Просвещенный абсолютизм в России и мире. Екатерина II и идеи философии просвещения.




Время Екатерины II – это период становления и развития в России «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» – явление не национальное, свойственное только одной стране, а общеевропейское, представляющее собой стадию государственного развития многих стран Европы. «Просвещенный абсолютизм» – это один из вариантов государственной политики, который возник под воздействием идей прогрессивного течения общественной мысли – Просвещения. Представители этого течения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» (равенстве людей от рождения), за политическую свободу и равенство граждан

В странах, где господствовали «просвещенные» монархи были отменены некоторые сословные привилегии, церковь подчинялась государству, были произведены реформы государственного управления, суда, школьного обучения и пр.

Для Екатерины II более подходили взгляды умеренного крыла просветителей. Соотечественники в большей мере видели недостатки политики Екатерины, ограниченность мер ею предпринимаемых. Справедливость их замечаний вызывала ее недовольство.

Взгляды самой Екатерины на просвещенный абсолютизм и его судьбу в России базировались на следующих утверждениях. Русский народ принадлежит к народам европейским. При этом для такой большой страны как Россия, необходим самодержавный образ правления. Цель самодержавия – благо подданных. Самодержавный государь правит в соответствии с законами. Лучший способ самоорганизации общества – это разработка идеальной системы законов. Благодаря «правильно» составленным законам достижимо «блаженство каждого и всех». За соблюдением законов следит Сенат. Законы должны охватывать все сферы жизни государства. Свобода граждан состоит в том, что они могут делать все, что разрешено законом. Решающая роль в создании закона принадлежит монарху, при этом, не просто монарху, а государю «просвещенному». Только он может дать наилучшие законы.

Одним из важнейших направлений внутренней политики Екатерины II стало законотворчество. В период ее правление общее количество данных законов возросло. Однако главной задачей являлось создание общероссийского законодательного свода. На момент прихода к власти Екатерины последним из общероссийских законодательных сводов оставалось Соборное Уложение 1649 г. В 1767 г. Екатерина II созвала комиссию для составления нового Уложения.

Свои мысли о характере и содержании будущего свода законов императрица изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Екатерина переработала, осмыслила их, приспособила к российской действительности. Она высказывалась против деспотизма и произвола монарха; считала, что экономическая политика государства должна быть направлена на заботу о развитие сельского хозяйства, отечественной торговли и промышленности, строительство новых городов. Императрица сознавала, что дворянство в России играет ведущую роль. Третье же сословие развито крайне слабо.

Центральная власть и управление. Изменения в структуре центральных государственных органов начались с первых шагов екатерининского правления. Одной из проблем работы центральных учреждений являлась их перегруженность делами текущего управления. Екатерина всячески стремилась к сосредоточению максимальной власти в своих руках.

Была произведена реформа Сената. Сенат был разделен на шесть департаментов с шестью сенаторами в каждом и утратил свои широкие полномочия.

Возросла роль генерал-прокурора Сената.

Постепенно сокращалась роль коллегий. Большая часть дел текущего управления была передана от них на места, в губернские учреждения. В 80-е гг. ХVIII в. становилось все более понятно, что коллегиальная система устарела и требуется ее ликвидация, замена новой. Из всех коллегий прочное положение сохраняли три коллегии – Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская. Сохранил свое положение и Синод, но теперь он находился в полном подчинении светской власти. Руководство некоторыми частями внутренней политики стали осуществлять не коллегии, а конкретные екатерининские вельможи.

Областная реформа и местное управление. Период правления Екатерины II стал временем существенного реформирования системы местного управления. В 1775 г. был дан один из важнейших законодательных актов екатерининского царствования «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. Каждая губерния делилась на 10-15 уездов, с населением 20-30 тыс. человек податного населения. Новая система положительно влияла на сбор налогов, преследовала цель охраны порядка.

Основной фигурой в губернии являлся губернатор. Губернатор и губернское правление представляли собой исполнительную власть в губернии.

Одним из важнейших учреждений губернии стала Казенная палата, ведавшая местной промышленностью, доходами и расходами губернии, сбором налогов.

Важное место в губернии занимали судебные учреждения. В этот период в России предпринимались первые попытки отделить судебную власть от исполнительной.

Судебные учреждения губерний представляли собой следующую структуру. Суды были сословными и делились на: 1) верхний земский суд для дворян; 2) губернский магистрат для купцов и мещан; 3) верхнюю расправу для государственных крестьян.

Все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население – мещанами и купцами.

В 1775 г. было упразднено Запорожское войско. Верхушка казачьей старшины получила российское дворянство, низы казачества и крестьяне превратились в крепостных.

В 1783 г. Прибалтика была разделена на Рижскую и Ревельскую губернии. Высшие чины управления и суда теперь не избирались местным дворянством, а назначались правительством.

«Золотой век российского дворянства» и крепостная система. Екатерининская эпоха вошла в русскую историю как период усиления роли и привилегий дворянского сословия. Эта политика имела и обратную сторону: императрица, боясь затронуть интересы дворян, так и не смогла посягнуть на давно изжившее себя крепостное право.

21 апреля 1785 г. Екатерина дала Жалованную грамоту дворянству, законодательно оформившую права и привилегии первого сословия. Дворяне были освобождены от подушной подати, от расквартировки воинских команд, от телесных наказаний. Дворянин не мог быть лишен дворянского достоинства без суда и лишался его только за такие преступления как измена, разбой, воровство, нарушение клятвы и пр. При этом судить его могли

только собратья-дворяне. Дворяне по своему выбору могли служить или не служить, наниматься на службу в иностранные государства. Они имели право неограниченно распоряжаться своим имением, право владеть домами в городах, заводить в своих имениях предприятия и заниматься торговлей.

Повысилась роль дворянского самоуправления. Дворяне каждой губернии составляли «дворянское общество», органом которого являлось губернское дворянское собрание, собиравшееся раз в три года.

Существовали и некоторые ограничения для дворян. Так дворянин никогда не состоявший на государственной службе, лишался права голоса в дворянском собрании, не мог быть избран на выборную должность.

Основу экономического благосостояния дворян по-прежнему составляли крепостные крестьяне, и дворянство не желало терять главной своей привилегии – владения крепостными. Другой проблемой, мешавшей отменить крепостное право, было недостаточное понимание даже передовыми людьми этого времени всей пагубности этого института. Сама Екатерина II и многие из ее просвещенного окружения считали, что крепостное право как явление антигуманно, вредно с экономической точки зрения. Само крепостничество в России продолжало изменяться в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения. Образ жизни русского дворянства требовал все большего количества денег. Получить их легче всего было от крестьян. Объем крестьянских повинностей в течение ХVIII в. вырос в 12 раз.

Из программы партии социалистов-революционеров

Партия социалистов-революционеров (социалисты-революционеры, эсеры) – политическая партия, созданная в 1901-1902 гг. путем объединения народовольческих кружков и групп. В тактике значительное место отводила индивидуальному террору. Лидеры:
В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.Напечатана в октябре или ноябре 1905 г. отдельной брошюрой без указания времен и места выработки программы, времени и места издания.

Основные положения: Установление демократической республики, с широкой автономией области и общин, как городских, так и сельских; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет, выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилища. Переход же к социализму предполагалось затем осуществить реформистским путем. Важнейшими требованиями программы были: ликвидация самодержавия и установление демократической республики, политических и гражданских свобод

Б. В народнохозяйственной области:

2. борьба против буржуазно-собственнических начал.

 

Значение: Партия Социалистов-Революционеров, начиная непосредственную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Земского Собора (Учредительного Собрания), свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков. Признавалось разнообразные методы и средства борьбы. Среди них, как пропаганда и агитация, парламентская и внепарламентская борьба, в том числе - стачки, демонстрации, восстания. Для агитации, возбуждения революционных сил общества, а также в качестве меры борьбы с произволом правительства использовался индивидуальный террор

ЧАСТЬ IV. ГЕРМАНСКИЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫВНЕ ГЕРМАНИИ

Статья 118

МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР) Подписан в г. Версале 28.06.1919. До­го­вор, офи­ци­аль­но за­вер­шив­ший Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18.

 

В. м. д. имел це­лью за­фик­си­ро­вать факт во­енного раз­гро­ма Гер­ма­нии и её от­вет­ст­вен­ность за воз­ник­но­ве­ние вой­ны, про­из­ве­сти пе­ре­дел ми­ра в поль­зу дер­жав-по­бе­ди­тель­ниц пу­тём ли­к­ви­да­ции Гер­ман­ской ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии, за­кре­пить тер­ри­то­ри­аль­ные из­ме­не­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. за счёт пе­ре­да­чи зе­мель Гер­ма­нии и быв. Рос. им­пе­рии др. го­су­дар­ст­вам, соз­дать сис­те­му, обес­пе­чи­ваю­щую вы­пол­не­ние Гер­ма­ни­ей ус­ло­вий В. м. д. и га­ран­ти­рую­щую дер­жа­вам-по­бе­ди­тель­ни­цам на дли­тель­ное вре­мя роль бес­спор­ных ми­ро­вых ли­де­ров.

Положения: Германия отказывается от всех каких-либо прав, правооснований или привилегий на всей территории, принадлежащие ей самой или ее союзникам, Германия отныне обязуется признать и принять все распоряжения, которые приняты или будут приняты Главными Союзными и Объединившимися державами в согласии, в случае надобности, с третьими державами, в видах урегулирования последствий приведенного выше постановления; Германия заявляет, что она принимает постановления следующих ниже статей, касающихся некоторых специальных предметов.

 

Значение: Гер­ма­ния ли­ша­лась всех сво­их ко­ло­ний, ко­то­рые позд­нее бы­ли по­де­ле­ны ме­ж­ду гл. дер­жа­ва­ми-по­бе­ди­тель­ни­ца­ми на ос­но­ве сис­те­мы ман­да­тов Ли­ги На­ций. В Аф­ри­ке Тан­гань­и­ка ста­ла под­ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Ве­ли­ко­бри­та­нии, рай­он Ру­ан­да-Урун­ди – под­ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Бель­гии.

По В. м. д. Гер­ма­ния от­ка­зы­ва­лась от всех кон­цес­сий и при­ви­ле­гий в Ки­тае, от прав кон­суль­ской юрис­дик­ции и от вся­кой соб­ст­вен­но­сти в Сиа­ме, от всех до­го­во­ров и со­гла­ше­ний с Ли­бе­ри­ей.

По­сколь­ку на Гер­ма­нию воз­ла­га­лась от­вет­ст­вен­ность за раз­вя­зы­ва­ние вой­ны, в до­го­вор бы­ла вне­се­на ста­тья, пре­ду­смат­ри­вав­шая воз­ме­ще­ние ущер­ба стра­нам, под­верг­шим­ся её на­па­де­нию. Реч­ное су­до­ход­ст­во на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии ста­ви­лось под кон­троль ме­ж­ду­нар. ко­мис­сий.

В. м. д., дис­кри­ми­на­ци­он­ный и гра­би­тель­ский по сво­ему ха­рак­те­ру, не спо­соб­ст­во­вал ус­та­нов­ле­нию проч­но­го ми­ра в Ев­ро­пе. По­ло­жен­ный в ос­но­ву Вер­саль­ско-ва­шинг­тон­ской сис­те­мы, он вы­звал рез­кую кри­ти­ку со сто­ро­ны са­мых раз­ных по­ли­тич. сил. «Вер­саль­ский дик­тат» не был при­знан СССР. В. м. д. уг­лу­бил ста­рые и по­ро­дил мно­го но­вых про­ти­во­ре­чий, соз­дал пи­та­тель­ную поч­ву для вы­зре­ва­ния но­во­го ши­ро­ко­мас­штаб­но­го во­ен. кон­флик­та. В Гер­ма­нии его ус­ло­вия вос­при­ни­ма­лись как «ве­ли­чай­шее на­цио­наль­ное уни­же­ние». Он сти­му­ли­ро­вал ре­ван­ши­ст­ские на­строе­ния и раз­ви­тие на­цио­нал-со­циа­ли­стич. В. м. д. окон­ча­тель­но по­те­рял юри­дич. си­лу по­сле офиц. от­ка­за Гер­ма­нии от со­блю­де­ния его ус­ло­вий в 1937.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: