Личностные универсальные действия
№ | Название | Возраст | Цель | Предмет | Форма выполнения |
«Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» | 10-15 л. | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | Групповая работа учащихся под руководством психолога. | ||
Игровое задание «Чемодан» | 10-15 л. | Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. | Групповая работа учащихся под руководством психолога. | ||
«Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А.Карабанова) | 10-15 л. | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | Любые гуманитарные и естественно-научные | Фронтальный письменный опрос | |
Игровое задание «Моя Вселенная» | 10-15 л. | Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности. | Литература, история, ИЗО, музыка и др. | Групповая работа учащихся под руководством психолога. | |
Задание «Моральные дилеммы» | 11-15 л. | Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения. | Гуманитарные дисциплины | Групповая работа учащихся. | |
Задание «Моральный смысл» | 11-15 л. | Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. | Гуманитарные дисциплины | Работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе | |
Задание «Кодекс моральных норм» | 11-15 л. | Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками. | Гуманитарные дисциплины | Индивидуальная и групповая работа. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
№ | Название | Возраст | Цель | Предмет | Форма выполнения |
Задание «Кто прав?» | 10-15 л. | Диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помо-гающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия) | Гуманитарные и естественно-научные | Работа в парах и группах. | |
Задание «Общее мнение» | 11-15 л. | Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. | Литература, история, физика, биология, география | Работа в парах или группах по 3-4 человека. | |
Задание «Дискуссия» | 10-15 л. | Освоение правил и навыков ведения дискуссий. | Литература, история, физика, биология, география | Работа учащихся в классе. | |
Задание «Совместное рисование» | 10-15 л. | Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). | Литература, история, физика, биология, география | Работа в парах или группах по 3-4 человека. | |
Задание «Компьютерная презентация» | 11-15 л. | Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | Гуманитарные и естественно-научные | Работа в двух группах. | |
Задание «Групповые игры» | 11-15 л. | Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии. | Групповая работа учащихся. |
Познавательные универсальные учебные действия
№ | Название | Возраст | Цель | Предмет | Форма выполнения |
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» | 12-13 л. | Формирование выдвигать гипотезы (предложения – что получится в результате) проверять их. | Математика | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Найти правило» | 12-13 л. | Формирование умения выделять закономерность в построении серии. | Математика | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Работа с метафорами» (А.Е. Падалко, 1985) | 11-15 л. | Формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов). | Литература | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Составление слов из элементов по правилу» (А.Е. Падалко, 1985) | 11-15 л. | Формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. | Литература | Группа 4-5 ч. | |
«Отсутствующая буква» (А.Е. Падалко, 1985) | 11-15 л | Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. | Литература | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Робинзон и Айртон» | 11-15 л | Формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи. | Литература | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Эмпирическое исследование» | 14-15л. | Формирование умения проводить эмпирическое исследование. | Литература | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Любимые передачи» | 13-15л. | Формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы) | Литература и др. | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Выбор транспорта» | 11-15 л | Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. | География и др. | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Жильцы твоего дома» | 12-13 л | Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом. | География | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Сказочные герои» | 14-15 л. | Формирования проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев. | Литература | Группа 4-5 ч. | |
Задание «Диалог с текстом» (Г.Г. Граник, О.В. Соболева, 1998) | 11-12 л. | Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом» | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задание «Учимся задавать вопросы» | 11-12 л. | Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту. | Литература | Работа в парах и группах. | |
Задание «Озаглавливание текста» | 11-15 л. | Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста. | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задание «Пословицы» | 11-15 л. | Формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры. | Литература, история | Работа в группах. | |
Задание «Эпиграф» | 11-15 л. | Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа. | Литература | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задание «Сочиняем сказку» | 11-14 л. | Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации. | Литература | Работа в группах. | |
Задание «Понимание научного текста» | 12-15 л. | Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект. | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задание «Приёмы осмысления теста в ознакомительном чтении» | 14-15 л. | Усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к раннее прочитанному). | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задание «Постановка вопросов к тексту» | 14-15 л. | Овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана. | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах | |
Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов | 12-15 л | Освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов. | Гуманитарные и естественно-научные | Работа индивиду-альная и в группах |