Дневник учебной практики УП 01. Учебная практика наблюдений
Профессионального модуля ПМ 01 Преподавание по программам
Начального общего образования
для студентов I курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ФИО студента, группа:
Место практики (образовательная организация, класс):
ФИО руководителя практики от образовательной организации:
ФИО руководителя практики от колледжа:
2018-2021
Составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
Одобрен
Предметной (цикловой)
комиссией «Психолого-педагогических дисциплин»
Протокол № 9
от «13» июня 2018 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии Т.В.Окладникова
Составители:
Буева Е.И., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»,
Канина А.Г., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»,
Кузина Д.В., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»,
Окладникова Т.В., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»,
Фрицлер Н.А. преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».
Содержание
Введение. | |
Задания на практику. | |
Образец оформления аттестационного листа. | |
Образец оформления характеристики. |
Введение
Учебная практика УП. 01 Учебная практика наблюдений (далее – практика) является частью программы профессионального модуля ПМ 01. Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности: преподавание по программам начального общего образования. Объем практики составляет 36 учебных часов.
Цель практики – освоение способов наблюдения за организацией образовательного процесса на первой ступени обучения в логике деятельностного подхода.
Задачей практики является овладение первоначальными педагогическими умениями: вести педагогическое наблюдение, протекающее в реальных педагогических условиях; анализировать и характеризовать педагогическую деятельность учителя начальных классов и учебную деятельность обучающихся.
Результатом практики является овладение общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
В том числе овладение профессиональной компетенцией (ПК):
ПК 1.4. Анализировать уроки.
В том числе освоение практического опыта (ПО):
ПО 1. Анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
ПО 2. Определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
ПО 5. Применение приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
ПО 6. Наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ПО 7. Ведения учебной документации;
ПО 9.* взаимодействия с учащимися с ОВЗ.
Методические указания: предлагаемые в дневнике задания выполняются на основе наблюдения за деятельностью учителя и деятельностью обучающихся на уроке. Наблюдение ведётся с учётом всех требований, предъявляемых к данному методу исследования: целенаправленность, естественность, объективность, фиксация данных, конфиденциальность.
Предварительно Вы должны поставить перед собой определённые задачи: определить объект (или фокус) наблюдения (что наблюдать), продумать план (когда, в какой день практики), показатели (что фиксировать), определить форму фиксации наблюдаемых показателей объекта. Наблюдение за организацией учебного процесса сопровождается беседами с учителем для конкретизации наблюдаемых показателей объекта, объективной интерпретации наблюдаемых фактов. Беседа может проходить до или после проведения урока.
Данные наблюдения записываются в протокол наблюдения по форме, указанной в заданиях.
Образец оформления записей в тетради наблюдений уроков.
Дата наблюдения:
Задача наблюдения:
Класс / предмет / тема урока:
№ | Ход урока (записываются только те моменты, которые соответствуют задаче наблюдения) | Комментарии по задаче наблюдения |
Критерии оценивания результатов практики указаны в аттестационном листе и характеристике, которые заполняются по итогам прохождения практики руководителями практики от колледжа и от образовательной организации.
Критерии оценки:
0 баллов ставится, если показатель не выражен;
1 балл ставится, если показатель выражен слабо; обнаруживается эпизодически;
2 балла ставятся, если показатель выражен, явно демонстрируется в ходе наблюдения.
Баллы аттестационного листа учитываются при выставлении дифференцированного зачета по УП 01. (учебная практика наблюдений, учебная практика полевая).
По окончании практики каждый студент сдает руководителю практики пакет отчетной документации:
- Дневник с выполненными заданиями.
- Аттестационный лист.
- Характеристика.
- Отчёт по результатам прохождения практики.
Задания на практику.
Задание 1
Сделайте вывод об особенностях организации процесса мотивации учеников во время урока на основе проведенного наблюдения (используя таблицу 1). Вывод представьте в дневнике.
Таблица1. Особенности организации мотивации
Виды учебной мотивации | Формирования учебной мотивации | Опишите ситуацию: - Каким образом учитель организует мотивацию - На каком этапе урока | |
Методы | Приемы | ||
Внешняя учебная мотивация | «Похвала» | - словесная похвала | |
- невербальное одобрение (мимика, жесты, взгляд) | |||
«Порицание» | - словесное порицание | ||
- невербальное порицание (мимика, жесты, взгляд) | |||
«Награда» | - кубки, - медали, - грамоты, - дипломы и пр. | ||
«Соревнование» (со сверстником) | |||
«Сотрудничество» (с учителем, со сверстником) | |||
«Отметка» | |||
Внутренняя учебная мотивация | «Создание проблемной учебной ситуации» (ситуация разрыва) | ||
«Создание ситуации выбора» | |||
«Создание ситуации успеха» | |||
«Нестандартные задания творческого характера» |
Задание 2
Определите признаки учебной задачи и частно-практической задачи, заполнив таблицу 2.
Таблица 2. Признаки учебной и частно-практической задач
Признаки учебной задачи | Признаки частно – практической задачи |
Задание 3
Опишите фрагмент урока постановки учебной задачи/ урока открытия нового знания, используя таблицу 3. Представьте фрагмент урока в дневнике.
Таблица 3. Фрагмент урока постановки учебной задачи/ урока открытия нового знания
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
Постановка учебной задачи/ открытие нового знания |
Задание 4
Опишите фрагмент урока решения частно – практических задач/ урока закрепления, заполнив таблицу 4. Представьте фрагмент урока в дневнике.
Таблица 4. Фрагмент урока решения частно – практических задач/ урока закрепления
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
Решение частно-практических задач/ закрепление |
Задание 5
Используя метод наблюдения, изучите особенности организации учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста на уроке. По результатам наблюдения заполните таблицу 5. Каково соотношение репродуктивной и поисковой (исследовательской) учебной деятельности обучающихся на уроке? Сделайте вывод о характере учебной деятельности. Примеры заданий, инструкции учителя и вывод представьте в дневнике.
Таблица 5. Характер учебной деятельности и типы заданий
Характер учебной деятельности | Типы заданий | Примеры заданий и инструкция учителя: |
Репродуктивный | «прочитай» | |
«перескажи» | ||
«повтори» | ||
«вспомни» | ||
«выполни по образцу» | ||
Поисково – исследовательский | «докажи» | |
«объясни» | ||
«сравни» | ||
«найди ошибку» | ||
«выполни без образца» |
Задание 6.
Сделайте вывод об особенностях организации процесса самооценивания и взаимооценивания учеников во время урока на основе проведенного наблюдения (используя таблицу 6). Вывод представьте в дневнике.
Таблица 6. Особенности организации процесса самооценивания и взаимооценивания учеников во время урока
Предмет оценивания | Способы самооценивания и взаимооценивания | Каким образом учитель организует процедуру оценивания и на каком этапе урока |
Задание 7
Сделайте вывод об особенностях организации рефлексии учеников во время урока на основе проведенного наблюдения (используя таблицу 7). Вывод представьте в дневнике.
Таблица 7. Особенности организации рефлексии
Виды рефлексии | Цель организации рефлексии на уроке (для чего организуется?) | Каким образом учитель организует рефлексию? (способы и приемы) | Высказывания и действия детей. |
Определяющая рефлексия | |||
Технологическая рефлексия | |||
Личностная рефлексия | |||
Эмоциональная рефлексия |
Задание 8
Используя метод наблюдения, изучите особенности организации коллективно – распределённой учебной деятельности при групповой форме работы обучающихся младшего школьного возраста. По результатам наблюдения заполните таблицу 8.
Таблица 8. Организация коллективно – распределённой учебной деятельности
№ п\п | Этапы коллективно – распределенной учебной деятельности | Содержание деятельности учителя при организации работы в малой группе | Методы и приёмы организации коллективно – распределённой учебной деятельности |
1. | Распределение ролей в группе | ||
2. | Введение правил работы в группе | ||
3. | Представление группового решения перед аудиторией | ||
4. | Коллективное обсуждение точек зрения групп на рассматриваемую проблему или способ действия | ||
5. | Обобщение, резюмирование и оформление коллективного решения или открытого способа действия | ||
6. | Контроль и оценка групповой работы | ||
7. | Самооценка учащимися групповой работы (собственного вклада в создание продукта коллективно – распределённой учебной деятельности) |
1) Оцените эффективность выбранных методов и приёмов организации коллективно – распределенной учебной деятельности на уроке (групповая работа). Вывод представьте в дневнике.
2) Как повысить эффективность коллективно – распределенной учебной деятельности в малой группе? Свои предложения представьте в дневнике.
Задание 9.
Изучите действия учителя по организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ): проведите наблюдение в течение 3-х уроков и 3-х перемен, используя таблицы 9 и 10; выделите действия учителя, направленные на организацию наблюдаемых параметров. Результаты представьте в дневнике.
Таблица 9. Наблюдение за поведением ученика на уроке
Параметры наблюдения | 1 урок | 2 урок | 3 урок |
Контакт с учителем | Реагирует на замечания, адекватно отвечает на замечания | Не обращает внимания на задание учителя, реагирует только при непосредственном обращении. | |
Контакт с одноклассниками | За урок ни разу не контактировала с одноклассниками и соседом по парте. | Общается с соседом по парте на отвлечённые от урока темы. | Контакт отсутствует. Не обращает внимания на одноклассников. Не беспокоит их. |
Интерес к учебному материалу | Быстро потеряла интерес к учебному материалу (5-10 минут от начала урока). | Не проявляет интереса к учебному материалу и заданиям. | |
Активность при выполнении заданий | Выполняет устные задания. Через 5-10 минут активность снизилась. Занимается своими делами, изредка обращает внимание на учителя. Через 15-20 минут выполняет задания выборочно, то, что ей нравиться. | В начале урока участвует в выполнении заданий и проверке ДЗ. Через 10 минут, отвлекается, занимается своими делами. | Задания не выполняет, проявляет пассивность. |
Реакция на критику |
Таблица 10. Наблюдение за поведением ученика на перемене
Параметры наблюдения | 1 перемена | 2 перемена | 3 перемена |
Контакт с учителем | |||
Контакт с одноклассниками |
Методические указания: При заполнении карты наблюдения необходимо давать развернутое описание поведения обучающегося с ОВЗ. Например:
Параметры наблюдения | 1 урок | 2 урок | 3 урок |
Контакт с учителем (прямое обращение) | На обращение реагирует, отвечает на вопросы | На обращение реагирует, контакт «глаза в глаза» устанавливает, на вопросы не отвечает | На обращение не реагирует, занят рисованием в тетради. |
Задание 10.
Используя результаты наблюдения, составь текст-описание обучающегося с ОВЗ (отметьте его сильные стороны и образовательные потребности). Результаты представьте в дневнике.
Задание 11.
Организуйте проведение активных перемен и «режимных моментов» (посещение столовой, переходы в кабинеты для занятий) с обучающимися класса. Опишите типичные затруднения отдельных учеников. Форма – свободная. Проведите обобщение дежурных моментов (перемен, сопровождение детей). Результаты представьте в дневнике.
Задание 12.
Напишите в виде отдельного текста отчет по практике.
Образец оформления отчета.
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Отчет о работе в период учебной практики УП. 01 профессионального модуля
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования