Методы нейропсихологической коррекции и обучения в детском возрасте. Понятие развивающего обучения и его применение в детской нейропсихологии.




Метод замещающего онтогенеза еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень. Подробно он описан в книге Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007

«Замещающий онтогенез» - это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО (метода замещающего онтогенеза):

1. Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.

2. Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольнойсаморегуляции. А поскольку произвольнаясаморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности.

Программа представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

1-ый блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на выявление дефекта и функциональную активизацию подкорковых образований головного мозга, что создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых процессов, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамики.

(Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.Растяжки нормализуют тонус мышц - гипер- и гипотонус (неконтролируемые: чрезмерное мышечное напряжение и мышечная вялость).Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизациюорганизма.Массаж. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий Активизация межполушарного взаимодействия)

2-ой блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - «Повтори позу». - «Телесные фигуры, буквы и цифры». - «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». - «Предметы с различной фактурой поверхности». - «Игра с палочками». - «Распознай буквы — получишь слово»

Зрительныйгнозис - «Разрезные картинки». - «Выбор недостающего фрагмента изображения». -«Чего здесь не хватает?» - «Дорисуй предмет до целого». - Фигуры Поппельрейтера - «Что перепутал художник?» -«Фигура и фон». -«Лабиринт». -«Допиши букву». -«Письмо в воздухе». -«Исправь ошибки».

Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты».

Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур.

«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление) - «Положи предмет...», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой.Кто на каком этаже живет?) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы» («Перед тем как прийти домой...»).

Графические способности (рисование одной и двумя руками) - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

Слуховойгнозис и фонетико-фонематические процессы. - «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение. - «Шумящие коробочки». - Развитие чувства ритма. - «Скажи слово наоборот». - «Игра в рифму» («кошка — мошка — поварешка»). - «Первый звук, последний звук» (ягода: на "м" начинается на "а" заканчивается - малина). - «Буква изменилась» (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова (дом-дым). - «Конец и начало» (написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого и началом второго: МЕ(...)ОЛАД (ответ: ШОК).

Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос) Задания на развитие всех видов памяти. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

Номинативные процессы - «Я знаю пять...». - «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая...»). - «Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька —...). - «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества?). - «Составляем определения» (блюдце — это..., масленка — это...).

3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Коммуникативные упражнения Индивидуальные - направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом. Парные - способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Когнитивные упражнения способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Упражнения по визуализации и релаксации Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Результаты нейропсихологической коррекции и абилитации: - активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов; - улучшение: - внимания (устойчивости и концентрации); - памяти; - речи; - мышления; - улучшение качества освоения учебного материала; - развитие творческих способностей; - приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: