Администрация муниципального образования муниципального
Района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида» с.Выльгорт
«Быдсяма челядьöс 10 № - а видзанiн» школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
Методическая разработка
Совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа)
Тема: «Святки»
ОО «Познавательное развитие»
Разработала: воспитатель
Высшей квалификационной категории
О.С.Шадрина
с.Выльгорт, 2016 год
Цель: расширение представлений детей о русских народных обычаях и праздниках.
Задачи:
· ОО Познавательное развитие: расширять представления детей о русских народных обычаях и праздниках, играх, фольклоре.
· ОО Речевое развитие: развивать активную речь детей в процессе деятельности посредством участия в беседе, диалоге; познакомить с малыми формами фольклора- святочными закличками.
· ОО Социально-коммуникативное развитие: Развивать желание и умение участвовать в коллективных играх, инсценировках. Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками в процессе совместной игровой деятельности; воспитывать интерес к игровой деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием (создания ситуации успеха); развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления.
· ОО Художественно - эстетическое развитие: Формировать умение изготавливать маски на основе бумажных тарелок; развивать самостоятельное детское творчество при оформлении масок; воспитывать художественный вкус.
· ОО Физическое развитие: развивать физические качества детей: силу, ловкость через создание игровой ситуации.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: игровая, двигательная, познавательная,
Развивающая среда:
Скакалка, платок, заготовки для масок, краски, кисти, цветная, гофрированная бумага, ножницы, клей.
Форма организации: групповая
Планируемые результаты:
У детей сформированы представления о празднике «Святки», традициях их празднования, народных играх, используемых при проведении праздника. Дети выучили святочную закличку. Проявляют интерес к игровой деятельности. Проявляют активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Умеют работать в группе в процессе совместной игры. Умеют выражать эмоции. Проявляют творческий подход в изготовлении масок для колядок.
Ход совместной образовательной деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: Собрать внимание детей и мотивировать и на предстоящую деятельность | -Игровая ситуация -Эмоционального стимулирования - Объяснение - Беседа | Педагог заходит в маске козы, эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. - А вот и я, Коляда-маляда пришла, прославлять, хозяев величать! Жития вам 100 лет, всегда здравьица! А что ж вы еще к празднику не готовы? Я разве не предупредила, что будем праздник отмечать? Забыла?… ну, хорошо. Какие вы зимние праздникизнаете? А знаете такой праздник- Святки? Хотели бы вы принять участие в празднике? | Дети подходят к воспитателю Слушают, сосредотачивают внимание. Выражают собственные мысли. | Демонстрируют внимание, смотивированы на предстоящую деятельность. |
2.Реализация игрового замысла Задачи: •Формировать представления о празднике, народных играх, устном народном фольклоре. •Развивать активную речь детей в процессе деятельности. Развивать умение работать в группе. Развивать творческие способности детей. | - Демонстрация - Игра - Поручения - Задания -Эмоциональное стимулирование | Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность. -Когда наступали Святки, вся семья собиралась дома за столом на ужин и чтобы на весной и летом не было заморозков, не погиб урожай от сильных морозов, кричали в окошко: «Мороз, мороз, иди в хату кутью есть. Зимой ходи, летом под колодиной лежи». Давайте и мы с вами крикнем громко, крикнем дружно, чтобы и у нас урожай хороший был. Педагог вместе с детьми громко проговаривает закличку. Ну, что ж, пришла пора посиделки начинать. Дети мои дорогие, веселые да младые, Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки, Как когда-то наши прадедушки, Ну а с ними и наши прабабушки Приходили на веселые святки, На игры всем миром да на загадки. В Святки собирались у кого-нибудь дома на посиделки, загадывали и отгадывали загадки. Хотите тоже загадаю? 1. На дворе построен дом, На цепи хозяин в нем. 2. У нашей Анютки зверь в атласной шубке, Возле печки греется, без водички моется. 3. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Теперь игра- не развлеченье, А с большим значеньем. Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше- Можно прыгать выше крыши. В старину верили, что, если прыгать в этой игре высоко, то лен- растение из которого изготавливали ткани для одежды, будет расти очень высоким. Давайте и мы будем прыгать высоко. Педагог проводит игру «Удочка» А еще в такие вечера девицы любили гадать, да судьбу предсказывать. Пускали петуха: в какую сторону петух пойдет, оттуда жениха ждать. Но нашим девчонкам рано еще на женихов заглядываться, но погадать мы тоже можем. Игра «Гаданье» (туфли под платком, по одной вынимать и говорить какое-нибудь хорошее предсказанье про друзей, будущую учебу в школе и т.д.) А еще одной традицией празднования Святок было колядование. Молодежь, дети одевали тулупы вывернутые наизнанку, одевали страшные или смешные маски, ходили по домам и славили хозяев, желали им жизни богатой, добра. И участникам таких концертов, ряженым, хозяева дарили угощение. Считалось плохим знаком не угостить колядовщиков. Хотите одеться ряжеными? У меня есть заготовки для масок, разбирайте, выбирайте как будете украшать свою маску, за столы присаживайтесь, за работу принимайтесь. А чтобы нас угостили на колядках, надо песенку специальную выучить: Коляда, Коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохолком, Петушка с гребешком. | Дети выполняют дидактическое задание; отвечают на вопросы, наблюдают за действиями воспитателя; работают вместе; выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями; осваивают последовательность действий; осуществляют контроль, взаимоконтроль; изготавливают маску в соответствии со своим замыслом и выбранным материалом. | Демонстрируют готовность и желание включаться в совместную деятельность. Демонстрируют умение анализировать, сравнивать. Демонстрируют активную речь в процессе игры. Демонстрируют умение работать в группе. Демонстрируют творческие способности в украшении маски. |
3.Подведение итогов Задача: показать достижение игровой задачи | - Ситуация общения - Поощрение -Ситуация свободного выбора | Теперь мы с вами готовы Святки встречать, никто нас в таких масках не узнает. Педагог выражает искреннее восхищение, выражает признательность, поощряет детей. | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства. | Демонстрируют понимание достижения игровой задачи. |
4. Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | -Эмоциональное стимулирование -Ситуация общения | Как мы можем еще отметить Святки в детском саду, дома?Давайте мы сходим в соседнюю группу на колядки. А дома вы к кому можете сходить? | Участвуют в диалоге, выражают собственные мысли | Демонстрируют желание использовать игру в самостоятельной деятельности в режимных моментах, сходить в соседнюю группу, к соседям по дому. |