Совершенствование учета аренды основных средств




Роль основных средств в процессе производства, особенности их воспроизводства в условиях рыночной экономики обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств. Рыночная система управления требует более полной оперативной и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить любую информацию, а не только отчетную. Поэтому совершенствование учета основных средств на предприятии следует вести по двум направлениям. Во- первых, работать над тем, чтобы как можно быстрее получать необходимую информацию по основным средствам. А так как на предприятии большое множество различных групп основных средств, то без использования вычислительной техники получить необходимые данные невозможно.

Для решения данной задачи предприятию необходимо более полно использовать вычислительную технику. Централизовано вести учет на ЭВМ. Вторым направлением является совершенствование действующей методологии учета основных средств, что вызвано целым рядом причин. В учетной практике возникает постоянно вопрос о том, как отражать комплекс в регистрах, как целый объект либо открывать на каждый объект свою инвентарную карточку. Исходя из этого, возникает второй вопрос, как начислять амортизацию, дифференцированно или в целом на все объекты комплекса общим процентом, и по какому проценту. Эти вопросы на практике решаются по-разному. На одних предприятиях объекты комплекса отражаются дифференцированно, т.е. каждому объекту присваивается свой инвентарный номер, открывается инвентарная карточка, дифференцированно начисляется амортизация. На других предприятиях комплексам присваивается один инвентарный номер и устанавливается с разрешения министерства единая норма амортизации.

Предлагается усовершенствовать нормативы и методы начисления амортизации, систему переоценки основных фондов и индексации, ввести меры экономического стимулирования и контроля целевого использования амортизационных отчислений. Предприятию дать свободу в выборе модели амортизации и методов ее начисления. Преимущества ускоренной амортизации заключаются в том, что она позволяет: страховать предприятия от потерь, связанных с моральным износом, и стимулировать внедрение более совершенной техники; ускорять обновление основных средств и защитить их инфляции, повышать конкурентоспособность продукции и другое.

При ускоренной амортизации используются различные методы исчисления, среди которых: метод двукратных уменьшающихся амортизационных отчислений (метод двойной нормы) и метод суммы годовых цифр (метод суммы лет). Их называют методами ускоренной амортизации, т.к. они ускоряют начисление износа, при их использовании величина амортизационных отчислений в начале срока эксплуатации объекта основных средств больше, чем при использовании метода равномерного начисления амортизации. Но это превышение компенсируется меньшими отчислениями по мере истечения срока эксплуатации. Величина всей начисленной на протяжении срока эксплуатации амортизация всегда одинакова и равна амортизируемой стоимости объекта.

Метод двукратных уменьшающихся амортизационных отчислений, или регрессивный, получил наибольшее распространение. Он определяет амортизационные отчисления на основе фиксированных процентов от остаточной балансовой стоимости основного капитала. При этом максимальная норма в два раза превышает нормы амортизации, применяемые при равномерном начислении амортизации; метод уменьшающегося баланса, который предполагает удвоение нормы амортизации в первый год эксплуатации, отчисление 20% от остаточной22 стоимости во второй год и т.д.; метод "сумма чисел" или "сумма лет" или "кумулятивный метод", при котором норма амортизации подсчитывается путем деления числа лет (часов), оставшихся до истечения срока службы основного капитала, на сумму лет службы этого капитала Принцип регрессии, лежащий в основе этих методов, позволит в первый год начислить амортизацию в повышенных размерах, а в последствии ее уменьшить. Это позволит 2/3 стоимости фондов амортизировать за половину срока службы.

Предоставление предприятиям выбора начисления амортизации будет содействовать созданию гибкой амортизационной политики, которая позволит остановить сбережение устаревшего оборудования, быстрейшего накопления денежных ресурсов на обновление основных фондов. Одним из направлений совершенствования учета аренды основных средств является автоматизация учета основных средств. Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды: синтетических счетов и субсчетов аналитического учета; структурных подразделений предприятия; инвентарных объектов; норм амортизационных отчислений; бухгалтерских операций и др.

При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов. Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет23 амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности. "1С: Бухгалтерия 8.0" является мощной системой, предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Эта система позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме. Исходной информацией является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт. Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств.

Одним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аренда основных средств или имущественный наем- широко распространенная форма временного использования чужого имущества в целях предпринимательской деятельности фирмы.

Условия арендного договора регулируются ст. ст.540-603 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 01.07.1999г. № 409-1 (гл.29 Особенная часть), а порядок учета операций по аренде - МСБУ 17 "Аренда". Аренда классифицируется по видам в зависимости от: а) объекта аренды. В аренду могут даваться земля, здания сооружения, машины и оборудование, портные средства и др. объекты. Каждый объект арендных отношений характеризуется своими особенностями учета данного вида аренды. б) в зависимости от того, в какой степени риск и вознаграждение, связанные с правом пользования арендованным имуществом, переходят к арендатору или остаются у арендодателя. В этом случае аренда подразделяется на финансовую и текущую. Финансовая аренда предусматривает переход к арендатору рисков и имуществ, связанных с владением объектов аренды. При оперативной аренде риски преимущества (возможность получения прибылей в течение срока аренды) остаются у арендодателя.

В результате исследования организационного аспекта арендных отношений было выявлено, что они (арендные отношения) начинаются с момента заключения договор аренды, который является двусторонней сделкой, что определяет взаимные права и обязанности сторон. В соответствии с гражданским законодательством, договор аренды является возмездным. Арендные обязательства - общая сумма, подлежащая уплате по договору аренды. Арендная плата включает в себя амортизационные отчисления и арендный процент. В арендную плату не включают налоги.25 На следующем этапе в курсовой работы был исследован порядок финансового учета текущей аренды. Отражены особенности учета текущей аренды у арендатора и арендодателя. В бухгалтерском учете арендодателя основные средства, переданные в аренду, числятся в составе основных средств на соответствующих счетах группы счетов 2410 "Основные средства" Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Арендная плата, причитающаяся к получению, в соответствии с заключенным договором отражается по дебету счета 1260 "Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде" и кредиту счета 6260 "Доходы от операционной аренды"; если же аренда является основным видом деятельности предприятия, то кредитуют счет 6010 "Доход от реализации продукции и оказания услуг".

Арендатор признает расходы по текущей аренде в виде арендной платы на систематической основе, и в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от оплаты. В финансовой отчетности арендатора арендные платежи признаются расходами периода в части оплаты за аренду офиса и как производственные расходы при оплате арендных платежей за производственное оборудование.

Практическая работа

Содержание хоз. операции Дебет Кредит
  Получение имущества в финансовую аренду 2310-2380 Основные средства; 2710 -Нематериальные активы 4120 Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде
  На текущую часть долгосрочного арендного обязательства 4120 Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде 3260 Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде
  Начисление вознаграждения по финансовой аренде 7130 Расходы по аренде 3250 Краткосрочные вознаграждения к выплате
  Погашение обязательства по финансовой аренде 3260 Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде 1081 Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования 1091-Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования
  Оплата вознаграждения 3250 Краткосрочные вознаграждения к выплате 1081 Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования 1091 Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования

Список использованной литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года.

2. Методические рекомендации по применению международного стандарта бухгалтерского учета (IAS) 16 "Недвижимость, здания и оборудование".

3. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект - Учебное пособие. Караганда, 2003 - 257с.;

4. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий (постатейный). - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеті жарғы, 2003. - 634с.

5. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002 г.

6. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ Учебное пособие. - Алматы, 2006. - 472с.

7. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г., №209-11 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2006г). - Алматы: Каржы-Каражат, 2006 г. 8. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28.02.2007 года № 234-III

9. Приказ Министра финансов РК от 23.05.2007 г. №185 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета".

10. Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет основных средств. Караганда, - 1997.

11. Гилек Ю. Н Международные стандарты финансовой отчетности. Краткий перекрестный конспект-комментарий // Вопросы учета и налогообложения. - 2006, №4. -с.7-19 12. Скала Н.В., Скала В.И. Сборник бухгалтерских проводок. Алматы, 2005г.

13. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2000 г.27

14. Михалева Е. Учет основных средств // Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане. - Алматы: Издательство БИКО, 2005. - 248

15. Михалева Е.В., Хорина Л.И. Выбытие основных средств // Бюллетень бухгалтера, № 25, июнь, 2002г., с.7-9.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: