Раздел 2. Работа с формой предметов при помощи светотени
Урок 9. Работа цветом и его тональными градациями над пространством в натюрморте и предметами. Уточнение деталей предметов натюрморта переднего плана. (3 часа)
Цель: закреплять знания и совершенствовать умения работы над этюдом, анализировать и строить форму предмета на основе светотеневого разбора цветом и тоном.
Материалы: гуашь, формат А3
ХОД УРОКА
Теоретическая часть. Закрепление материала.
Так как мы большую часть работаем над натюрмортами, следовательно возникает вопрос: Что такое натюрморт?
Натюрморт - ( фр. nature morte — мёртвая природа; нидерл. stilleven, ( нем. Stilleben, ( англ. still-life — тихая, спокойная жизнь) - жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра».
Предметы неодушевлённой природы — цветы, плоды, посуду с едой и питьём — изображали ещё в Древнем Египте и Древней Греции. Однако такие изображения ещё не выделялись в отдельный жанр и не имели специального обозначения.
Элементы натюрморта присутствуют в картинах многих художников, но только как дополнение к образу. Например, элементы натюрморта присутствовали в картинах художников итальянского проторенессанса: Джотто, П. Лоренцетти, Т. Гадди и многих других. Считается, весьма условно, что в искусстве Нового времени первый натюрморт в жанре «обманки» (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — натуралистичного изображения предметов, создающих иллюзию реальных, в начале XVI (16)века написал итальянский живописец Якопо де Барбари. Однако в XV(15)—XVI (16) веках изображения предметов обычно рассматривали как часть композиции исторического, пейзажного, или бытового жанра, изображения жилых интерьеров или портретов в интерьере.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозными композициями в качестве обрамлений, например цветочными гирляндами, фигур Богоматери и Христа. Также в XVI веке была распространена традиция картин типа vanitas (бренность, суета) с изображением черепа и свечи, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII(17) века.
ГРИЗАЙЛЬ
1.Вспомните определения «хроматические и ахроматические цвета»?
«Хроматические цвета» - это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
«Ахроматические» (монохромные) цвета – цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки серого.
Что такое «гризайль»?
Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.
Давайте вспомним, какие еще понятия мы относим к живописи?
(Колорит)
Понятие «колорит» означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным, монохромным.
(Контраст)
Цвета или тона могут резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
(Насыщенность)
Под насыщенностью понимают степень разбавления данного цвета белым. Чем больше разбавления цвета белым, тем менее насыщенным он становится.
Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: конструктивный рисунок, композиционное и тоновое решение, освещение (светотень).
(Светотень)
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Вы сейчас на этапе близкому к завершению работы. Многие работы надо еще писать. Уплотнять тон, это касается тех, кто начал акварелью. Надо лепить форму дальше. Тени, блики, падающие тени. Лепка формы и объема предметов с помощью цвета. Работа над фоном, уточнение: свет, тень, падающая тень, собственная тень, рефлекс, блик. Если вы просто выдумали натюрморт, то это очень сложно сделать. Если вы писали с примера, какого то, то присмотритесь внимательнее, потому что на многих работах объем отсутствует.
Есть работы, где хромает конструктивное построение. Но даже и такую работу можно вытянуть благодаря тону.
Далее, у кого более менее законченные работы приступаем к детализации переднего плана. Что у нас на переднем плане? Тут конечно трудновато определить точно, но возьмем эти три предмета. То, что к нам ближе всего, а в данном случае это чеснок, он самый детально проработанный. Потом луковица, потом глечик, потому что четкий блик вытягивает его вперед.
1 2
3
Поэтому сейчас перед нами стоит задача: тональное завершение работы в целом и уточнение и работа над деталями. На уроке завтра мы обсудим работы каждого и определимся, кому что надо будет подтянуть, сделать, уточнить и т.д.
Процесс работы и готовые рисунки присылать в ВК личку
Спасибо за внимание!!!