Конечно, необходимо отметить, что в развитие Федерального Закона «Об основах государственной службы» республики, а вслед за ними и некоторые края и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях.
К сожалению, мне не удалось отыскать законодательных актов по урегулированию вопросов социальной защиты госслужащих в Мурманской области, вероятно, они не существуют в природе L.
При детальном изучении законодательных актов других субъектов РФ становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты государственных служащих.
Так в Хабаровского крае разработан кодекс о государственной и муниципальной службе - закон субъекта Российской Федерации концептуально предусматривающего соединение социальных институтов государственной и муниципальной службы в одном нормативном правовом акте. Кодекс содержит детально разработанные положения о соцзащите госслужащих. Ниже приведены некоторые примеры из упомянутого документа.
Кодексом определен государственный орган, в компетенцию которого будет входить разрешение трудовых споров - это Управление государственной и муниципальной службы.
Принцип социальной защищенности назван в числе принципов государственной и муниципальной службы. Социально значимое для служащих ограничение - запрет на внеслужебную деятельность, предложено компенсировать достойной оплатой труда.
|
Должностной оклад государственного служащего определяется трудовым контрактом на основе единой схемы должностных окладов лиц, замещающих государственные должности, утверждаемой главой администрации края.
Перерасчет минимального должностного оклада производится не реже одного раза в три месяца, то есть может повышаться или понижаться в течение года.
Помимо изменения системы должностных окладов, Кодекс предусматривает, что дополнительно к окладу в состав заработной платы государственного служащего входят: надбавка за выслугу лет на государственной службе, надбавка за ученую степень кандидата наук, ученое звание доцента и за ученую степень доктора наук, ученое звание профессора. Также, предусмотрены надбавка за сложность, напряженность, специальный режим работы.
Введена система дополнительных отпусков за выслугу лет.
В зависимости от занимаемой должности устанавливается также дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
Государственным служащим один раз в два года за счет средств краевого бюджета производится оплата стоимости проезда любым видом транспорта к месту отдыха или лечения и обратно в пределах Российской Федерации.
Предоставлено право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством.
Государственные служащие, в том числе после выхода на пенсию, и члены их семей обеспечиваются медицинским обслуживанием, лекарственными средствами, за счет краевого бюджета.
|
Плановое повышение квалификации производится в форме краткосрочного (сроком до одного месяца) или долгосрочного обучения (сроком более одного месяца): курсы повышения квалификации, стажировки, семинары и так далее.
Выводы
Исходя из вышеизложенного и изучив литературу, указанную ниже, я счёл возможным представить следующие умозаключения по выбранной теме реферата.
1. Необходимо согласовать по вертикали законодательные акты РФ и её субъектов в плане социальной политики в отношении государственных служащих с целью повышения законодательной защищённости последних. (Актуальность данного предложения заключается в следующем: В условиях выборности глав исполнительной власти на местах приходящая с ними к управлению команда знает, что её деятельность гарантирована до новых выборов, дальнейшие же перспективы нахождения на госслужбе весьма туманны[18]).
2. На государственном уровне разработать критерии по оценке эффективности деятельности госслужащих, что позволит избежать произвола в отношении госслужащих со стороны чиновников, которым те подчинены по службе, а так же многих конфликтных ситуаций и недоразумений. Законодательно определить орган по разрешению трудовых споров в среде госслужбы.
3. Необходима образовательная программа по формированию соответствующего типа управленческой культуры[19], т.к. при разрушении ключевых моральных качеств госслужащих в определённой мере теряется смысл их профессионального обучения[20].
|
4. Целесообразно уделить большее внимание повышению квалификации государственных служащих[21], т.к. только образованный работник сможет и защитить себя от неправомерных действий руководителей госаппарата, а также не допускать подобных ситуаций.
5. Следует теснее увязать обучение чиновников с их продвижением по службе, тем более что по данным опроса, карьерные устремления занимают важное место среди стимулов работы госслужащих.[22]
Результаты исследования свидетельствуют, что карьерные притязания и их интенсивность напрямую связаны с наличием или отсутствием профессионального обучения служащих. Они тем выше, чем больше в органе власти работников, прошедших переподготовку или повышение квалификации. К тому же работники, прошедшие профессиональную подготовку, критичнее оценивают уровень профессиональной подготовки госслужащих своего аппарата[23].
Пункты № 1, 2 обеспечат по теории А.Маслоу удовлетворение потребностей в безопасности и защищённости, а пункты № 3, 4 и 5 – самовыражения и в потребности к уважению.
Хочется указать ещё и на тот факт, что, ощущая заботу о себе со стороны государства, госчиновники смогут уделять больше времени и творческого подхода к своим служебным обязанностям[24], а культурная составляющая программ обучения и переподготовки вполне может помочь переменить не очень лестное в настоящий момент мнение граждан о госслужбе.
Список используемой литературы:
1) «Конституция Российской Федерации», М., «Новая школа», 1995 г.
2) «Государственная кадровая политика», М., 1996 г.
3) «Социальный менеджмент», М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1999 г. Руководитель авторского коллектива – Гриценко Н.Н.
4) «Вестник государственной службы», 1993 г., № 3.
5) «Государственное регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт», М., 1995 г.
6) Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 1996 г.
7) Закон РСФСР о милиции, «Контакт» Вестник правоохранительных органов, Мурманск, 1991 г.
The author: _________________ Michael Konev. All Rights Reserved J.
[1] Конституция РФ. М. «Новая школа», 1995 г.стр. 6.
[2] Государственная служба – выполнение работниками госорганизаций трудовой деятельности, предусмотренной по должности и направленной на осуществление задач и функций государства. Социальный менеджмент, М. 1999 г., Гриценко Н.Н., стр. 32.
[3] Так, в 1990 году минимальная официально установленная заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше уровня прожиточного минимума, в начале 1992 года эти показатели сравнялись, а в настоящее время первый из них на 20 процентов меньше другого (Государственная кадровая политика. - М., 1996. - стр. 188).
[4] Государственная кадровая политика, М., 1996 г. стр. 205.
[5] Социология власти – М. Издательство РАГС,1998 г., стр. 36.
[6] Государственная кадровая политика. М., 1996 г. стр. 158, 207.
[7] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 134.
[8] Государственная кадровая политика, М., 1996 г. стр. 213.
[9] Вестник государственной службы. – 1993 г. - №3. - стр. 3.
[10] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 191.
[11] Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. - М., 1995. -стр. 55.
[12] Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. - М.,1995. - стр. 38.
[13] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 208.
[14] В мотивации служебного поведения госслужащих весьма заметную роль играют карьерные притязания. Социология власти, М.,Издательство РАГС, стр. 15.
[15] Но даже те служащие, у которых нет противоречия между образованием и содержанием труда, настоятельно подчёркивают, что вследствие возросшей сложности и динамизма работы…дополнительная профессиональная подготовка необходима (90% ответивших ). Социология власти, М., Издательство РАГС, стр. 34.
[16] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 213.
[17] Государственная кадровая политика, М., 1996 г., стр. 215.
[18] Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 34
[19] Уже сегодня обозначилось и в перспективе, видимо, обострится противоречие между доминирующим типом управленческой культуры «административного государства» и развитием демократии «в низах». Следствием упомянутого противоречия могут быть углубление отчуждения власти от общества и усиление политической напряженности. Социология власти. М. Издательство РАГС, 1998 г., стр. 12.
[20] Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 19.
[21] Механизм повышения квалификации и переподготовки служащих органов госвласти на этом этапе реформирования системы подготовки управленческих кадров запущен… Социология власти, М. Издательство РАГС, 1998 г., стр. 29.
[22] Социология власти. М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 33.
[23] Там же, стр. 34.
[24] 77% опрошенных госслужащих показали, что при определённых условиях они смогли бы работать с гораздо большей отдачей сил. Т.к. эта доля ответивших коррелирует с долей опрошенных, недовольных нынешним уровнем оплаты труда, то можно предположить, что одним из факторов, стимулирующих работу с большей отдачей сил, является усиление мотива материальной заинтересованности. Социология власти, М., Издательство РАГС, 1998 г., стр. 39.