Карта обследования уч-ся с дисграфией, дислексией
Дата обследования: 25.06.17
ФИО: Ефремова Жанна Александровна
Возраст: 6 л;
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Прикус: N; Язык: обычный;
Губы: тонкие; Твердое небо: N;
Зубной ряд: N; Подъязычная уздечка: N;
Мягкое небо: короткое; Другие особенности: нет;
Строение и особенности артикуляционной моторики
- движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
Особенности ручной моторики: (кольцо, коза, игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»): N; ведущая рука: левая.
Зукопроизношение: N;
с | с´ | з | з´ | ц | ш | ж | ч | р | р´ | л | л´ | к | г | х | й |
с | c’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | р | р’ | л | л’ | к | г | х | й |
Состояние фонематического восприятия: фонематический слух нарушен.
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-Ба-Па: Ба-Ба-Па; Са-Ша-Са: Ша-Са-Ша;
Та-Та-Да: Да-Да-Да; Жа-За-Жа: Жа-За-Жа;
Га-Ка-Га: Га-Га-Га; Ча-Ша-Ча: Ча-Ша-Ча;
Ба-Бя-Ба: Ба-Бя-Ба; За-Са-За: Са-За-За;
Слоговая структура слова: структура нарушена, элизии (пропуски звуков, слогов).
сквозняк: скозняк;
температура: тепература;
аквариум: авариум;
аквалангист: акваланист;
лекарство: лекаство;
экскаватор: эскаватор;
Регулировщик стоит на перекрестке: регуровщик стоит на перекрестке.
Водопроводчик чинит водопровод: водопровочик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской: волосы постригают в паримахерской.
Исследование языкового анализа и синтеза: навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно
а) анализ состава предложения:
Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и | опред. | неопред. |
Стоят теплые деньки | + | |
Осенью часто льют дожди | + | |
Желтые листья падают на землю | + | |
Из леса вышел старик с большой корзиной | + |
б) слоговой анализ и синтез:
|
Определить кол-во слогов в слове,произнес.учителем(подч.) | Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) | Произнести слитно слово,прои- знесенное по слог.(подчеркн.) |
Мыть, поднос, ласточка, чере- паха, кровать. | Дом,собака,муха,капуста,парта, карандаш,портфель,велосипед. | Ско-во-ро-да,по-то-лок,те-ле-фон.На-сту-пи-ла вес-на. |
в) фонематический анализ (подчеркнуть):
Выделение звука из слова | Есть ли звук «м» в словах: мак,дерево,рама,рак,дом,лампа. |
Выделение первого звука | Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова. |
Выделение последнего звука | Кот, карандаш, дом, палец, радуга. |
Определить место звука в слове | Где слышиться звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет. |
Определение звуков в словах | Сколько зв. в словах: дым,каша.шапка,крышка,черемуха. |
Позиционный анализ | Какой по счету звук «р»:рыба,дорога,трава,завтрак. |
Г) фонематический синтез д) фонематические представления
Произнеси.слово произн-е. с паузами | Отобрать картинки,где Есть 5 звуков(подч.-ть) | Назв.-ть слова в кото- рых есть звук «м» | Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков. |
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. | Лампа,роза,крыша шар чайник,сахар,скамейка. | Лампа, скамейка | Роза,сахар |
Исследование грамматического строя речи: N
Состояние словообразования | Состояния словоизменения | ||||
Притяж. прилаг.-х | Чей хвост? Чей дом? Чей шарф? | 1)Лисий; 2)мой; 3)мамин; | Мн.чис.ло сущ.-х | Мост Перо Пчела Рот | 1)Мостов; 2) Перьев; 3) Пчёл; 4) Ртов; |
Образ.пил. от сущ.-х | Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови | 1)Деревянный; 2) кожаная; 3)морковный; | Согл. числ с сущ.1-5 | Стул Кукла Помидор Рыбка | 1)Стул; 2)Куклы; 3)Помидора; 4)Рыбок; |
Суфикс. словооб.-е | Дом Гриб Сумка Ведро | 1)Домик; 2)грибок; 3)сумочка; 4)ведерко; | Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?) | Дом Дерево Ключ Ухо | 1)Домов; 2) Деревьев; 3)Ключей; 4)Ушей; |
Префик. совообр.-е | Лить,шел | - | Измен. им. сущ. по пад. | У меня есть ручка У меня нет….. Я пишу…….. Я говорю о….. | 1)Ручка; 2)ручки; 3)ручкой; 4)ручке; |
Исследование зрительно-пространственных; Понимание сложных конструкций: нарушено
|
Функций: N
Конструирование фигур из палочек + | Нарисуй крестик над (под,слева) от круга + |
По образцу + | Витю слушал учитель.Кто говорил? - |
По представлению + | Автобус обогнала машина.Кто поехал впереди? - |
Анализ писменных работ | Списывание кол.ош. Примеры | Под диктовку кол. ош. Примеры | ||
Замены букв (акустич.) | Стол – штол; Жук – Зук; Ковер-Ковёл; | Стол – штол; Жук – Зук; Ковер-Ковёл; | ||
Пропуски букв | Экскаватор- эскаватор | Экскаватор- эскаватор | ||
Пропуски слогов и частей слов | - | - | - | - |
Добавление букв, слогов | - | - | - | - |
Раздельное написание час- тей слов | - | - | - | - |
Слитное написание слов | Из теплых стран -истеплыястан | Из теплых стран -истеплыястан | ||
Аграмматизмы на письме | Много деревьях | Много деревьях | ||
Графические замены букв | + | |||
Зеркальное письмо | + | |||
Ошибки на правописание | + |
|
Заключение: Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Учитель-дефектолог: Кассирова.Т.В. Дата: 25.06.17
Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Всем известно, что невозможно получить полноценное образование при несформированном навыке письма. Способность человека грамотно писать имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе и для поступления в высшее учебное заведение, но и для будущей карьеры. При этом имеется в виду достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время очень актуальна проблема коррекции дисгра-фии, то есть профилактика и исправление специфических нарушений письменной речи.
Перед логопедом, работающем в школе, стоит важная задача — своевременного выявления и предупреждения нарушений чтения и письма.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявля-ющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформи-рованностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Какие признаки должны насторожить учителя начальных классов в устной и письменной речи учащихся?
Прежде всего – неправильное произношение любых звуков, ведь именно это может стать причиной ошибок в чтении и письме. Когда ребенок учится писать, сигналом дисграфии являются следующие ошибки:
- пропуск букв и слогов, их перестановки;
- добавление букв и слогов;
- искажение графического образа букв;
- смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот);
- ошибочное написание гласной в ударной позиции (вАлосы вместо вОлосы);
- стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения.
Опыт работы школьным логопедом показывает, что дисграфия является ведущим нарушением речи у учащихся массовой школы.
Какие могут быть причины дисграфии?
Прежде всего это нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР). Очень часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными при выявлении нарушений речи у детей, поступающих в школу. Обыкновенно дисграфия, которая обусловлена нерезко выраженным недоразвитием речи, выявляется только в процессе обучения письму. Все это оказывается серьезным препятствием в усвоении грамоты, а позднее – в овладении грам-матикой родного языка.
По характеру образования ошибок дисграфия делится на виды:
1.Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
2.Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но
путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с;
шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
3.Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в
написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки,
черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально (в
обратную сторону).
4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,
перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова
(путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или
раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
5.Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2
класса, так как требует больших знаний правил написания слов
("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема
связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам
и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.
Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных)
семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутст-вующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без
ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и
зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать
информацию (синтез и анализ).
Школьному логопеду чаще всего приходится сталкиваться со смешан-ными видами. Но преобладающим является артикуляторно- акустическая дисграфия.