Зачет по литературе XVIII века




 

Билет № 14.

В чем заключалась преемственность между литературой 18 века и древнерусской литературой?

В чем заключалось жанровое задание торжественной оды Ломоносова?

1.Перед ответом на этот вопрос нужно понимать, что развитие литературы отдельно взятой страны-процесс непрерывный. Так как 18 век был после 9го [ПW1] можно предположить, что, несмотря на классицизм и некому [ПW2] заимствованию [ПW3] из европейской культуры, у литературы 18го века была преемственность по отношению к древнерусской литературе. Самое главное, что здесь можно вспомнить это обилие старославянизмов в литературе 18 века. Преимущественно они использовались в высоком и среднем(меньше) штилях (по теории трех штилей Ломоносова). Это было нужно, возможно, для стилистической окраски языка, ведь одно дело-комедия Фонвизина «недоросль[ПW4] », которая была произведением низкого штиля. Здесь просто по содержанию не подходят разные «прах, смрад, брег», так как герои-не самые образованные люди, речь идет о них и их жизнях. Разве что старославянизмы могут произносится [ПW5] резонером (и то я не помню было ли что-то подобное в «недоросле»). И совсем иное дело- торжественные и духовные оды, в которых идет речь о государстве (и все с ним связанном, в том числе и о монархе) и боге соответственно. Там они очень хорошо вписываются в штиль. Также есть и иные аспекты, сугубо по-моему [ПW6] мнению. Например, утверждение государственности, государственного строя. Тут сразу в голову приходит древнерусская литература с ее обращением к идеалам предков[ПW7]. Правда[ПW8] сразу может возникнуть закономерный вопрос: «как», ведь государства в эти две эпохи кардинально отличались. Но тут дело вовсе не в относительной организации оного, а в абсолютном его наличии и стремление к нему идеальному. Что я имею ввиду[ПW9]? В жизни отцов виделся, в 9 веке, правильный порядок вещей, истинные отношения. К ним стремились, также, как и заставшие 18 век стремились к единственно правильному строю. Но стоит отметить, что скорее всего этот вывод о преемственности неверен, так как классицизм начался в Европе на около столетия раньше и, в свете петровских реформ, был заимствован. Поэтому это пример непосредственного переноса через эпохи или же досадное сходство зависит от вопроса о роли классицизма как этапа развития.

2. Жанровое задание торжественной оды заключалось в следующем. Когда в государстве происходили важные события, будь то восшествие очередного монарха на престол, захват важного района[ПW10], свадьба высокопоставленных людей, это событие должно было восхвалено (а как иначе). Для этого торжественные оды и писались. Например, следующий отрывок из начала оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Здесь Ломоносов перечисляет заслуги нынешней императрицы, что является частью торжественного «поздравления» (можно провести забавную аналогию с сегодняшним днем, ведь часто на поздравительных можно прочитать каким молодцом стал и т.д.). Но потом начинается другая часть восхваления, которая не столько это делает, сколько описывает насколько громадную государственную машину, которую нужно будет удержать Елизавете Петровне:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

А далее идет одна характерная черты именно этой оды-наказ развивать науку, в чем ее главное отличие заключается.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Таким образом Ломоносов выполнял жанровую задачу оды.

 

Давид, невероятно интересно следить за прихотливым движением вашей мысли. Вы думаете, и это здорово! Знаете, как Пушкин сказал о Баратынском? «Он у нас оригинален, ибо мыслит».

Поэтому 5.

[ПW1]Это тонкое наблюдение))

[ПW2]некоему

[ПW3]падеж! Несмотря на что? На некое заимствование

[ПW4]«Недоросль». Название с большой буквы

[ПW5]произноситься

[ПW6]по моему мнению

[ПW7]вы еще о духовных скрепах напишите! Нельзя употреблять такие словосочетания. Они абсолютно ничего не значат, это смысловая пустышка

[ПW8]запятая

[ПW9]в виду

[ПW10]прозвучало так, будто речь идет о каких-то районных бандитских разборках)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: