Эстетическая программа романтизма: идея мира как бесконечного становления и самораскрытия, отражение бесконечного в конечном.




Романтическая идея бесконечного расширения создания точно была сформулирована профессором И. Я. Кронебергом: «Фантазия - сила, облекающая бесконечные идеи в индивидуальный образ».

Утвердив интерес личности к миру собственных чувств, к новым возможностям душевной жизни, Жуковский сделал очень много для нового понимания человека, задач поэзии в целом. Его творчество стало одним из крупных факторов литературно – общественного развития в России, а глубоко гуманистическая этика, идеал нравственного единства человечества и до сих пор составляют культурную непреходящую ценность.

С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием ими мира в движении связана и одна из основных идей философского мировосприятия романтиков — идея бесконечного.

 

 

Романтическая идея бесконечного расширения создания точно была сформулирована профессором И.Я. Кронебергом: «Фантазия – сила, облекающая бесконечные идеи в индивидуальный образ».

Идея бесконечного развития нашла отклик и у русских романтиков «Романтическое, - писал А. Григорьев, - является во всякую эпоху, только что вырвавшуюся из какого-либо сильного морального переворота, в переходные моменты сознания» [7, с. 207]. Шлегель называл романтической поэзию динамичную, становящуюся, соответственно причисляя к романтикам тех поэтов, которые отражали основные тенденции развитиясвоей эпохи. По мнению Шлегеля, сущность романтической поэзии заключается в том, что «она может вечно становиться и никогда не может быть завершена, она бесконечна и свободна и признает своим первым законом, что воля поэта не терпит над собой никакого закона» [21, c. 295].

Романтики, безусловно, задаются вопросом: что позволяет говорить о романтическом сознании как имманентно присущем человеку? Романтическое связано, по их мнению, прежде всего, с неостановимой жаждой движения, бесконечного изменения. Пафос романтизма заключается в апологии вечного становления. Движение для романтиков неотделимо от преодоления и обновления. Идея развития понимается ими, прежде всего, в духе шелленгианском: как бесконечное исхождение духа из себя и возвращение к себе самому обновленному. «Идеализм, - пишет Ф. Шлегель, - с неизбежностью должен исходить из себя, чтобы иметь возможность возвратиться к себе» [21, c. 63]. Преодоление же мыслится, как правило, в революционном ключе. Романтические эпохи – время эксцессов и взрывов – социальных, культурных, эмоциональных. Романтики, по мнению Э. Дешана, «в каждой строке… свершают революцию» [8, c. 418].

Романтизм - явление сложное, внутренне подвижное, В процессе егоразвития существенно менялись романтические идеи,художественныепринципы. В конечном итоге их эволюция определялась конкретнымдвижением социально-исторической действительности. Трагическоеосознание противоречия идеала и действительности появляется вромантизме не сразу, а в результате той эволюции, которую проделалоромантическое искусство.

На начальном этапе своего развития романтизм, как отмечаетИ.В. Карташова, характеризуется «утверждением связи личности иприроды, истории, с одной стороны, а с другой - идеей союза, братскогообъединения людей, идеей «органической целостности» мира внешнего ивнутреннего» [3,с.11]. В произведениях раннего романтизма миризображался как единый природный организм. Романтическая личность сливалась с человечеством, с природой, так как сама была рождена ею,личности присуще чувство единения с природой. Но постепеннорадостное мироощущение сменяется тоской по несостоявшемуся идеалу,который был возможен только в прошлом или будет возможен только вдалеком будущем. Романтическая гармония исчезает в мире, где всеболее утрачиваются естественные человеческие связи. Возникает конфликт идеала и действительности. В этих условиях романтическаяличность ощущает себя трагически одинокой. Мир, который казался такимгармоничным, становится непонятным. Огромную ценность для романтиков приобретает человеческая индивидуальность. Для романтиковхарактерно миропонимание, отличительной чертой которого являетсядуализм. В той или иной форме романтик живет в двух мирах. Ончувствует то гармонию сосуществования этих миров, то резкий контрастмежду «этим» миром и «тем». Из дуализма рождаются определеннаясимволика, гиперболизм, фантастика. Общение людей с духами,таинственные происшествия, переплетение реальной жизни сосверхъестественным - все это является приметами внешнего сходства междупроизведениями украинского писателя О. Стороженко и В. Одоевского.Представляет интерес типологическое сопоставление творчества этихписателей.

Подобно отношениям с обществом, складываются и отношения личности с природой. Человек как носитель Божественного Духа абсолютно свободен «от природного стихийного начала». Сущность бытия скрыта не в хаосе, а в самом человеке. Каждая личность — это целый неповторимый мир, целая Вселенная. Однако из этого не следует, что личность не может найти в реальном мире понимающую душу, как находит она в природе созвучную ее духу свободу и красоту.

Таким образом, романтическая картина мира иерархична: подобно тому как в человеке соединены дух и плоть, так и во всем мире духовное начало сочетается с началом физическим, материальным; духовное господствует над материальным, а материальное подчинено духовному; в основании бытия лежит духовное, а не физическое.

Понятно, что романтик устремлен к духовному, идеал которого представляется ему абсолютным, безусловным, совершенным и прекрасным. Этот идеал находится в вечном, никогда не исчезающем противоречии с враждебной действительностью. Отношения между идеалом и жизнью выражаются в системе противоположностей и могут принимать различный вид: божественное — дьявольское, возвышенное — низменное, небесное — земное, истинное — ложное, закономерное — случайное, свободное — зависимое, внутреннее — внешнее, вечное — преходящее, желаемое — действительное, исключительное — обыденное.

Несмотря на враждебные отношения с социальным миром, человек в романтизме включен в бесконечный Космос, но не для того, чтобы изучать мир, познавать его законы и объяснять их, а с целью его переживания. Так как человек воспринимает мир всем существом, то романтики настаивают на многообразных отношениях личности со Вселенной, исключающих какую-либо односторонность, но отдавая предпочтение непосредственным чувствам, связям человека с миром, подчеркивая первенствующую роль эмоций, лиризма. В целом их отношение к миру субъективно. Это означает, что романтик не изучает жизнь, а воспринимает ее сразу, целиком, с помощью интуиции, не прибегая к помощи рассудка. Он не доверяет теоретическим знаниям («системоверию», как выразился Ваккенродер). Мышление романтика непосредственно, «наивно», интуитивно.

Так как мир совершенен как замысел и несовершенен как воплощение, то реальность далека от идеала, и мечта романтика обычно неосуществима. Романтик весь устремлен в бесконечное, в идеальное духовное царство: он всегда готов покинуть тусклое и унылое «Здесь», чтобы оказаться в «очарованном Там». Порыв в бесконечность и томление по нему — самое ценное в романтизме, потому что они означают вечное беспокойство духа, неудовлетворенного несовершенством мира и человека и жаждущего совершенства и красоты. При этом идеальное духовное царство не только бесконечно, но и безгранично. Оно не исчерпывается земными просторами, а простирается за пределы земного бытия. Так рождается характерный признак романтизма — «романтическое двоемирие». Связующее звено между реальным и идеальным мирами — внутренний мир личности романтика. «Всякое существо,— писал критик и теоретик романтизма Ваккенродер,— стремится к прекраснейшему, но никому не дано выйти за пределы самого себя, и поэтому все видят прекрасное лишь внутри себя». Романтик одновременно пребывает в двух мирах: посюстороннем, земном, и потустороннем, небесном. Если конфликт между двумя мирами не может быть разрешен, то романтик либо спасается «бегством» из несовершенной действительности в иную, высшую реальность (а неземной, идеальный мир для романтика такая же реальность, если даже не более подлинная реальность, чем земная действительность), либо с помощью воображения, фантазии, вымысла преображает реальный мир, соединяя его с идеалом и одухотворяя. Оба пути согласуются с религиозной системой ценностей, с верой, которая также определяет романтическую картину мира. С этой точки зрения, заметили ученые, романтизм становится «новой религией», потому что каждая плоть, каждая индивидуальность и вся жизнь находят просветление в Боге. Об этом писал Ф. Шлегель: «Вечную жизнь и невидимый мир нужно искать только в Боге. В нем воплощена вся духовность... Без религии мы будем иметь вместо полной бесконечной поэзии лишь роман или игру, которую теперь называют прекрасным искусством». Благодаря «романтическому двоемирию» личность понималась неотъемлемой частью Вселенной и точкой, в которой бытовое, обыденное пересекалось с идеальным.

При воплощении «романтического двоемирия» главная задача романтиков состояла в том, чтобы совместить оба мира в едином образе.

Здесь романтики столкнулись с известной трудностью: дух человека бесконечен и универсален, но сам он смертен и единичен. Как же можно воплотить бесконечное и универсальное в единичном и конечном? Совершенно ясно, что такой возможностью не обладает наука, что в этом случае не помогут ни простое наблюдение и созерцание (эмпирическое познание), ни жизненный опыт. Бесконечное и универсальное нельзя постичь ни одним разумом, ни одним чувством. Их можно охватить таким способом, который одновременно и разумен, и чувствен. Именно этими свойствами обладает чувственный образ, который лежит в основе искусства. Чем дальше тот или иной вид искусства отстоит от рациональных способов постижения мира, тем он выше.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: