарубежной Европе и Северной Америке.

Легкая промышленность

Структура отрасли достаточно сложна. В нее входят сырьевые производства (получение хлопка из хлопка-сырца, обработка шкур животных), полупродуктовые (прядильное, текстильное, красильное, кожевенное, меховое), конечные производства (швейное, трикотажное, ковровое, галантерейное, обувное и др.).
Во второй половине XX в. лидером легкой промышленности мира стала Азия. КНР контролирует 25% рынка спортивной и домашней обуви, значительную долю продаж белья из хлопка и т. п.
В США производство большинства массовых товаров легкой промышленности за 1950-2000 гг. сократилось в несколько раз.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Лесная промышленность – старейшая среди отраслей, производящих конструкционные материалы. Она объединяет предприятия лесозаготовителей, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Она производит круглый лес, доски, изделия из дерева, бумагу и лесохимические продукты.
География лесной и деревообрабатывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесных ресурсов.

4. Информационная индустрия — новейшая отрасль хозяйства от­дельных государств и мира. Она, возникнув во втором периоде НТР, все еще остается формирующейся отраслью, несмотря на большой объем уже выполняемой ею информационной работы и очень высо­кую оценку ее роли в мировой экономике.
Информация — это не только продукт высокоинтеллектуального труда, но и товар, подлежащий купле и продаже. Он получает свою индивидуальную стоимость уже в процессе его производства, имеет продажную цену, дает прибыль или убытки. Следовательно, все закономерности рыноч­ной экономики полностью распространяются на информацию.

Международный рынок информации представляет большой и непрерывно увеличивающийся сегмент мирового хозяйства. Собственно информационные услуги (вместе с про­граммным обеспечением) составляли 25 - 40%. В 2000 г. оборот составлял около 3 - 3,5 трлн долл., из которых стоимость прямых информационных услуг составила более 1 трлн долл.
География мировой информационной индустрии, как и сама отрасль, только формируется, однако уже выявились определенные закономерности ее создания на территории планеты. Главная из них состоит в размещении источников получения информации в высокоразвитых в экономическом отношении государствах и регионах.

География мировой электросвязи.

Связь — одна из самых географичных отраслей хозяйства. Задачи и роль связи неизмеримо выросли в эпоху НТР. Возросло ее значение в передаче больших массивов самой разнообразной информации, которая все чаще становится товаром. Объемы такой информации в обществе удваиваются каждые 5-10 лет и имеют тенденцию к ускорению. Уже сейчас темпы ее увели­чения в 2-3 раза опережают темпы роста промышленности. В настоящее время связь как средство передачи информации стала во все большей мере отражать уровень экономического развития государств: в число важнейших по­казателей уровня (размеров ВВП или ВНП на душу населения, детской смертности, автомобилизации и др.) в настоящее время включают и степень телефонизации отдельных стран.
Исключительно велико стало значение связи в хозяйстве государств мира: она обеспечивает дальнейшее углубление международного разделения труда, его интернационализацию, усиление процессов интеграции. Растущая специализация производства в отдельных странах и регионах возлагает на связь особые задачи по их взаимодействию. Свободное преодоление большинством видов связи национальных границ отдельных государств при передаче информации способствует созданию единого мирового информационного пространства, приобретающего глобальный характер. Наступающий постиндустриальный (информационный) этап человеческой деятельности немыслим без мощного развития и четкой организации мировой связи. Связь — самостоятельная отрасль народного хозяйства, его третичного сектора (предоставления услуг). Функции связи сходны с функциями, выполняемыми любым видом транспорта, однако связь перемещает в пространстве несрав­ненно более транспортабельную, нематериалоемкую продукцию — информацию и с несопоставимо высокими скоростями. Отмеченные функциональные особенности связи определяют ее очень высокую эффективность и доходность. Благодаря возможности немедленного использования информации, ее по­требители получают большие экономические выгоды. По мере расширения систем связи (а теперь речь уже идет о ее глобализации) и увеличения объемов передаваемой ею информации быстро растут и доходы отрасли. Ее услугами широко пользуется рекламный бизнес, особенно на телевидении и радио, что стало источником больших прибылей, которые зачастую превышают таковые в целом ряде от­раслей промышленности. Поэтому во многих странах мира быстро растут инвестиции в создание современных средств связи.
Во всей системе мировых телекоммуникаций исключительно велика роль экономически развитых регионов. Так, на Северную Америку и Западную Европу приходится 59% сотовых телефонов, 52 — пейджеров, 37% — телевизоров, хотя доля этих регионов в населении планеты всего лишь около 15%. Особенно значима концентрация средств связи в семи ведущих государствах мира — США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии и Канаде.

5. Сельское хозяйство— самый древний вид хозяйственной деятельности человека. Вследствие разнообразия природных условий и социально-экономических предпосылок, выделяют множество типов ведения сельского хозяйства (около 50). Но их можно объединить в две большие группы:
I. Товарное сельское хозяйство, которое включает интенсивное земледелие и животноводство, а также экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство,
II. Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, а также еще более примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

В экономически развитых странах преобладает I тип сельского хозяйства. Преобразование сельского хозяйства на основе достижений НТР (повышение урожайности путем селекции новых скороспелых сортов, расширение ирригации, широкое применение техники и т. д.) и создание системы агробизнеса, включающего наряду с производством сельскохозяйственной продукции ее переработку, хранение, перевозку, сбыт, выпуск техники и удобрений — все это придает сельскому хозяйству развитых стран индустриальный характер.
В развивающихся странах преобладает в основном традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство, преимущественно растениеводство, мало или вообще не сочетающееся с животноводством. В этом секторе сохраняется и подсечно-огневое земледелие, а основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Поэтому страны «третьего мира» очень сильно отстают от развитых стран по уровню интенсификации сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве занято около 1,3 млрд чел., а вместе с членами крестьянских семей — 2,6 млрд чел. В этой отрасли занято 46% экономически активного населения планеты, что говорит о ее важнейшем значении в мировом хозяйстве. В XXв отчетливо выявилась глобальная тенденция снижения занятости в сельском хозяйстве, особенно в экономически развитых странах (Великобритания и США - 2% ЭАН). В то же время многие развивающиеся страны сохранили высокие показатели агрозанятости (Китай — 68, Индия — 60, Танзания — 82, Кения — 72 % ЭАН).
С середины XX в. сначала в развитых странах, а затем во всем мировом хозяйстве стали формироваться агропромышленные комплексы (АПК). Они объединяют собственно сельскохозяйственное производство и отрасли, занимающиеся производством средств производства для агросферы, переработкой, транспортировкой и распределением (торговлей) сельскохозяйственной продукции.
Рост производства сельскохозяйственной продукции может быть достигнут экстенсивным путем (за счет расширения посевов, увеличения поголовья скота) или благодаря интенсификации (повышения урожайности в результате увеличения доз удобрений, использования высокоурожайных сортов растений, ирригации, выведения высокопродуктивных пород скота и птицы). В ХХ веке наибольшее значение приобрела интенсификация. Существенное значение имеет внедрение достижений науки. Первая «зеленая революция» в 1960-х годах ознаменовалась широким внедрением созданных селекционерами высокоурожайных сортов пшеницы и риса в ряде развивающихся стран — Мексике, Индии и позже— в Китае. В 80-х годах отмечена вторая «зеленая революция» или биотехнологическая революция, осуществленная преимущественно в развитых странах. На основе генной инженерии были созданы новые сорта растений и новые породы скота с заданными полезными свойствами.
Сельскохозяйственные угодья, т. е. обрабатываемые земли и пастбища, занимают 4,8 млрд га (37 % всей площади суши). Выше всего доля освоенной сельскохозяйственной территории в Австралии и Океании (почти 1/5 общей площади), в Европе (около 1/2) и Азии (свыше 2/5). В составе сельскохозяйственных угодий мира 70% составляют пастбища, на пашни приходится 28 %, а на многолетние насаждения (сады, плантации) — лишь 2% сельскохозяйственных земель.

Растениеводство

Большую часть (70%) потребляемого современным миром продовольствия обеспечивает растениеводство. Ведущей отраслью земледелия основой всего сельскохозяйственного мирового производства и международной торговли является выращивание зерновых культур — пшеницы, риса, кукурузы, ячменя, овса и ржи. Их посевы занимают 1/2 пашни мира, а в отдельных странах - еще больше (например, в Японии 96%). Зерно — основной продукт питания, важнейшая часть кормов, является также сырьем для ряда отраслей промышленности. Современное производство зерна в мире достигает около 2 млрд. т/год, причем 4/5 приходится на пшеницу, рис, кукурузу.
Кроме зерновых, для продовольственного обеспечения широко используются масличные, клубнеплодные, сахароносные, тонизирующие, овощные, плодовые культуры. Выращивание большинства из них отличается высокой трудоемкостью. Огромную роль в рационе людей играют сахароносные культуры: сахарная свекла и сахарный тростник, дающие сейчас соответственно 60% и 40% мирового производства сахара (120млн.т). К группе тонизирующих (стимулирующих) культур обычно относятся чай, кофе и какао. Они имеют довольно ограниченные ареалы. Значительная часть поступает на мировой рынок. Главными экспортерами масличных, сахароносных, плодовых и тонизирующих культур являются развивающиеся страны, а импортерами - экономически развитые страны. К техническим культурам относятся волокнистые растения (хлопчатник, лен-долгунец, конопля, джут, сизаль), каучуконосы. Главной волокнистой культурой является хлопчатник. Среднегодовое производство хлопковолокна в мире — около 20 млн т.

Животноводство

Подобно зерновым культурам, животноводство распространено почти повсеместно, причем в структуре угодий луга и пастбища занимают в три раза больше земель, чем пашни. География мирового животноводства в первую очередь определяется размещением скота. При этом ведущую роль играют три отрасли: разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство.
В большинстве развивающихся стран животноводство - второстепенная отрасль, причем экстенсивная. В развитых странах, напротив, животноводство преобладает над земледелием и отличается интенсивным типом ведения хозяйства. Индустриализация, улучшение кормовой базы и успехи в селекционной работе позволили развитым странам добиться огромных успехов в увеличении продуктивности животноводства. В связи с тем, что животноводство в них сталкивается с теми же проблемами, что и земледелие (перепроизводством продукции), в этих странах проводится политика сдерживания и сокращения производства.
Мировое стадо крупного рогатого скота в настоящее время достигает 1,3 млрд голов. Оно размещено по континентам сравнительно равномерно. К самым динамичным отраслям животноводства относится свиноводство (более 0,8 млрд. голов). Овцеводство (1,2 млрд. голов) преобладает в странах и районах, обладающих обширными пастбищами.
Экономически развитые страны значительно опережают развивающиеся по абсолютным показателям производства животноводческой продукции. На страны Азии, Африки, и Латинской Америки приходится лишь 25% мирового производства говядины и 14% производства молока. Душевые показатели производства продуктов животноводства в экономически развитых странах, как правило, во много раз выше. Особенно выделяются небольшие страны с высокоинтенсивным животноводством (Новая Зеландия, Нидерланды). Но высокие душевые показатели могут быть и в странах с экстенсивным животноводством и с меньшим населением (Австралия).

6. Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического развития труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил.

При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий вес грузов и дальность их транспортировки), пассажирооборот (количество пассажиров и дальность перевозок), густота транспортной инфраструктуры и многие другие.
Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии электропередач).
Автомобильный транспорт является ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети составляет 24 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок — 80% мирового объема. В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали.
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10% мирового объема). Протяженность мировой железнодорожной сети составляет около 1,2 млн км.
Воздушный транспорт — наиболее скоростной, но достаточно дорогостоящий, играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. Его преимущества, кроме скорости, — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний
Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов.
Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т. в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики. Морские суда транспортируют гла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: