Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.




Карта обследования уч-ся с дисграфией, дислексией

 

Дата обследования: 25.06.17

ФИО: Ефремова Жанна Александровна

Возраст: 6 л;

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Прикус: N; Язык: обычный;

Губы: тонкие; Твердое небо: N;

Зубной ряд: N; Подъязычная уздечка: N;

Мягкое небо: короткое; Другие особенности: нет;

 

Строение и особенности артикуляционной моторики

- движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);

- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);

Особенности ручной моторики: (кольцо, коза, игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»): N; ведущая рука: левая.

Зукопроизношение: N;

 

с с´ з з´ ц ш ж ч р р´ л л´ к г х й
с c’ з з’ ц ш ж ч р р’ л л’ к г х й

Состояние фонематического восприятия: фонематический слух нарушен.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-Ба-Па: Ба-Ба-Па; Са-Ша-Са: Ша-Са-Ша;

Та-Та-Да: Да-Да-Да; Жа-За-Жа: Жа-За-Жа;

Га-Ка-Га: Га-Га-Га; Ча-Ша-Ча: Ча-Ша-Ча;

Ба-Бя-Ба: Ба-Бя-Ба; За-Са-За: Са-За-За;

 

Слоговая структура слова: структура нарушена, элизии (пропуски звуков, слогов).

сквозняк: скозняк;

температура: тепература;

аквариум: авариум;

аквалангист: акваланист;

лекарство: лекаство;

экскаватор: эскаватор;

Регулировщик стоит на перекрестке: регуровщик стоит на перекрестке.

Водопроводчик чинит водопровод: водопровочик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской: волосы постригают в паримахерской.

 

Исследование языкового анализа и синтеза: навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно

а) анализ состава предложения:

Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и   опред. неопред.
Стоят теплые деньки +  
Осенью часто льют дожди +  
Желтые листья падают на землю +  
Из леса вышел старик с большой корзиной +  

б) слоговой анализ и синтез:

Определить кол-во слогов в слове,произнес.учителем(подч.) Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) Произнести слитно слово,прои- знесенное по слог.(подчеркн.)
Мыть, поднос, ласточка, чере- паха, кровать. Дом,собака,муха,капуста,парта, карандаш,портфель,велосипед. Ско-во-ро-да,по-то-лок,те-ле-фон.На-сту-пи-ла вес-на.

в) фонематический анализ (подчеркнуть):

Выделение звука из слова Есть ли звук «м» в словах: мак,дерево,рама,рак,дом,лампа.
Выделение первого звука Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова.
Выделение последнего звука Кот, карандаш, дом, палец, радуга.
Определить место звука в слове Где слышиться звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет.
Определение звуков в словах Сколько зв. в словах: дым,каша.шапка,крышка,черемуха.
Позиционный анализ Какой по счету звук «р»:рыба,дорога,трава,завтрак.

Г) фонематический синтез д) фонематические представления

Произнеси.слово произн-е. с паузами Отобрать картинки,где Есть 5 звуков(подч.-ть) Назв.-ть слова в кото- рых есть звук «м» Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков.
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. Лампа,роза,крыша шар чайник,сахар,скамейка. Лампа, скамейка Роза,сахар

Исследование грамматического строя речи: N

Состояние словообразования Состояния словоизменения
Притяж. прилаг.-х   Чей хвост? Чей дом? Чей шарф?   1)Лисий; 2)мой; 3)мамин; Мн.чис.ло сущ.-х Мост Перо Пчела Рот 1)Мостов; 2) Перьев; 3) Пчёл; 4) Ртов;
Образ.пил. от сущ.-х     Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови 1)Деревянный; 2) кожаная; 3)морковный; Согл. числ с сущ.1-5 Стул Кукла Помидор Рыбка 1)Стул; 2)Куклы; 3)Помидора; 4)Рыбок;
Суфикс. словооб.-е     Дом Гриб Сумка Ведро 1)Домик; 2)грибок; 3)сумочка; 4)ведерко; Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?)   Дом Дерево Ключ Ухо 1)Домов; 2) Деревьев; 3)Ключей; 4)Ушей;
Префик. совообр.-е   Лить,шел   - Измен. им. сущ. по пад. У меня есть ручка У меня нет….. Я пишу…….. Я говорю о….. 1)Ручка; 2)ручки; 3)ручкой; 4)ручке;

Исследование зрительно-пространственных; Понимание сложных конструкций: нарушено

Функций: N

Конструирование фигур из палочек + Нарисуй крестик над (под,слева) от круга +
По образцу + Витю слушал учитель.Кто говорил? -
По представлению + Автобус обогнала машина.Кто поехал впереди? -

 

Анализ писменных работ Списывание кол.ош. Примеры Под диктовку кол. ош. Примеры
Замены букв (акустич.)   Стол – штол; Жук – Зук; Ковер-Ковёл;   Стол – штол; Жук – Зук; Ковер-Ковёл;
Пропуски букв   Экскаватор- эскаватор   Экскаватор- эскаватор
Пропуски слогов и частей слов - - - -
Добавление букв, слогов - - - -
Раздельное написание час- тей слов - - - -
Слитное написание слов   Из теплых стран -истеплыястан   Из теплых стран -истеплыястан
Аграмматизмы на письме   Много деревьях   Много деревьях
Графические замены букв       +
Зеркальное письмо       +
Ошибки на правописание       +

 

Заключение: Артикуляторно-акустическая дисграфия.

 

Учитель-дефектолог: Кассирова.Т.В. Дата: 25.06.17

 

 

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Всем известно, что невозможно получить полноценное образование при несформированном навыке письма. Способность человека грамотно писать имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе и для поступления в высшее учебное заведение, но и для будущей карьеры. При этом имеется в виду достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время очень актуальна проблема коррекции дисгра-фии, то есть профилактика и исправление специфических нарушений письменной речи.

Перед логопедом, работающем в школе, стоит важная задача — своевременного выявления и предупреждения нарушений чтения и письма.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявля-ющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформи-рованностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Какие признаки должны насторожить учителя начальных классов в устной и письменной речи учащихся?

Прежде всего – неправильное произношение любых звуков, ведь именно это может стать причиной ошибок в чтении и письме. Когда ребенок учится писать, сигналом дисграфии являются следующие ошибки:

- пропуск букв и слогов, их перестановки;

- добавление букв и слогов;

- искажение графического образа букв;

- смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот);

- ошибочное написание гласной в ударной позиции (вАлосы вместо вОлосы);

- стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения.

Опыт работы школьным логопедом показывает, что дисграфия является ведущим нарушением речи у учащихся массовой школы.

Какие могут быть причины дисграфии?

Прежде всего это нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР). Очень часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными при выявлении нарушений речи у детей, поступающих в школу. Обыкновенно дисграфия, которая обусловлена нерезко выраженным недоразвитием речи, выявляется только в процессе обучения письму. Все это оказывается серьезным препятствием в усвоении грамоты, а позднее – в овладении грам-матикой родного языка.

По характеру образования ошибок дисграфия делится на виды:

1.Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

2.Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но

путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с;

шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

3.Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в

написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки,

черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально (в

обратную сторону).

4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,

перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова

(путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или

раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

5.Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2

класса, так как требует больших знаний правил написания слов

("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема

связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам

и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.

Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных)

семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутст-вующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без

ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и

зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать

информацию (синтез и анализ).

Школьному логопеду чаще всего приходится сталкиваться со смешан-ными видами. Но преобладающим является артикуляторно- акустическая дисграфия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: