Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.




Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.

 

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

 

Основные задачи:

- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ---- формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные цивилизованному человеку.

- развивать эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.

- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.

- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной группе.

Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы:

В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

- ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

- воспитание культуры юного петербуржца.

Цели программы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания; здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.

- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры, архитектуры и скульптуры.

- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)

- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи.

ü Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

v Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

v Формирование грамматического строя речи.

Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

ü Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

 

ü Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

- беседа, как метод обучения диалогической речи;

- обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;

- обучение творческому рассказыванию;

- формирование связных высказываний типа суждений;

- ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

 

 

ü Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.

 

 

ü Изобразительная деятельность.

Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

 

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

 

o Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости, формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.

o Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).

o Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы).

o Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).

o Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

§ Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’,, ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

§ Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры. Детям предлагаются различные задания:

Ø ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’, ‘арка’ и т. д.,

Ø ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’, ‘окно’ и т. д.)

 

Методы и средства:

1. Художественная литература.

2. Иллюстративно-познавательные материалы.

3. Природа Санкт-Петербурга.

4. Собственная деятельность детей.

5. Окружающая обстановка.

6. Беседы.

7. Подборки материалов по теме.

8. Рассказывание педагога.

9. Посещение музея, библиотеки.

10. Целевые прогулки по улицам микрорайона.

11. Прогулки по городу с родителями

 

 

Тематическое планирование

Месяц Тема занятия Цели занятия
  С Е Н Т Я Б Р Ь     «Мой город – Санкт-Петербург»     - познакомить детей с некоторыми основными сведениями из истории возникновения города,   - формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения, об изменении и благоустройстве города,   - уточнить с детьми название города, его происхождения. Сформировать понятие район, познакомить с названием Невского района   - учить называть свою фамилию, имя, возраст, полные имена своих близких, свой домашний адрес,   - повторить правило перехода улицы по сигналам светофора.    
  О К Т Я Б Р Ь   «Центр города» «Невский проспект, Дворцовая площадь»   запоминающиеся особенности архитектуры - познакомить с названием главной, центральной улицы города, её первоначальным назначением, - познакомить с главной площадью города, её особенностями - познакомить с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте (назначение, некоторые факты из истории постройки).
  Н О Я Б Р Ь     «Нева», «Невские мосты»     - познакомить с историей возникновения Невы, её характером в разное время года,   - обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды,   - дать представление о разводных мостах.  
  Д Е К А Б Р Ь     «Город на островах. Васильевский остров»     - уточнить знания о том, что наш город стоит на островах,   - дать представление о самом маленьком и самом большом острове,   - объяснять смысл названий островов,   - познакомить с некоторыми достопримечательностями Васильевского острова.  
  Я Н В А Р Ь       «Подвиг нашего города в дни блокады»   - формировать представление о героическом блокадном прошлом города, - познакомить с жизнью детей в блокадном городе, - закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях.  
  Ф Е В Р А Л Ь     «Памятники архитектуры»   по шедеврам архитектуры, понимать аллегорию - закреплять представление детей о старинных постройках: соборах, мостах, домах, дворцах, - уточнить знания детей о профессиях людей, трудившихся над их созданием, - познакомить с площадями и проспектами города..  
  М А Р Т     «Знаменитые петербуржцы»     - знакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания, памятными местами, с ними связанными,   -сообщить о петербуржцах – современниках, прославляющих родной город.  
  А П Р Е Л Ь     «Наши друзья со всего Мира»     - формировать представления об интересе к городу со стороны жителей России и Мира,   - учить видеть красоту города, понимать его уникальность,   - знакомить с многообразием стран, республик,   - учить «читать» символы Петербурга (герб и флаг),   - узнавать свой город на картинках и иллюстрациях.  
  М А Й     «День Победы»     - закреплять понятие «родина», представления о защитниках Отечества, воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны,   - познакомить с родственниками воспитанников группы, принимавших участие в войне, либо знающих о ней не понаслышке,   - посетить памятные места (памятники, обелиски, монументы), созданные в память о погибших воинах и мирных людях: педагоги, родители).  

 

Список используемой литературы

1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.

2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000

3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.

4. Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.

5. Горбачевич, К. Хабло Е. «Почему так названы?

6. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.

7. Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.

8. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.

9. Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.

10. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.

11. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.

12. Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: