Для оценки уровня образования и организации обучения в древней Руси и Русском государстве до XVII в. недостаточно свидетельств и многие из них противоречивы, поэтому ограничимся кратким обзором основных событий. Петра I
Активно развивались идеи воспитания с давних времен. В воспитании ведущая роль отводилась матери. Существовало даже понятие «матерый» - зрелый, хорошо воспитанный матерью.
Две даты: 863 год – создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки и 988 год – принятие христианства практически слились для истории отечественной педагогической мысли. Первым учебником и настольной книгой каждого россиянина стала Псалтырь, объединив, таким образом, религиозное, нравственное воспитание и обучение. Обучение долгое время оставалось делом семейным, родители нанимали для ребенка «мастера грамоты за мзду». Первые сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде относятся к 1030г.
В 1073 г. выпушена книга «Изборник Святослава», в которой в легкой форме изложены семь свободных искусств, дополненные христианской моралью.
В 1117 г. издано «Поучение Владимира Мономаха юношам», в которой переосмыслены моральные нормы, изложенные в псалтыри.
В 1574 г. Иваном Федоровым издан первый букварь, в нем указывалось, что это книга для детей и родителей, так как обучение грамоте дело семейное.
К середине XVI в. был собран и издан «Домострой, или обрядник всего что делать и как жить». Эта книга стала и учебником и руководством для различных житейских ситуаций. Основной мотив «Домостроя» выделяет ведущую роль и ответственность отца за других членов семьи. В случае неповиновения отцу приписывалось «сокрушать ребра». «Домострой» четко описал существовавшую в то время на Руси ситуацию. Культура была замкнутой, сугубо мужской. Женщины считались «существами нечистыми», в общественной и политической жизни участия не принимали. Такие затворнические нравы привели к упадку образования, уровня воспитания, а давление церковной морали в самом примитивном ее понимании не способствовали становлению светской культуры. Многие культурологи справедливо считают, что отношение к женщине является мерилом цивилизованности общества.
|
В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал Киево-могилянский Коллегиум – первое высшее учебное заведение на Руси, рассчитанное на 1200 человек.
В 1687 г. В Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия. Здесь преподавались богословие и светские науки. Академию закончили Л. Ф. Магницкий и М.В. Ломоносов. Ее основателем являлся С. Полоцкий. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.), выходец из Белоруссии; обучал царских детей Алексея, Федора и царевну Софью; под его наблюдением воспитывался и Петр I; считал главными факторами в воспитании пример родителей и учителей, а также окружающую среду; выступал против теории «врожденных идей». Является автором нескольких произведений «Псалтырь рифмованная», «Ветроград многоцветный», «Обед душевный» и более 200 проповедей и поучений.
В начале XVII в. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык книгу Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Эта книга стала первым источником представлений о светском воспитании и этикете на Руси. Появление ее во многом опровергает теорию о том, что светская культура была искусственно привита на российскую почву Петром I. Рассматривая по основным датам историю российской педагогической мысли можно увидеть, что интерес к светской культуре – объективная тенденция, существовавшая в России. Однако роль образовательных реформ Петра I невозможно переоценить.
|
В культурно-образовательной политике Петра I можно выделить несколько целей: изменение замкнутого образа жизни российского боярства; изменение отношения к женщине и к красоте; слияние различных классов, в том числе и с иностранцами, которые должны были привнести в жизнь России нормы обхождения, принятые в Европе.
Нормы этикета получили отражение в книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению», изданной 4 февраля 1717 года.
Были открыты профессиональные учебные заведения: 1707 – хирургическая школа в Москве, 1707 – навигатцкая школа в Москве, 1716- горнозаводская школа в Карелии и т.д. Дети дворян получили возможность учиться за рубежом.
Подписанный незадолго до смерти Петром I регламент Академии наук в немалой степени способствовал проникновению в Россию достижений европейской науки и культуры.
Огромное значение для истории образования играло учреждение цифирных школ (1714 г.), которые должны были объединить детей дворян, разночинцев и купцов. И хотя дворяне, а затем и купцы получили разрешение на домашнее обучение, именно этот проект дал возможность получить образование всем сословиям, кроме крестьян. Сказавшись разночинцем, поступил в Эллино-греко-латинскую академию М.В. Ломоносов. Он всегда подчеркивал, что возможность обучаться он получил благодаря Петру I. Одна из его статей так и называется «Слово похвальное блаженной памяти императору Петру Великому».
|
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.) создал ряд учебных книг: «Риторику» 1748, «Российскую грамматику» (1755) и др. М.В. Ломоносов был очень разносторонним человеком, но одним из основных направлений его деятельности можно считать просветительство. Ломоносов осознавая, что Петербургская Академия наук не выполняет всех задач, поставленных перед ней Петром I, принимается за создание Московского университета, вникая в мельчайшие подробности его устройства. Затем Ломоносов разрабатывает проект Петербургского университета. Прежде всего, М.В. Ломоносов – ученый, охвативший сферой своих научных интересов практически все известные его времени области знания. Но Ломоносов никогда не любил наук ради них самих. Самым важным он считал не сами победы человеческого разума, а возможность поставить их на службу родине, направить усилия ученых на выполнение государственных задач и просвещение русского народа. Со дня его вступления в Академию наук до самой смерти Ломоносов неустанно боролся за национальные основы и традиции русской науки, за то, чтобы создать и обеспечить возможность успешного роста и развития русских ученых. Немаловажным явилось и желание Ломоносова обучать самые широкие слои русских людей. Университет, по задумке М.В. Ломоносова основанный в Москве – в традиционном центре русской жизни, и в то же время вдали от порабощенной иностранцами Академии. В Москве первый русский университет развился и окреп на самобытной русской основе и привлек к себе более широкие демократические массы населения, нежели это могло бы быть в Петербурге. М.В. Ломоносов досконально продумал устройство Университета - три факультета: юридический, медицинский, он же факультет естествознания и философский, объединявший философию, физику, ораторию, поэзию, и историю. Задумывался М.В. Ломоносов и о других ступенях образования – он категорически настаивал, что при университете должна быть гимназия, без которой он - «как пашня без семян». Университет стремился привлечь к науке как можно более широкие слои русского общества. Университетские профессора читали публичные лекции на общедоступные темы, в отчетах о которых с гордостью отмечалось, что на них присутствовали и женщины. Стремление Ломоносова привлечь к науке как можно больше людей «всякого звания», заставляло его заниматься самыми различными вопросами: это и система льгот для профессоров, и регламент для обучаемых и многие другие вопросы, затрагивающие различные области жизни. А.С. Пушкин, со свойственной ему проницательностью, подметил разносторонность М.В. Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник». По словам А.И. Герцена Ломоносов был первым русским ученым, который сумел с достоинством «бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения».
М.В. Ломоносов считал своим нравственным долгом помогать каждому русскому человеку, стремящемуся к науке. В течение всей своей жизни он выдвигал, растил и защищал русских ученых, стремился обеспечить им возможность развить свои дарования и создать им благоприятные условия для работы. К сожалению, современники недостаточно ценили Ломоносова, он даже не был приглашен на открытие университета, но для него важнее всего было дело процветания наук, для него Михаил Васильевич готов был поступиться своей славой.
Толстой Лев Николаевич (1827-1910 гг.) выдвигал оригинальные педагогические идеи, в своем имении организовал начальную школу для детей крестьян; уделял большое внимание развитию творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания»; Л.Н. Толстой чередовал педагогическую деятельность с творчеством писателя. Л.Н. Толстого по праву можно считать педагогом практиком. Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого пришелся на время крепостничества, печальная правда русской действительности больно задевала чуткую душу писателя. Под влиянием опыта личного общения с крестьянами и впечатлений, привезенных из-за границы, Л.Н. Толстой пришел к убеждению, что одним из способов отплатить народу за социальные привилегии дворянства является просвещение. Идею просвещения народа Л.Н. Толстой осуществляет в своей яснополянской школе в качестве народного учителя. Практическая работа поставила перед ним ряд задач, для разрешения которых Л.Н. Толстой снова отправляется за границу. Л.Н.Толстой много общался с крупнейшими педагогами Европы, но постановка школьного дела его не удовлетворила, и он заимствовал только сам принцип «свободного воспитания». Здесь начинается второй период педагогической деятельности Л.Н. Толстого. Он продолжает практическую педагогическую деятельность и на ее основе создает свою педагогическую систему, утверждая, что процесс обучения должен быть направлен, прежде всего, на пробуждение интересов учащихся, «заложенных в самой их природе», а не на принудительное усвоение того, что им преподносит программа. Главным методом обучения Л.Н. Толстой считал свободную беседу с учащимися. Продолжая идеи французских просветителей, Л.Н. Толстой ставил в центр педагогического процесса личность учащегося. Для пропаганды своих педагогических идей Толстой издавал специальный журнал «Ясная Поляна». Вокруг этого журнала и яснополянской школы группируются учителя окрестных школ, увлеченные теорией воспитания «свободной личности». Но в целом, воспитательная система Толстого имела мало сторонников среди современников и являлась оппозицией существовавшей в то время школьной рутине.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870 гг.) разработал цельную дидактическую систему, стержнем которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование; «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869):, он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения; цель воспитания по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности; Одним из основных его достижений справедливо считается внедрение в России классно-урочной системы.
Его жизнь и педагогическая деятельность в чем-то похожи на жизнь и творчество Ф.А.В. Дистервега. Окончив в 1844 г. юридический факультет Московского университета, он через два года стал профессором Ярославского Демидовского лицея, который вскоре (1849 г.) вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. Он, как и Дистервег, занялся другой деятельностью, сотрудничал в журнале «Современник» и «Библиотека для чтения». В1854 г. правительство сменило гнев на милость и разрешило К.Д. Ушинскому работать преподавателем русской словесности и юридических предметов в Гатчинском сиротском институте. Здесь он стал инспектором, а в 1859г. был переведен на должность инспектора в Смольный институт. Во многом благодаря деятельности Константина Дмитриевича Смольный институт перестал быть закрытым учебным заведением – появились каникулы, во время которых воспитанницы смогли уезжать домой. С 1860 г. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», но не прекращал преподавательскую деятельность.
Воспитание К.Д. Ушинский рассматривал как общественное явление. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то прежде она должна узнать его во всех отношениях». Вот эта мысль прозвучала так четко, пожалуй, впервые в педагогике. Причем он не только ее провозгласил, но и обосновал, показал, что знать человека «во всех отношениях» - это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. Сам он основательно исследовал психофизиологическую природу обучения.
Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви, выступал против руководящей роли духовенства в школе. Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к ученику, создания атмосферы товарищества, исключающего, разумеется, панибратство. Безусловно, именно Ушинский заложил основы педагогики сотрудничества.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью», причем сделал вывод: «Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности».
Впервые он поставил перед учителем и задачу не только передать ученику те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. При этом особенно важно вызвать желание и развить способность самостоятельно пополнять свои знания.
К.Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания, при этом он считал, что: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».
Макаренко Антон Семенович (1888-1939 гг.) – всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Основные произведения - «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». В этих книгах раскрыта система трудового воспитания в коллективе, которая, по мнению А.С. Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитательного процесса.
Им разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе, структуры семьи, ее культуры, методов воспитания ребенка в семье. Вопросам семейного воспитания посвящено его более позднее произведение «Книга для родителей». В ней А.С. Макаренко показал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами, в том числе и ребенок, который выполняет определенные функции и имеет обязанности. Личный пример родителей и отношения в семье, по Макаренко, серьезно влияют на формирование личности ребенка: «Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».
Рассматривая воспитательный процесс, А.С. Макаренко придавал огромное значение коллективу: «Коллектив является воспитателем личности». Он писал: «Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива». А.С. Макаренко заботился не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».
В своей колонии-коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, расположенной в Харьковской области, А.С. Макаренко смог в полной мере применить принцип самоокупаемости образования, предложенный И.Г. Песталоцци. Воспитанники колонии, работая на импортном оборудовании, производящем электрические приборы, смогли не только пройти сложный процесс перевоспитания с помощью производительного труда, но и материально обеспечить свое проживание и существование исправительного учреждения. Уделяя огромную роль труду в воспитательном процессе, Макаренко подчеркивал, что он, хоть и необходимая часть в сложной системе воспитания, однако «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».
Важной вехой в судьбе А.С. Макаренко стало его отношение к наказаниям. В то время в педагогике господствовал принцип полного отказа от наказаний в педагогической практике, так как считалось, что они унижают достоинство советского человека. Макаренко же стоял в оппозиции к ведущим дидактам того времени, считая что без наказаний педагог остается незащищенным перед произволом воспитанника: «Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо… Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива». Однако не надо заблуждаться по поводу его позиции, естественно он не использовал физические наказания. Те же, что он использовал, были проникнуты духом гуманизма – они назначались «детским судом» - коллегиальным решением представителей детского коллектива и воспитателем и нам могут показаться просто смешными, например, провести несколько часов в кабинете под замком.
А.С. Макаренко было разработано и апробировано множество воспитательных методик и хотя не все их можно распространить на массовую школу, так как они предназначены для перевоспитания, система приемов и подходов к организации воспитания имеет безусловную ценность.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970 гг.) Основные произведения «Разговор с молодым директором школы», «Сердце отдаю детям». В.А. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей. В них рассмотрены практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Успех в работе воспитателя, по мнению Сухомлинского, возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Большое значение В.А. Сухомлинский придавал умению педагогов управлять тоном и голосом, обращаясь к учащимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который, по его мнению, быстро вызывал у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Злободневным является и высказывание Сухомлинского о том, что настоящий педагог делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что его толкает сиюминутное скоропроходящее настроение».
Василий Александрович – человек необычной судьбы. Уже в июле 1941 года он был призван в ряды действующей армии, а в январе 1942 года был тяжело ранен, его даже сначала сочли умершим. На память об этом ранении в сердце В.А. Сухомлинского навсегда остался осколок, который мог убить его каждую минуту. Вернувшись после войны на родную Украину, он узнал, что его жена и маленький сын погибли от рук фашистских оккупантов. Василий Александрович больше не женился, но усыновил мальчика, которого считал и называл сыном. С этим ребенком связано отдельное направление в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского. Общению с ним, студентом технического вуза, посвящена книга «Письма к сыну». В этом произведении В.А. Сухомлинский обратил внимание на особенности обучения в технических вузах и техникумах. В то время в технических учебных заведениях не было гуманитарных предметов, с которыми Василий Александрович связывал основу воспитания человека и гражданина. В.А. Сухомлинский писал, имея в виду учебные заведения технического профиля: «В институтах и техникумах, за немногим исключением, воспитательная работа, по существу не ведется. А необходимость в этой работе очень велика… Если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Мы не имеем права умалчивать о том, что вырастают тысячи и тысячи молодых людей, для которых убить человека – все равно, что задавить муху… …Никакая математика, никакие счетные машины не могут измерить наши потери, понесенные из-за равнодушного отношения к моральному воспитанию молодого поколения». Моральное воспитание он рассматривал как процесс самовоспитания и как влияние гуманитарной культуры: «Ты стремишься стать хорошим инженером – это очень важно. Но надо стремиться стать, прежде всего, человеком – это еще важнее. Больше чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека. Меня очень тревожит, что с окончанием школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование… Я имею в виду широкое гуманитарное воспитание молодежи – воспитание эмоционально-эстетическое, воспитание тонкости и красоты чувств, воспитание впечатлительной натуры, отзывчивого тонкого сердца». В.А. Сухомлинский видел в отсутствии или недостатке этого «гуманитарного образования» причины распространившегося равнодушия к людям, безразличия к культуре и безответственного отношения к труду. Поэтому первостепенное внимание сына он обращал на процесс формирования внутренней культуры, наличие которой связывал с выходом из создавшегося положения: «Гуманитарное, человеческое образование – это тоже процесс самовоспитания. Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь. Воспитывай в себе человеческую душу. Самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечное отношение к людям». Благодаря стараниям многих педагогов и ученых, в том числе и Сухомлинского, в технических вузах появился блок гуманитарных дисциплин, и хотя он имел, в основном, идеологическое содержание, это стало важной вехой в развитии педагогики.
Идея решающей роли красоты в воспитании молодежи воплощена, в основном, в произведении «Этюды о коммунистическом воспитании». Педагогические труды В.А. Сухомлинского в значительной мере были подвержены влиянию доминировавшей в то время коммунистической идеологии, однако его концепции строились на воспитании думающего человека-гуманиста, а не винтика в большом механизме, что позволяет и сегодня найти в них решение многих глобальных вопросов педагогики.
Работал Василий Александрович в сельской школе посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. Он прошел путь от учителя до директора школы. Защитил кандидатскую диссертацию по школоведению. Рассмотрению вопросов управления школой посвящена его книга «Разговор с молодым директором школы». Говоря об управлении образовательным учреждением, Василий Александрович обращал особенное внимание на взаимоотношения в педагогическом коллективе: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад».
2 сентября 1970 осколок, оставшийся с войны, остановил сердце Сухомлинского. Василий Александрович похоронен во дворе Павлышской школы, там же имеется посвященный его жизни и творчеству мемориальный музей.