Время Екатерины II – это период становления и развития в России «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» – явление не национальное, свойственное только одной стране, а общеевропейское, представляющее собой стадию государственного развития многих стран Европы. «Просвещенный абсолютизм» – это один из вариантов государственной политики, который возник под воздействием идей прогрессивного течения общественной мысли – Просвещения. Представители этого течения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» (равенстве людей от рождения), за политическую свободу и равенство граждан
В странах, где господствовали «просвещенные» монархи были отменены некоторые сословные привилегии, церковь подчинялась государству, были произведены реформы государственного управления, суда, школьного обучения и пр.
Для Екатерины II более подходили взгляды умеренного крыла просветителей. Соотечественники в большей мере видели недостатки политики Екатерины, ограниченность мер ею предпринимаемых. Справедливость их замечаний вызывала ее недовольство.
Взгляды самой Екатерины на просвещенный абсолютизм и его судьбу в России базировались на следующих утверждениях. Русский народ принадлежит к народам европейским. При этом для такой большой страны как Россия, необходим самодержавный образ правления. Цель самодержавия – благо подданных. Самодержавный государь правит в соответствии с законами. Лучший способ самоорганизации общества – это разработка идеальной системы законов. Благодаря «правильно» составленным законам достижимо «блаженство каждого и всех». За соблюдением законов следит Сенат. Законы должны охватывать все сферы жизни государства. Свобода граждан состоит в том, что они могут делать все, что разрешено законом. Решающая роль в создании закона принадлежит монарху, при этом, не просто монарху, а государю «просвещенному». Только он может дать наилучшие законы.
Одним из важнейших направлений внутренней политики Екатерины II стало законотворчество. В период ее правление общее количество данных законов возросло. Однако главной задачей являлось создание общероссийского законодательного свода. На момент прихода к власти Екатерины последним из общероссийских законодательных сводов оставалось Соборное Уложение 1649 г. В 1767 г. Екатерина II созвала комиссию для составления нового Уложения.
Свои мысли о характере и содержании будущего свода законов императрица изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Екатерина переработала, осмыслила их, приспособила к российской действительности. Она высказывалась против деспотизма и произвола монарха; считала, что экономическая политика государства должна быть направлена на заботу о развитие сельского хозяйства, отечественной торговли и промышленности, строительство новых городов. Императрица сознавала, что дворянство в России играет ведущую роль. Третье же сословие развито крайне слабо.
Центральная власть и управление. Изменения в структуре центральных государственных органов начались с первых шагов екатерининского правления. Одной из проблем работы центральных учреждений являлась их перегруженность делами текущего управления. Екатерина всячески стремилась к сосредоточению максимальной власти в своих руках.
Была произведена реформа Сената. Сенат был разделен на шесть департаментов с шестью сенаторами в каждом и утратил свои широкие полномочия.
Возросла роль генерал-прокурора Сената.
Постепенно сокращалась роль коллегий. Большая часть дел текущего управления была передана от них на места, в губернские учреждения. В 80-е гг. ХVIII в. становилось все более понятно, что коллегиальная система устарела и требуется ее ликвидация, замена новой. Из всех коллегий прочное положение сохраняли три коллегии – Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская. Сохранил свое положение и Синод, но теперь он находился в полном подчинении светской власти. Руководство некоторыми частями внутренней политики стали осуществлять не коллегии, а конкретные екатерининские вельможи.
Областная реформа и местное управление. Период правления Екатерины II стал временем существенного реформирования системы местного управления. В 1775 г. был дан один из важнейших законодательных актов екатерининского царствования «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. Каждая губерния делилась на 10-15 уездов, с населением 20-30 тыс. человек податного населения. Новая система положительно влияла на сбор налогов, преследовала цель охраны порядка.
Основной фигурой в губернии являлся губернатор. Губернатор и губернское правление представляли собой исполнительную власть в губернии.
Одним из важнейших учреждений губернии стала Казенная палата, ведавшая местной промышленностью, доходами и расходами губернии, сбором налогов.
Важное место в губернии занимали судебные учреждения. В этот период в России предпринимались первые попытки отделить судебную власть от исполнительной.
Судебные учреждения губерний представляли собой следующую структуру. Суды были сословными и делились на: 1) верхний земский суд для дворян; 2) губернский магистрат для купцов и мещан; 3) верхнюю расправу для государственных крестьян.
Все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население – мещанами и купцами.
В 1775 г. было упразднено Запорожское войско. Верхушка казачьей старшины получила российское дворянство, низы казачества и крестьяне превратились в крепостных.
В 1783 г. Прибалтика была разделена на Рижскую и Ревельскую губернии. Высшие чины управления и суда теперь не избирались местным дворянством, а назначались правительством.
«Золотой век российского дворянства» и крепостная система. Екатерининская эпоха вошла в русскую историю как период усиления роли и привилегий дворянского сословия. Эта политика имела и обратную сторону: императрица, боясь затронуть интересы дворян, так и не смогла посягнуть на давно изжившее себя крепостное право.
21 апреля 1785 г. Екатерина дала Жалованную грамоту дворянству, законодательно оформившую права и привилегии первого сословия. Дворяне были освобождены от подушной подати, от расквартировки воинских команд, от телесных наказаний. Дворянин не мог быть лишен дворянского достоинства без суда и лишался его только за такие преступления как измена, разбой, воровство, нарушение клятвы и пр. При этом судить его могли
только собратья-дворяне. Дворяне по своему выбору могли служить или не служить, наниматься на службу в иностранные государства. Они имели право неограниченно распоряжаться своим имением, право владеть домами в городах, заводить в своих имениях предприятия и заниматься торговлей.
Повысилась роль дворянского самоуправления. Дворяне каждой губернии составляли «дворянское общество», органом которого являлось губернское дворянское собрание, собиравшееся раз в три года.
Существовали и некоторые ограничения для дворян. Так дворянин никогда не состоявший на государственной службе, лишался права голоса в дворянском собрании, не мог быть избран на выборную должность.
Основу экономического благосостояния дворян по-прежнему составляли крепостные крестьяне, и дворянство не желало терять главной своей привилегии – владения крепостными. Другой проблемой, мешавшей отменить крепостное право, было недостаточное понимание даже передовыми людьми этого времени всей пагубности этого института. Сама Екатерина II и многие из ее просвещенного окружения считали, что крепостное право как явление антигуманно, вредно с экономической точки зрения. Само крепостничество в России продолжало изменяться в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения. Образ жизни русского дворянства требовал все большего количества денег. Получить их легче всего было от крестьян. Объем крестьянских повинностей в течение ХVIII в. вырос в 12 раз.
Из программы партии социалистов-революционеров
Партия социалистов-революционеров (социалисты-революционеры, эсеры) – политическая партия, созданная в 1901-1902 гг. путем объединения народовольческих кружков и групп. В тактике значительное место отводила индивидуальному террору. Лидеры:
В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.Напечатана в октябре или ноябре 1905 г. отдельной брошюрой без указания времен и места выработки программы, времени и места издания.
Основные положения: Установление демократической республики, с широкой автономией области и общин, как городских, так и сельских; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет, выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилища. Переход же к социализму предполагалось затем осуществить реформистским путем. Важнейшими требованиями программы были: ликвидация самодержавия и установление демократической республики, политических и гражданских свобод
Б. В народнохозяйственной области:
2. борьба против буржуазно-собственнических начал.
Значение: Партия Социалистов-Революционеров, начиная непосредственную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Земского Собора (Учредительного Собрания), свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков. Признавалось разнообразные методы и средства борьбы. Среди них, как пропаганда и агитация, парламентская и внепарламентская борьба, в том числе - стачки, демонстрации, восстания. Для агитации, возбуждения революционных сил общества, а также в качестве меры борьбы с произволом правительства использовался индивидуальный террор
ЧАСТЬ IV. ГЕРМАНСКИЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫВНЕ ГЕРМАНИИ
Статья 118
МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР) Подписан в г. Версале 28.06.1919. Договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914–18.
В. м. д. имел целью зафиксировать факт военного разгрома Германии и её ответственность за возникновение войны, произвести передел мира в пользу держав-победительниц путём ликвидации Германской колониальной империи, закрепить территориальные изменения в Европе, в т. ч. за счёт передачи земель Германии и быв. Рос. империи др. государствам, создать систему, обеспечивающую выполнение Германией условий В. м. д. и гарантирующую державам-победительницам на длительное время роль бесспорных мировых лидеров.
Положения: Германия отказывается от всех каких-либо прав, правооснований или привилегий на всей территории, принадлежащие ей самой или ее союзникам, Германия отныне обязуется признать и принять все распоряжения, которые приняты или будут приняты Главными Союзными и Объединившимися державами в согласии, в случае надобности, с третьими державами, в видах урегулирования последствий приведенного выше постановления; Германия заявляет, что она принимает постановления следующих ниже статей, касающихся некоторых специальных предметов.
Значение: Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между гл. державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди – подмандатной территорией Бельгии.
По В. м. д. Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией.
Поскольку на Германию возлагалась ответственность за развязывание войны, в договор была внесена статья, предусматривавшая возмещение ущерба странам, подвергшимся её нападению. Речное судоходство на территории Германии ставилось под контроль междунар. комиссий.
В. м. д., дискриминационный и грабительский по своему характеру, не способствовал установлению прочного мира в Европе. Положенный в основу Версальско-вашингтонской системы, он вызвал резкую критику со стороны самых разных политич. сил. «Версальский диктат» не был признан СССР. В. м. д. углубил старые и породил много новых противоречий, создал питательную почву для вызревания нового широкомасштабного воен. конфликта. В Германии его условия воспринимались как «величайшее национальное унижение». Он стимулировал реваншистские настроения и развитие национал-социалистич. В. м. д. окончательно потерял юридич. силу после офиц. отказа Германии от соблюдения его условий в 1937.