Билет № 14.
В чем заключалась преемственность между литературой 18 века и древнерусской литературой?
В чем заключалось жанровое задание торжественной оды Ломоносова?
1.Перед ответом на этот вопрос нужно понимать, что развитие литературы отдельно взятой страны-процесс непрерывный. Так как 18 век был после 9го [ПW1] можно предположить, что, несмотря на классицизм и некому [ПW2] заимствованию [ПW3] из европейской культуры, у литературы 18го века была преемственность по отношению к древнерусской литературе. Самое главное, что здесь можно вспомнить это обилие старославянизмов в литературе 18 века. Преимущественно они использовались в высоком и среднем(меньше) штилях (по теории трех штилей Ломоносова). Это было нужно, возможно, для стилистической окраски языка, ведь одно дело-комедия Фонвизина «недоросль[ПW4] », которая была произведением низкого штиля. Здесь просто по содержанию не подходят разные «прах, смрад, брег», так как герои-не самые образованные люди, речь идет о них и их жизнях. Разве что старославянизмы могут произносится [ПW5] резонером (и то я не помню было ли что-то подобное в «недоросле»). И совсем иное дело- торжественные и духовные оды, в которых идет речь о государстве (и все с ним связанном, в том числе и о монархе) и боге соответственно. Там они очень хорошо вписываются в штиль. Также есть и иные аспекты, сугубо по-моему [ПW6] мнению. Например, утверждение государственности, государственного строя. Тут сразу в голову приходит древнерусская литература с ее обращением к идеалам предков[ПW7]. Правда[ПW8] сразу может возникнуть закономерный вопрос: «как», ведь государства в эти две эпохи кардинально отличались. Но тут дело вовсе не в относительной организации оного, а в абсолютном его наличии и стремление к нему идеальному. Что я имею ввиду[ПW9]? В жизни отцов виделся, в 9 веке, правильный порядок вещей, истинные отношения. К ним стремились, также, как и заставшие 18 век стремились к единственно правильному строю. Но стоит отметить, что скорее всего этот вывод о преемственности неверен, так как классицизм начался в Европе на около столетия раньше и, в свете петровских реформ, был заимствован. Поэтому это пример непосредственного переноса через эпохи или же досадное сходство зависит от вопроса о роли классицизма как этапа развития.
2. Жанровое задание торжественной оды заключалось в следующем. Когда в государстве происходили важные события, будь то восшествие очередного монарха на престол, захват важного района[ПW10], свадьба высокопоставленных людей, это событие должно было восхвалено (а как иначе). Для этого торжественные оды и писались. Например, следующий отрывок из начала оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Здесь Ломоносов перечисляет заслуги нынешней императрицы, что является частью торжественного «поздравления» (можно провести забавную аналогию с сегодняшним днем, ведь часто на поздравительных можно прочитать каким молодцом стал и т.д.). Но потом начинается другая часть восхваления, которая не столько это делает, сколько описывает насколько громадную государственную машину, которую нужно будет удержать Елизавете Петровне:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
А далее идет одна характерная черты именно этой оды-наказ развивать науку, в чем ее главное отличие заключается.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Таким образом Ломоносов выполнял жанровую задачу оды.
Давид, невероятно интересно следить за прихотливым движением вашей мысли. Вы думаете, и это здорово! Знаете, как Пушкин сказал о Баратынском? «Он у нас оригинален, ибо мыслит».
Поэтому 5.
[ПW1]Это тонкое наблюдение))
[ПW2]некоему
[ПW3]падеж! Несмотря на что? На некое заимствование
[ПW4]«Недоросль». Название с большой буквы
[ПW5]произноситься
[ПW6]по моему мнению
[ПW7]вы еще о духовных скрепах напишите! Нельзя употреблять такие словосочетания. Они абсолютно ничего не значат, это смысловая пустышка
[ПW8]запятая
[ПW9]в виду
[ПW10]прозвучало так, будто речь идет о каких-то районных бандитских разборках)