Цивилизационный подход к изучению общества
Цивилизация (от латинского "гражданский") - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определённом этапе их развития.
Существуют и другие трактовки понятия "цивилизация":
1) ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;
2) синоним культуры;
3) уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;
4) определённая стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка.
Факторы, определяющие сущность цивилизации, её неповторимость:
1) географическая (природная) среда;
2) система ведения хозяйства (экономика);
3) социальная организация;
4) духовные ценности;
5) политико-правовая система.
Менталитет - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности присущий индивиду или группе.
Достоинства цивилизационного подхода:
1. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии и специфике.
2. Ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни как духовная жизнь, психология, национальные особенности.
3. Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Недостатки цивилизационного подхода:
1. Становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единых процесс исторического развития человечества в целом.
2. Создаёт возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ.
3. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
Две теории цивилизации:
1) теория стадиального развития - рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества
|
2) тория локальных цивилизаций - рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически-сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Типы цивилизаций
Критерий | Типы | |
1. период исторического развития | древние, средневековые, современные цивилизации | |
2. специфика развития | восточные, западные, смешанные цивилизации | |
3. уровень организации государственно-политических институтов | первичные (государство является политико-религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации) | |
4. уровень экономического развития | доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации | |
5. общность культурных, экономических, географических и других факторов | более 20 цивилизаций:египетская, китайская, арабская и т.д. |
Теория общественно-экономических формаций
Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.
Формации:
1) первобытная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая(с переходным периодом - социалистическим обществом)
Авторы формационной теории: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Структура общественно-экономической формации: экономический базис и надстройка.
Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.
|
Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).
К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания").
Базис носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в базисе) вызывают изменения и в надстройке Однако изменения в ней, согласно теории Маркса, происходят не автоматически вслед за изменениями в базисе, а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с базисом через политику, право, мораль. Надстройка обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от базиса или опережать его в своем развитии. Надстройка выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы надстройки, выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их базису, и способствующие возникновению нового базиса. Таким образом, надстройка оказывает активное воздействие на базис. Основные элементы надстройки - государство и право.
Сущность формационной теории
1. Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций.
2. переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства.
3. Неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
4. В жизни общества решающую роль играет материальное производство.
5. Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
6. Определяющее воздействие экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений.