Примеры необычных заданий для уроков математики




· Математический кроссворд

Применение кроссвордов — один из методов, помогающих запоминанию математических терминов. Человек лучше усвоит материал, который вызвал его интерес. Детям нравится разгадывать кроссворды, поэтому сложные понятия запоминаются как бы сами по себе, произвольно, в результате волевой и умственной деятельности во время поиска правильных ответов.

Кроссворды на уроках математики используются при повторении и закреплении материала, для индивидуальной и фронтальной работы с учениками на разных этапах урока.

Рекомендации по применению кроссвордов:

Кроссворды бывают цифровые и текстовые. В первом случае необходимо, решив примеры или задачи, записать результат вычислений в подходящие клетки. Второй вариант состоит из вопросов по математической теории. В обоих вариантах предполагается, что значения в пересекающихся клеточках будут совпадать.

Не делайте слишком сложные задания. Все вопросы должны быть предельно понятны, но не элементарны.

К одному и тому же кроссворду задания можно написать несколько разных вариантов заданий.

А также:

При разгадывании кроссвордов нужно учитывать индивидуальные особенности учеников (возраст, уровень подготовки). С карточками, которые состоят из одних вопросов, справятся сильные ученики. Более слабым школьникам предлагаются те же вопросы, поданные в зрительной форме с опорой на наглядность.

Работа с кроссвордом может быть фронтальной. В таком случае сетка чертится на доске или выводится на экране. Дети по очереди выходят и вписывают нужные термины в клеточки.

· Интересные задачи

Занимательной считается задача, содержащая необычные элементы или в форме подачи задания, или в сюжете, или в методе решения, или в наглядном материале к задаче. Иногда необычность заданий для уроков математики заключается в неожиданном ответе или создании игровой ситуации во время ее решения.

Простые, необъемные задачи используются в начале урока или в конце занятия. Их цель — сконцентрировать внимание, создать положительный настрой в детском коллективе.

· Типы необычных задач на уроках математики

Задание со сказочным героем. В урок вводится какой-либо персонаж, который ищет решение задачи, показывает фокус и так далее.

  • Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.

За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки.

Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщин

· Нестандартная запись, чертеж, схема.

«Магические» квадраты. Это квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению)

Магические квадраты можно разнообразить: использовать не просто числа, а костяшки домино; изобразить квадрат на фоне какого-то животного или предмета: например, на панцире черепахи или парусе судна, а также изобразить рядом с квадратом какого-то мага или волшебника.

  • Задачки на сообразительность.

Как с помощью 5 единиц и одного математического знака записать число 100? (Ответ: 111 – 11 = 100)

  • Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.

· Презентация математического понятия

Учитель предлагает детям интересно и связно рассказать об изученном математическом термине. Такое задание целесообразно давать только во время повторения изученного материала.

· Дидактические игры

На уроке игра выполняет те же функции, что и необычная задача. Они обучают, воспитывают и развивают.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока неодинакова. Если дети усваивают новый для них материал, то возможности игровых занятий значительно уступают более традиционным формам обучения. Разумно организовать игру при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

· Математическое лото

В специальном конверте детям предлагается набор карточек (одна большая и остальные маленькие). Как правило, маленьких карточек с упражнениями больше, чем изображено ответов на большой карточке.

Школьник достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.

Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя между рядами, легко оценит результат работы ребенка.

· Викторина

Викторина — это игра, во время которой дети отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Игра проводится в начале урока — при отработке навыков устных вычислений, в середине урока — при проверке усвоения нового материала, в конце урока — при проверке знаний и умений учеников. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности ребят.

Если кабинет математики оснащен проектором, то задания удобно показать на экране. Более трудоемкий процесс — подготовить карточки с таблицами или чертежами.

Ответ на вопрос дается сразу. При оценивании учитывается не только правильность, но и скорость решения.

Детям, ответившим на вопрос, учитель может выдавать жетоны или медали, также медали можно выдать и в конце урока. Дети, набравшие большее число жетонов за время игры, получают положительные оценки.

· Интерактивные презентации

Презентации с элементами игры хорошо использовать на уроках закрепления и обобщения знаний, а также в качестве разминки в начале урока открытия новых знаний.

Интерактивные презентации-тренажеры можно использовать на уроках отработки знаний и навыков: в игровой форме детям гораздо проще и интереснее выполнять однотипные задания.С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является занимательная игра. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Классическая педагогика прошлого утверждала - ” Смертельный грех учителя - быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Естественно, что каждый вид познавательной деятельности: урочной или внеурочной, предполагает различные навыки и умения, формируемые по годам обучения в условиях нарастающей трудности. Работа, связанная с ученическим поиском будет успешной, только если она проводится не эпизодически, а в системе под направляющей и организующей ролью учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: