Раздел 2. Субъекты административно-правовых отношений




План лекции

 

1. Административно-правовой статус граждан России

2..Административно-правовой статус иностранных граждан

3.Понятие и правое положение органов исполнительной власти

4.Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

5.Административно-правовой статус оранов исполнительной власти субъектов РФ.

6.Социальные и правовые основы государственной службы

7.Административно-правовой статус государственных служащих

8. Прохождение государственной службы.

9.Ответственность государственных служащих

10. Правовое положение общественных объединений.

11.Особенности правового положения политических партий и религиозных объединений.

 

1.Административно-правовой статус граждан Россиии – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами публичной административной власти, урегулированное нормами административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Составными частями административно-правового статуса индивида являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности. приобретенные в соответствии с нормами административного права.

Правосубъектность включает два элемента: административную правоспособность – способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами админист ративного права; административную дееспособность – способность своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами.

Административная правоспособность возникает с момента рождения. Дееспособность наступает позднее проавоспособности, возраст ее наступления законом не определен. Кроме того законодательством предусмотрен ряд обстоятельств, ограничивающих административную дееспособность, например, уровень образования, состояние здоровья и др.

Административно-правовой статус гражданина включает права:

- на обращение в органы государства;

- поступления на государственную службу;

- собираться мирно, проводить митинги, шествия, демонстрации и т.п.;

- на свободу передвижения по территории России;

- на получение информации в органах государства др.

Основными обязанностями граждан в сфере управления являются: воинская обязанность, обязанность платить налоги, обязанность соблюдать законы РФ, из которой вытекает много дополнительных конкретных обязанностей.

Элементом правового статуса гражданина является административная ответственность, которая наступает при достижении 16-летнего возраста.

Помимо общего административно-правового статуса гражданин может обладать специальными статусами, а именно: статусом студента, статусом государственного служащего, статусом военнослужащего, статусом субъекта разрешительной системы, статусом правонарушителя и др.

 

2. Административно-правовой статус иностранных граждан – основными правовыми актами, регламентирующими, статус иностранцев и лиц без гражданства являются федеральные законы от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Иностранные граждане подразделяются на три группы:

- временно пребывающие на территории РФ, срок пребывания определяется срок действия визы, а при безвизовом обмене - не может превышать 90 дней..;

- временно проживающие – имеющие разрешение на временное проживание на срок три года;

- постоянно проживающие – иностранцы, имеющие вид на жительство, который выдается сроком на пять лет.

Ограничения правового статуса иностранных граждан:

- они не могут быть государственными и муниципальными служащими;

- они не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- они не могут членами политических партий;

- их административная деликтоспособность специфична, только к ним может быть применено такое административное наказание как выдворение за пределы Российской Федерации др.

 

3. Органы исполнительной власти – являются частью государственного аппарата, им присущи определенные признаки:

- они осуществляют государственные функции;

- обладают собственной компетенцией, властными полномочиями;

- действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

- их положение, структура, деятельность регулируются правом;

- осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

- обладают властными полномочиями в отношении других субъектов права;

- образуются вышестоящим государственным органом исполнительной власти или Президентом Российской Федерации, главой ее субъекта;

- иерархичность органов исполнительной власти;

- обладают правом на административное усмотрение.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает:

- цели и задачи, ради достижения которых создан конкретный орган;

- компетенция – совокупность полномочий предоставленных органу исполнительной власти с целью реализации поставленных перед ним задач;

- право принимать юридически властные акты;

- ответственность.

Классификация органов исполнительной власти: по порядку решения вопросов, по содержанию деятельности, в зависимости от подчиненности.

 

4. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Их правовой статус характеризуется следующим.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Его статус определен Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997г «О Правительстве Российской Федерации». Формирует Правительство Президент РФ, которому Правительство непосредственно подотчетно. В состав Правительства входят Председатель, его заместители и федеральные министры. Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента.

Основные полномочия Правительства:

- организует разработку федерального бюджета и обеспечивает его исполнение;

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение единой политики вобласти культуры, науки. Образования, здравоохранения, социального обеспечения;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

- руководит деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, реализует другие полномочия, предусмотренные законодательством.

Полномочия Правительства могут быть прекращены досрочно по инициативе Президента или в результате выражения вотума недоверия Государственной Думы Российской Федерации.

Федеральное министерство – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики, а также по нормативному правовому регулированию в порученной сфере деятельности.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство – осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Оно может иметь статус коллегиального органа.

Основы правового статуса названых органов закреплены указом Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – функционируют в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Систему названных органов определяет высшее должностное лицо в соответствии с уставом субъекта РФ.

Органами исполнительной власти субъектов РФ являются правительства, министерства, департаменты, инспекции, агентства, управления, комитеты и т.д. Структура и правовое положение данных органов регламентирована правовыми актами субъектов. Например, законом Пермского края от 7 сентября 2007г. «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края».

 

 

6.. Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий органов государства.

Являясь разновидностью службы вообще, государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих должности в органах государства. При этом законодательство четко определяет круг субъектов государственной службы.

Во-вторых, это деятельность государственная, так как организуется государством, регулируется им посредством законодательства.

В-третьих, содержанием государственной службы является обеспечение полномочий государственных органов, выполнение задач и функций государства.

В-четвертых, в соответствии с Конституцией РФ на государственной службе могут состоять только граждане Российской Федерации.

В-пятых, государственная служба является одним из видов трудовой профессиональной деятельности. Но в отличие от иных видов службы на лиц, замещающих должности государственной службы, не распространяется законодательство о труде. Их трудовые отношения регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственной службы включает в себя федеральную государственную службу (гражданскую, военную и правоохранительную), а также государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, начала, определяющие важнейшие закономерности в организации и функционировании государственной службы.

Принципы государственной службы нашли правовое закрепление в федеральном законе «О системе государственной службы РФ». К их числу относятся:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так физических и юридических лиц.

7. Административно-правовой статус государственных служащих включает права, обязанности, запреты и ответственность, предусмотренные федеральным законом от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

К числу основных прав государственных служащих относятся:

1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

2. Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности.

3. Право на отдых реализуется путем установления нормальной продолжительности рабочего времени, не более 40 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе, а также предоставлением ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

4. Право на оплату труда

5. Право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну

7. Право на посещение органов государства, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

8. Право на ознакомление с материалами личного дела,

9. Право на защиту сведений о государственном служащем.

10. Право на должностной рост на конкурсной основе.

11. Право на профессиональную подготовку

12. Право на членство в профессиональном союзе.

13. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров.

14. Право на проведение служебной проверки.

15. Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе.

16. Право на медицинское страхование

17. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества

В соответствии с действующим законодательством государственный служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. 5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа.

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

8. Беречь государственное имущество.

9. Представлять сведения о доходах и имуществе, также о доходах и имуществе супруга или супруги и несовершеннолетни х членов семьи.

10. Сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства.

11. Соблюдать ограничения, не нарушать запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению.

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

. Федеральным законодательством определены также запреты, связанные с государственной службой.

1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

2. Государственный служащий не может быть одновременно депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом представительного органа субъекта РФ, замещать выборную должность в органах местного самоуправления либо оплачиваемую выборную должность в профсоюзном органе.

3. Государственному служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Ззапрещено приобретать в случаях, установленных законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5. Запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7. Государственным служащим запрещается использовать в целях, не связанных с использованием должностных обязанностей средства материально-технического и иного обеспечения

8. Государственному служащему запрещено совершать действия, способствующие подрыву авторитета государственной службы.

9. Государственный служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, общественных и религиозных объединений и др.

8. Прохождение государственной гражданской службы может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект временной. В этом смысле прохождение службы представляет собой длящийся процесс, начинающийся с возникновения государственно-служебных отношений, то есть со дня оформления поступления на службу, продолжается в течение всего периода исполнения полномочий по занимаемой должности и завершается прекращением служебно-правовых отношений в связи с увольнением со службы. В этом временном отрезке и реализуется статус служащего.

Другой аспект прохождения службы характеризует содержание данного периода. В этом смысле прохождение службы включает последовательную смену, изменение многих фактических данных, подчеркивающих правовое положение служащего, конкретизирует особенности выполнения служебных обязанностей и др. В этом аспекте прохождение службы всегда индивидуально.

В тоже время законодательством РФ определены основные, наиболее общие элементы прохождения службы:

- поступление на службу,

- служебное аттестование,

- присвоение классных чинов,

- перемещение по службе,

- профессиональная подготовка,

- прекращение службы.

 

9. Ответственность государственных служащих - одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя

Основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Таковым в сфере государственно-служебных правоотношений признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Это может выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение обязательств по контракту, правил служебного распорядка, должностных инструкций, положений, приказов представителя нанимателя и т.п.).

Помимо этого в качестве дисциплинарного проступка может рассматриваться также неисполнение или ненадлежащее исполнение общеслужебных обязанностей, предусмотренных законодательством (ст. 15 Закона о государственной гражданской службе РФ), например, непредставление служащим сведений о доходах и принадлежащем ему имуществе.

Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих следующих дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении гражданских служащих установлены статьей 58 Закона о государственной гражданской службе РФ.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Такое объяснение должно быть затребовано в течение срока, предусмотренного для наложения дисциплинарного взыскания. Необходимость получения письменного объяснения гражданского служащего обусловлена тем, что в нем могут быть указаны обстоятельства, исключающие его вину в совершении данного проступка, какие-либо уважительные причины и т.п.

Если представитель нанимателя не затребовал объяснения от служащего, по смыслу данной нормы он не вправе применить к нему дисциплинарное взыскание. Отказ гражданского служащего представить письменное объяснение не является препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Во избежание последующих споров отказ служащего от составления объяснения оформляется соответствующим актом.

Еще одной особенностью дисциплинарной ответственности гражданских служащих является проведение служебной проверки, которую можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков.

 

10. О бщественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по граждан на основе общности интересов. Право граждан на объединение закреплено в Конституции РФ и федеральном законе от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях».

Признаки общественных объединений:

-добровольность;

- самоуправляемость;

- некоммерческий характер;

- наличие имущественной основы;

- наличие устава.;

- отсутствие властных полномочий;

- деятельность осуществляется в основном в неюридических формах;

- членство (для некоторых общественных объединений).

Организационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации, политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.

Административно – правовой статус общественных объединений включает цели образования, права и обязанности, ответственность.

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод Не допускается создание общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Для реализации уставных целей общественные объединения имеют право:

- свободно распространять информацию о свое деятельности;

- принимать участие в выработке решений органов государства и местного самоуправления;

- проводить митинги, шествия, демонстрации,

- учреждать средства массовой информации,

- защищать сои интересы, интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государства. и др.

В своей деятельности общественные объединения обязаны:

- ежегодно информировать о продолжении своей деятельности,

- публиковать отчет об использовании своего имущества,

- представлять в регистрирующий орган копии решений, принимаемых руководящим органом,

- соблюдать законы Российской Федерации и др.

При нарушении законодательства общественные объединения несут ответственность в соответствии с административным законодательством. Зарегистрированные объединения могут быть привлечены к ответственности как юридические лица. При совершении правонарушения незарегистрированным общественным объединением ответственность несут их руководители.

.Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия решений о его создании, об утвержден7ии устава и формировании руководящих и контрольных органов съездом или общим собранием.После принятия названных решений объединение приобретает полномочия, предусмотренные законодательством, кроме права юридического лица, которое приобретается с момента регистрации в органах юстиции.

Учредителями общественного объединения могут быть лица, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских – 8 лет.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения либо в судебном порядке.

 

11. Особое место в системе негосударственных формирований занимают политические партии и религиозные объединения.

Политические партии создаются и функционируют в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. с последующими изменениями. Основной целью политической партии является, выдвижение кандидатов в процессе выборов в органы государственной власти России и ее субъектов, а также в представительные органы местного самоуправления. Порядок внутриорганизациооной деятельности партии регулируется уставом, который подлежит обязательной регистрации в министерстве юстиции РФ или его территориальных органах.

Религиозные организации создаются и функционируют в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 29 сентября 1997г. Закон гарантирует гражданам России свободу исповедовать любую религию либо не исповедовать ни какой религии. В этой связи могут создаваться религиозные группы численностью не менее 10 совершеннолетних членов либо религиозные организации. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в органах министерства юстиции

В законе определены основы правового статуса религиозных объединений: права,обязанности, формы ответственности и порядок организации и прекращения деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: