Кафедра государственно-правовых дисциплин и методики преподавания права
Конспект по работе Аристотеля
«Политика »
Работу выполнила:
Студентка 913 группы
Первушина Ю.Ю.
Работу проверила:
Зав. Кафедрой правовых дисциплин
и методики преподавания права
Новикова Н.В.
Пермь 2012
О том, что такое государство. Государство представляет собой общение, а общение организуется ради какого-либо блага.
Господин - тот, кому подвластно небольшое число людей; домохозяин - тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно еще большее число - это государственный муж или царь.
Семья - общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей.
Селение - общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей.
Государство - общество, состоящее из нескольких селений, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас, ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.
Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
О домохозяйстве и рабстве. Первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети. Эти отношения можно охарактеризовать так: господское, брачное и отцовское.
Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще жить.
Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно - начало властвующее, другое - начало подчиненное.
|
Справедливость - благоволение к людям.
Виды власти: Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье – монархия, власть государственного мужа - это власть над свободными и равными. Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно так же обстоит дело с рабом и свободным.
Об искусстве наживать состояние. Искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом - о пользовании ими.
Наиболее ленивые люди ведут образ жизни кочевников, которые питаются, не прилагая ни труда, ни заботы. Другие люди живут охотой. Все же огромное большинство людей живет благодаря земледелию и культурным растениям.
Богатство представляет собой совокупность орудий экономических и политических. Искусство наживать состояние – это полное право с этим искусством и связано представление, будто богатство и нажива не имеют никакого предела. И под богатством зачастую понимают именно преизобилие денег, вследствие того, что будто бы искусство наживать состояние и торговля направлены к этой цели. Иногда деньги кажутся людям пустым звуком.
Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: власть господина по отношению к рабам; отношение отца к детям; отношение мужа к жене.
Разбор политических проектов Платона. Все граждане должны принимать участие либо во всем касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, в других – нет.
|
Дружелюбные отношения - величайшее благо для государств ведь при наличии этих отношений менее всего возможны раздоры.
Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим. Подготовить же к этому граждан - дело законодателя.
Власть должна всегда находится в руках одних и тех же. Однако это служит источником возмущения даже у людей, не обладающих повышенным чувством собственного достоинства, тем более - у людей горячих и воинственных.
Обязанность законодателя - делать все государство в его целом - счастливым.
Все народонаселение предполагается разделить на две части: одна часть - земледельцы, другая - воины; третья часть, образуемая из последних,- совещающаяся и правящая государством.
Полития - полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение. Лакедемонское устройство - царская власть в Лакедемоне олицетворяет собой монархию. Олигархию - власть геронтов. Деократия - власть эфоров, так как избираются из народа;
Наилучшее государственное устройство должно заключаться в соединении демократии и тирании. Необходимо, чтобы в государственном устройстве учитывалась военная мощь.
Разбор проектов Фалея и Гипподама. Разделение государства на три части: первую образуют ремесленники, вторую - земледельцы, третью - защитники государства, владеющие оружием. Территория государства также делится на три части: священную, общественную и частную. Священная - та, с доходов которой должен отправляться установленный религиозный культ; общественная - та, с доходов которой должны получать средства к существованию защитники государства; третья находится в частном владении земледельцев. Законы существуют только троякого вида, поскольку судебные дела возникают по поводу, троякого рода преступлений (оскорбление, повреждение, убийство). Все должностные лица должны быть избираемы народом.
|
Легкомысленно менять существующие законы на другие, новые - значит ослаблять силу закона.
Разбор государственного устройства лакедемонян. В том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости.
Эфория - представляет собой тиранию, демократическое же начало они усматривают в сисситиях и в остальном повседневном обиходе жизни. Пополняется эта власть из среды гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди бедные, которых вследствие их необеспеченности легко можно. Но этот правительственный орган придает устойчивость государственному строю, потому что народ, имея доступ к высшей власти, остается спокойным. Эфоры выносят решения по важнейшим судебным делам, являясь случайными людьми, правильнее было бы выносить решения, следуя букве закона. Сам образ жизни эфоров не соответствует общему духу государства: они могут жить слишком вольготно, тогда, когда должна быть излишняя строгость, так что они, не будучи в состоянии выдержать ее, тайно в обход закона предаются чувственным наслаждениям.
Разбор государственного устройства критян и карфагенян. Все, и женщины, и дети, и мужчины, кормятся на государственный счет.Спокойствие народа, лишенного участия в управлении, никоим образом не служит доказательством правильности такого порядка. Доказательством слаженности государственного устройства служит уже то, что сам народ добровольно поддерживает существующие порядки и что там не бывало ни заслуживающих упоминания смут, ни тирании.Политика, имеет элементы, склоняющиеся отчасти в сторону демократии, отчасти - в сторону олигархии.
Отрицательной стороной можно считать и то, что одному человеку предоставлена возможность занимать одновременно несколько должностей; Однако всякое дело лучше всего исполняется одним человеком.
Законодательство. В законодательство Харонда закон о судебном преследовании за лжесвидетельства. У Фалея закон об уравнении собственности. У фракийских законы касательно убийств и о дочерях-наследницах. У Платона - общность жен; детей и имущества, женские сисситии, а также закон о попойках.
Государство - нечто составное, подобное целому, состоящему из многих частей; государство есть совокупность граждан. Гражданин – тот, кто участвует в суде и в народном собрании. Государство - совокупность таких граждан, достаточную для самоудовлетворяющего существования. На практике гражданином считается тот, у кого родители – и отец и мать – граждане, а не кто-либо один из них. Добродетель гражданина заключается в способности прекрасно и властвовать, и подчиняться.
Нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. Рассудительность – единственная отличительная добродетель правителя.
Государственное устройство – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: В демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих.
Итак, только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей.
Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, является царской властью; власть немногих, но власть более одного – полития. Тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет.
Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Законы должны быть согласованы с тем или иным видом государственного устройства. Законы, соответствующие правильным видам государственного устройства, будут справедливыми, законы же, соответствующие отклонениям от правильных видов, будут несправедливыми. Государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе. Справедливость есть некое равенство.
Вот четыре вида царской власти: во-первых, царская власть героических времен, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом; во-вторых, царская власть у варваров наследственная и деспотическая по закону; в-третьих, эфория – выборная тирания и, в-четвертых, царская власть в Лакедемоне, представляющая собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию.
Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью. Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорожденных людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря их добродетели. Наконец, при осуществлении начала политии народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами.
Таким образом, существуют три вида государственного устройства правильные – царская власть, аристократия, полития – и три отклоняющиеся от них: тирания – от царской власти, олигархия – от аристократии, демократия – от политии. Демократический строй такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорожденных, а олигархическим – такой, когда она принадлежит богатым.
Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безопасности.
Равенство бывает двоякого рода: равенство по количеству и равенство по достоинству.
Источники возмущений и государственных переворотов: во-первых, нужно знать настроение людей, поднимающих мятеж; во-вторых, ради чего; в-третьих, с чего начинаются политические смуты и междоусобные распри. Производятся же государственные перевороты путем либо насилия, либо обмана, причем к насилию прибегают или непосредственно с самого начала, или применяя принуждение по прошествии некоторого времени.
Но самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя.
Сохранение государственного строя обеспечивается вводимыми ограничениями.
Тирания – её цели: вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное, тираны – враги порядочных людей, в-третьих, лишить людей политической энергии
Олигархия и тирания – более кратковременные виды государственного строя. Основным началом демократического строя является свобода; жить так, как каждому хочется; совет – наиболее демократическое из правительственных учреждений.
Заключительные выводы: наилучшим государственным строем должна признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо. Наилучшая жизнь для каждого человека в отдельности и для всего государства в целом должна быть одной и той же; наилучшим пределом для государства является большее количество населения в целях самоудовлетвряющего его существования, притом легко обозримое, в этом заключается величина государства. Общий характер территории: она должна быть труднодоступна для вторжения, но иметь удобные выходы, чтобы в город можно было легко доставлять получаемые продукты; чтобы был удобный подвоз к нему лесных и всяких других материалов для обработки, имеющихся в стране, довести морское развитие до определённого предела. Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб, воспитание должно соответствовать каждому государственному строю;