ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей.
по дисциплине
Философия
«Сестринское дело» № 310201
Студента второго курса
группы 9-21
Злобиной Александры Адреевной
Работа начата ______________________
Работа завершена ___________________
Проверил преподаватель _____________
Оценка ____________________________
г. Севастополь 2020
Единство и борьба противоположностей ― один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон единства и борьбы противоположностей в системе материалистической диалектики занимает центральное место, являясь сутью, «ядром» диалектики, и рассматривается как важнейший ее закон – общего учения о развитии природы, общества и мышления. Характеристика всякого объекта, как подчиненного закону единства и борьбы противоположностей, указывает на источник движения и развития не где-то вне ero самого, не в сверхъестественных силах, а в самом объекте. Противоречия находятся в нас самих. Если вы не перестанете искать причины своих неудач на стороне и обвинять в них кого-либо, то вы не разрешите эти противоречия благополучным для себя образом. И даже если вы усвоите только одно правило – искать в себе причину своих неудач, изменять себя, а не обстоятельства и других людей, то жизнь ваша будет протекать благополучно.
Закон позволяет понять всякую целостность как сложную и расчлененную систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Противоречия нужно разрешать. Но потом будут появляться новые противоречия, которые потребуют усилий для их разрешения. В общем, как писал Абрахам Маслоу, жалобам конца не будет. Единственное, на что можно рассчитывать, так это повышение уровня жалоб. И вообще по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека. Самый низкий уровень жалоб – это невозможность удовлетворить пищевой инстинкт. У вас, дорогие читатели, нет такой жалобы. Вы уже разрешили это противоречие. Можете провести сами следующий эксперимент. Воздержитесь от воды два дня, и я уверен, что больше вы ни о чем, кроме нее, думать не будете. Куда денутся все высокие материи! Вы перестанете думать о правде, справедливости, любимых. Но это физиологическая потребность. Потребности нужно удовлетворять, а вот от зависимостей (наркотики, алкоголь, курение и пр.) следует избавляться. Несколько более высок уровень жалоб, связанных с удовлетворением оборонительного инстинкта. Это квартира, одежда. Среди вас таких тоже нет. Конечно, вам, может быть, хочется иметь жилье побольше, а одежду получше. Но это уже скорее относится к необходимости удовлетворить инстинкт лидерства (чувство собственной значительности), а также сексуальный. Так вот, дорогие мои читатели, ко мне вы пришли с противоречиями между вашими желаниями и вашими возможностями. Я готов вам помочь. Зная категории предельности и беспредельности, следуя закону перехода количественных изменений в качественные, вы не будете торопиться с осуществлением ваших притязаний. А после изучения данного закона вы быстрее определите ваши внутренние противоречия и достигнете удовлетворения ваших желаний.
|
|
Прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей снимает притязание на окончательность со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Замечаете, как этот закон связан с категориями бесконечности и предельности и с законом перехода количественный изменений в качественные. Вы обратите внимание, что вам и легче будет предсказывать ваше будущее.
Относительно внешняя сторона закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы, или крайности, – такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, Северный и Южный полюсы и т.п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают (вытесняют) один другой.
Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, все более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. C. 136). Противоречие, столкновение, борьба противоположностей являются наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. «... Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1957, С. 328).
|
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).
Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) и неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)
Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.
ПоГегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие — это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.
Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.
Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.
Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:
- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:
1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.
2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1987 г.
3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.