Тема 3. «Натюрморт из светлых предметов на светлом фоне» при дневном и искусственном освещении. Понятие теплохолодности в передаче светотени в живописи
Цель: разобрать влияние освещения на предметы и цветовую гамму работы, расширять познания основных закономерностей создания цветового строя в работе, основ цветоведения.
Материалы: гуашь, формат А3.
ХОД УРОКА
Теплохолодность в живописи.
«Теплые» и «холодные» цвета
Особенно распространены в искусствоведческой литературе и в художественно-педагогической практике понятия «теплый» и «холодный» цвета. Трудно найти статью или книгу, в которой они не употреблялись бы. Однако чаще всего авторы ограничиваются лишь констатацией факта, что картина написана в «теплых» или «холодных» тонах. Распространенность этих понятий делает их заслуживающими более подробного рассмотрения.
В литературе по цветоведению принято всю часть спектра, начиная с зеленого в сторону красного, относить к теплым цветам, а часть от голубого к пурпурному — к холодным. Зеленый иногда относят к холодным цветам, а иногда выделяют его как нейтральный. Промежуточным между теплыми и холодными цветами можно также считать пурпурный. Объективная основа разделения цветов на теплые и холодные пока еще не совсем ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого различия лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира.
Например, синий цвет воспринимается как холодный потому, что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести; цвета красно-желтые воспринимаются как теплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное — к синему и зеленому. Разделение цветов на теплые и холодные в живописи имеет, видимо, более глубокие, определенные рядом психологических моментов причины.
|
В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются состоянием атмосферы, которая часто делает на свету тона холодными, а в тени, наоборот, теплыми. Об этом еще в XIX в. писал В. Вицольд: «На открытом месте, и когда солнце находится низко на небе, предметы, освещенные прямым солнечным светом, имеют теплые оттенки, ибо свет на своем длинном пути через атмосферу к предмету и от предмета до глаза принимает красновато-желтый тон, между тем как предметы, освещенные голубоватым отраженным светом неба, имеют холодные оттенки.
Например, горные цепи, освещаемые солнечным светом при восходе или на закате солнца, в особенности если они состоят из голых скал и находятся вблизи, показывают теплые светлые тоны и холодные голубые тени».
Николая Рериха «Путь в Шамбалу»
Описание картины Николая Рериха «Путь в Шамбалу»
Художник сумел совместить в одной работе сразу несколько идей, замыслов. Первое, что мы видим, смотря на данную картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был уверен, что в них скрыта великая тайна, которая поможет всему человечеству. Картина «Путь в Шамбалу» входит в серию работ, посвященных Гималаям. Рерих со своей женой провел много лет, путешествуя по Индии, Китаю, Тибету. И везде, где они были, он видел горы. Именно они вдохновили Рериха на написание этой работы.
|
Но кроме изображения гор мы видим скрытое послание, которое заключено в названии работы «Путь в Шамбалу». Во время своих путешествия по Азии, Рерих узнал о великолепном государстве Шамбала. Его нет на карте, никто не знает, где оно находится. Все упоминания об этой таинственной стране Рерих узнал из книг и легенд. Считается, если найти Шамбалу, то человечество обретет великие знания. Именно эту легенду и постарался изобразить мастер на полотне.
Считается, что вход в потерянную и забытую страну находится внутри горы Канченджанга. Вероятно, что именно эту гору и решил изобразить художник. Таким образом, творец будто приближает нас к великой разгадке. Мы смотрим на горы, и понимаем, что в них спрятана великая тайна, которая совсем скоро будет раскрыта.
Николай Рерих, при написании этой работы, решил отойти от привычной холодной палитры. Здесь мы видим, что холодные цвета сочетаются с теплой гаммой красок. Но нет контраста. Цвета идеально сливаются друг с другом, смешиваются и гармонично передают удивительные оттенки Гималаев.
На переднем плане изображены совсем темные горы, практически черные. Солнечный свет не доходит до них. Чуть поодаль, за большим океаном тумана располагается та самая гора Канченджанга. Вершина горы мягко освещена раскаленным солнцем. Горы сияют, манят и притягиваю взгляд. Изображая солнечное свечение, художник хотел показать, что именно эта гора и является ключом к разгадке тайн.