ЗАДАНИЕ: Участники делятся на две группы. Одной группе предлагается классифицировать слова на три типа - 1) живая природа, 2) профессии, 3) отвлеченные понятия. Перед другой группой ставится задача считать буквы в каждом слове. Затем всем предлагается записать те слова. которые они помнят. Объем запоминания определяется по формуле (*).
Результаты сравниваются и обсуждаются.
МЫШЛЕНИЕ
Буквы
ЗАДАНИЕ: Вписать недостающие буквы.
КЛЮЧ:
Перо | Дерево | Полка | Звонок | Святость |
Гора | Замок | Обруч | Книга | Кустарник |
Поле | Камень | Картон | Сверло | Учитель |
Коса | Сарай | Зерно | Крыша | Апельсин |
Тело | Невод | Устав | Трава | Станция |
Пуля | Холод | Сугроб | Биржа | Чернила |
Вера | Песок | Восток | Сварка | Капуста |
Сажа | Козел | Ущелье | Труба | Трусость |
Душа | Зелень | Пиджак | Слава | Слепота |
Река | Телега | Бульон | Пчела | Контора |
Слова
ЗАДАНИЕ: Найти пропущенные слова.
КЛЮЧ:
день, растопить, ручьям, воды, травой, оттепели, дома, улицы, оно, крышах, железом, магазинов ручках, реки, теплохода, заглядывало, говорило, красота.
Выбор слов
Одно из четырех
ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строчке из четырех слов три обозначают однородные предметы, а четвертое - предмет другого рода. Укажите (подчеркните) это слово.
КЛЮЧ:
1) токарь 2) солнце 3) вегетарианец 4) шнурки 5) пол
6) горячий 7) трактор 8) букварь 9) град 10) очки
Одно из пяти
ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строке таблицы слева приведена пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Справа дано слово, к которому надо подобрать одно из пяти помещенных ниже слов, чтобы получилась пара, в которой слова относились бы друг к другу так же, как и в левой паре.
КЛЮЧ:
1) труба 2) телега 3) твердый 4) молчать 5) клюв
6) яйцо 7) читатель 8) столяр 9) очки 10) осень
Ассоциативный эксперимент
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ: Экспериментатор произносит слова (сначала первого столбца, затем второго и т.д.), а испытуемый должен отвечать на каждое слово первым пришедшим ему в голову словом - и как можно быстрее.
Перевод с русского на суахили
РЕШЕНИЕ: Нивапенда
Задачи мудрого Саида
Задача о ленточках
РЕШЕНИЕ: Один из мудрецов догадался, что у него на голове черная ленточка.
1) Если бы один из мудрецов увидел на других две белых ленточки, он сразу бы понял, что у него черная.
2) Если бы он видел на других одну белую и одну черную ленточку, то у него опять-таки должна быть черная, т.к. иначе тот, у кого черная, сразу же догадался бы об этом. Значит, каждый видит на других черные ленточки.
3) И у него самого тоже должна быть черная, т.к. в противном случае кто-то из других увидел бы ситуацию 2).
Задача о драгоценных камнях
РЕШЕНИЕ: Не случайно Саиду пришлось задать 7 вопросов, прежде чем мудрецы сумели выполнить его задание.
1) Рассмотрим ход логических рассуждений мудрецов, когда положен только один изумруд. В этом случае задача решается только при условии, что мудрецам было заранее известно, что хотя бы одному из них будет положен изумруд. Тогда мудрец, которому положен изумруд, зная, что у всех остальных - рубины, сделает вывод, что у него изумруд.
2) Если изумруды положены двум мудрецам, то каждый из них рассуждает так: "Я знаю точно, что у одного из стоящих передо мною - изумруд. Следовательно, было положено либо один либо два изумруда. Но если бы был положен только один изумруд, то мудрец, у которого он лежит, вышел бы вперед. Но он после первой просьбы Саида не вышел. Значит, он видел, что мне положили изумруд и считал, что я должен был бы выйти после первого вопроса. Итак, у нас обоих - изумруды. При втором вопросе в таком случае оба мудреца выходят и кладут свои шкатулки перед Визирем.
3) Если положено, например, 4 изумруда, то каждый из четырех мудрецов, в чьих шкатулках они лежат, знает, что положено минимум 3 изумруда, и поэтому ждут третьей просьбы. Если и после нее мудрецы не выходят, то делается заключение, что положено не 3, а 4 изумруда, и после 4-го вопроса выйдут четверо и т.д.
4) Согласно условиям, мы знаем, что мудрецы вышли после седьмого вопроса. Следовательно, изумруды были положены семерым из них.
ПОНИМАНИЕ
Выражения
КЛЮЧ:
1. (3) | 2. (2) | 3. (2) | 4.(3) | 5. (3) | 6.(4) | 7.(2) | 8. (1) | 9.(4) | 10. (4) |
Тексты
Специфика психологии
КЛЮЧ:
в | г | в | в |
"Китайская комната"
КЛЮЧ:
а | б | б | г | в |
КРЕАТИВНОСТЬ
Проба Кулюткина
ИНСТРУКЦИЯ: В каждом столбце найти среди четырех заданных сочетаний одно, отличающееся от остальных трех. В бланке для ответов указать букву, обозначающую найденное сочетание.
Время выполнения всех задач - 15 мин.
КЛЮЧ:
Задание 1: 1) г 2) в 3) в Задание 2: 1) г 2) б 3) г Задание 3: 1) в 2) г 3) б
Задание 4: 1) б 2) б 3) б
Может быть сделана балльная оценка выполнения заданий:
За правильное решение
задания 1------- 0 баллов
задания 2------- 1 балл
задания 3------- 3 балла
задания 4------- 6 баллов
Максимальная общая сумма - 10 баллов.