Диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей.




ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»

Диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей.

по дисциплине

Философия

«Сестринское дело» № 310201

Студента второго курса
группы 9-21
Злобиной Александры Адреевной

Работа начата ______________________
Работа завершена ___________________
Проверил преподаватель _____________
Оценка ____________________________

г. Севастополь 2020


Единство и борьба противоположностей ― один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон единства и борьбы противоположностей в системе материалистической диалектики занимает центральное место, являясь сутью, «ядром» диалектики, и рассматривается как важнейший ее закон – общего учения о развитии природы, общества и мышления. Характеристика всякого объекта, как подчиненного закону единства и борьбы противоположностей, указывает на источник движения и развития не где-то вне ero самого, не в сверхъестественных силах, а в самом объекте. Противоречия находятся в нас самих. Если вы не перестанете искать причины своих неудач на стороне и обвинять в них кого-либо, то вы не разрешите эти противоречия благополучным для себя образом. И даже если вы усвоите только одно правило – искать в себе причину своих неудач, изменять себя, а не обстоятельства и других людей, то жизнь ваша будет протекать благополучно.

Закон позволяет понять всякую целостность как сложную и расчлененную систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Противоречия нужно разрешать. Но потом будут появляться новые противоречия, которые потребуют усилий для их разрешения. В общем, как писал Абрахам Маслоу, жалобам конца не будет. Единственное, на что можно рассчитывать, так это повышение уровня жалоб. И вообще по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека. Самый низкий уровень жалоб – это невозможность удовлетворить пищевой инстинкт. У вас, дорогие читатели, нет такой жалобы. Вы уже разрешили это противоречие. Можете провести сами следующий эксперимент. Воздержитесь от воды два дня, и я уверен, что больше вы ни о чем, кроме нее, думать не будете. Куда денутся все высокие материи! Вы перестанете думать о правде, справедливости, любимых. Но это физиологическая потребность. Потребности нужно удовлетворять, а вот от зависимостей (наркотики, алкоголь, курение и пр.) следует избавляться. Несколько более высок уровень жалоб, связанных с удовлетворением оборонительного инстинкта. Это квартира, одежда. Среди вас таких тоже нет. Конечно, вам, может быть, хочется иметь жилье побольше, а одежду получше. Но это уже скорее относится к необходимости удовлетворить инстинкт лидерства (чувство собственной значительности), а также сексуальный. Так вот, дорогие мои читатели, ко мне вы пришли с противоречиями между вашими желаниями и вашими возможностями. Я готов вам помочь. Зная категории предельности и беспредельности, следуя закону перехода количественных изменений в качественные, вы не будете торопиться с осуществлением ваших притязаний. А после изучения данного закона вы быстрее определите ваши внутренние противоречия и достигнете удовлетворения ваших желаний.

Прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей снимает притязание на окончательность со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Замечаете, как этот закон связан с категориями бесконечности и предельности и с законом перехода количественный изменений в качественные. Вы обратите внимание, что вам и легче будет предсказывать ваше будущее.

Относительно внешняя сторона закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы, или крайности, – такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, Северный и Южный полюсы и т.п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают (вытесняют) один другой.

Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, все более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. C. 136). Противоречие, столкновение, борьба противоположностей являются наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. «... Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1957, С. 328).

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зи­ма и лето, молодость и старость и т. д.).

Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противо­речие (единство противоположностей).

Противоположностиэто такие стороны, моменты, пред­меты, которые одновременно:

а) и неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают и — при оп­ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель­ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)

Единство (тожде­ство) противоположностей образует противоречие (диалекти­ческое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор­мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста­ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис­точника, движущей силы их развития.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основопо­ложником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождест­во» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

ПоГегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность озна­чает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть дан­ный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рам­ки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие — это сравнительная характеристика объектов на осно­вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каж­дое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от са­мого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие пред­ставляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключаю­щие, противоположные тенденции: например, положительно заряжен­ное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в хи­мии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать ис­точником развития, противоположности должны быть сторонами еди­ного процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Источником всякого движения и развития является взаимодейст­вие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть ак­тивное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувствен­ного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про­тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделе­ние и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мыслен­ный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалек­тики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположно­стей внутри цельного явления:

- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоян­ное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и пе­реходит на более высокую качественную ступень развития);

- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителя­ми» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона пе­реходит на более высокую ступень развития;

- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить толь­ко за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в од­ном направлении);

- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут дей­ствовать автономно друг от друга).

 

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:

1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1987 г.

3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: