по ПМ.04. «Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

 

Уфимский филиал Финуниверситета

 

Предметная (цикловая) комиссия финансов и кредита

Комплексная работа

по ПМ.04. «Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций»

на тему:
«Анализ регулирования системы безналичных расчетов»

 

Студента группы ­­­_____ БД-202-15_______

(номер группы)

__Шайгардановой Алины Ильфаковны __

(Ф.И.О.)

____________________________________

(Подпись)

Руководитель

__Юлдашева Гузель Рифовна __________

(Ф.И.О.)

____________________________________

Подпись)

Уфа, 2017

Содержание

1. Анализ регулирования системы безналичных расчетов 3

2. Рекомендации 9

3. Список использованной литературы 13


 

1. Анализ регулирования системы безналичных расчетов

Платежная система Банка России реализует ряд функций, направленных на достижение основных целей деятельности Банка России, установленных законодательством Российской Федерации, предоставляет широкий спектр платежных услуг кредитным организациям и органам государственной власти, обладая наименьшим уровнем рисков в национальной платежной системе (далее – НПС), является ее основным стабилизирующим элементом. Законодательно закреплена системная значимость платежной системы Банка России. Правовую основу эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России обеспечивают нормативные акты Банка России.

В платежной системе Банка России функционируют системы расчетов, различающиеся по составу их участников, по территориальному охвату, времени функционирования, порядку осуществления перевода денежных средств и используемой технологии, и включающие:

- систему банковских электронных срочных платежей (система БЭСП), предназначенную для осуществления перевода денежных средств в режиме реального времени в масштабах всей страны;

- более семидесяти отдельных систем внутрирегиональных электронных расчетов (системы ВЭР), работающих в непрерывном режиме и осуществляющих перевод денежных средств в региональных компонентах платежной системы Банка России, то есть на территории, подведомственной одному территориальному учреждению Банка России;

- систему межрегиональных электронных расчетов (система МЭР), позволяющую осуществлять перевод денежных средств между регионами России;


2.

В Приложении 1 представлены переводы денежных средств, осуществленные через платежную систему Банка России.

Таблица 1. Всего переводов денежных средств, осуществленных через платежную систему Банка России

Показатели   Годы Отклонение
     
количество, млн. ед. 1 435,9 1 398,5 1 370,6 37,4
объем, млрд. руб. 1 340 034,2 1 356 543,2 1 205 179,9  

 

Вывод: в 2016 году переводы денежных средств возросли по сравнению с 2015 на 37,4 млн. ед., это связано с тем, что в 2015 году в рамках реализации Стратегии развития национальной платежной системы проводились работы по созданию перспективной платежной системы Банка России (ППС).

Далее рассмотрим каждую систему отдельно.

Таблица 2. Переводы денежных средств, осуществленные по системе расчетов БЭСП

  Всего переводов денежных средств     Отклонение
количество, млн. ед. объем, млрд. руб. через систему БЭСП Количество Объём
количество, млн. ед. объем, млрд. руб.
           
  1 435,9 1 340 034,2 3,4 560 123,2 0,1 24456,3
  1 398,5 1 356 543,2 3,3 535 666,9
  1 370,6 1 205 179,9 2,9 475 550,9

Вывод: в 2016 году количество переводов денежных средств, осуществленные по системе расчетов БЭСП, увеличилось на 0,1 млн. ед. по сравнению с 2015 годом, это связано с тем, что одним из основных направлений проводимой в 2015 году Банком России работы по совершенствованию собственной платежной системы являлось дальнейшее развитие системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП).

 

 

Таблица 3. Переводы денежных средств, осуществленные по системе расчетов ВЭР

  Всего переводов денежных средств В том числе проведенных Отклонение
количество, млн. ед. объем, млрд. руб. через системы ВЭР
количество, млн. ед. объем, млрд. руб. Количество Объём
           
  1 027,7 965 157,4 839,9 645 179,4 -54,9 -47857,4
  1 398,5 1 356 543,2 894,8 693 036,8
  1 370,6 1 205 179,9 919,7 607 716,8

 

Вывод: в 2016 году по сравнению с 2015 годом, количество переводов денежных средств, осуществленные по системе расчетов МЭР сократилось на 54,9 млн. единиц, а объем сократился на 47857,4 млрд. рублей.

 

Таблица 4. Переводы денежных средств, осуществленные по системе расчетов МЭР

  Всего переводов денежных средств   Отклонение  
количество, млн. ед. объем, млрд. руб. через систему МЭР Количество Объём
количество, млн. ед. объем, млрд. руб.
           
  1 027,7 965 157,4 592,6 134 728,6 92,1 6891,5
  1 398,5 1 356 543,2 500,5 127 837,1
  1 370,6 1 205 179,9 448,0 121 909,9
               

 

Вывод: в 2016 году по сравнению с 2015 годом, количество переводов денежных средств, осуществленных по системе МЭР увеличилось на 92,1 млн. ед., а объем переводов сократился на 6891,5 млрд. руб.

 

В представленной ниже таблице показаны основные показатели развития национальной платежной системы.

 

 

Таблица 5. Институциональная инфраструктура НПС (субъекты НПС)

Показатели       Отклонение
Количество операторов по переводу денежных средств, единиц       -98
Количество операторов платежных систем, единиц        
Количество операторов услуг платежной инфраструктуры       -3
Количество операторов электронных денежных средств        
Итого       -91

 

Вывод: сравнивая 2014 и 2015 года можно сделать вывод, что количество операторов по переводу денежных средств снизилось на 98 единиц, а количество операторов услуг платежной инфраструктуры снизилось на 3 единицы. Это было связано с регистрацией новых платежных систем.

Таблица 6. Платежная система Банка России

Показатели       Отклонение
Количество обслуживаемых клиентов, единиц (на конец периода) 3 036 3 562 4 422 -526
Количество переводов денежных средств, млн. единиц (за период) 1 435,9 1 398,5 1 370,6 37,4
В том числе по системам расчетов:        
- через системы ВЭР 839,9 894,8 919,7 -54,9
- через систему МЭР 592,6 500,5 448,0 92,1
- через систему БЭСП 3,4 3,3 2,9 0,1
Объем переводов денежных средств, млрд. рублей (за период) 1 340 034,2 1 356 543,2 1 205 179,9 -16509
В том числе по системам расчетов:        
- через системы ВЭР 645 179,4 693 036,8 607 716,8 -47857,4
- через систему МЭР 134 728,6 127 837,1 121 909,9 6891,5
- через систему БЭСП 560 123,2 535 666,9 475 550,9 24456,3

 

Вывод: в 2016 году по сравнению с 2015 годом, количество обслуживаемых клиентов сократилось на 526 единиц, это связано с проведением Банком России мероприятий по финансовому оздоровлению и ликвидации кредитных организаций, а также осуществлением кредитными организациями мероприятий по оптимизации филиальной сети.

 

 

Таблица 7. Операторы по переводу денежных средств - кредитные организации. Платежные инструменты, используемые при совершении платежей их клиентами, не являющимися кредитными организациями, а также при совершении собственных платежей (за период)

 

Кредитовые переводы
Показатели       Отклонение
Количество платежей, млн. единиц 2 567,4 2 565,7 2 647,4 1,7
Из них:        
- платежные поручения 1 532,3 1 423,8 1 389,4 108,5
- аккредитивы 0,199 0,119 0,120 0,08
- поручения на перевод денежных средств без открытия банковского счета плательщика-физического лица 1 034,8 1 141,8 1 257,9 -107
Объем платежей, млрд. рублей 513 173,2 521 503,4 524 362,0 -8330,2
Из них:        
- платежные поручения 508 784,5 516 963,3 519 514,7 -8178,8
- аккредитивы 775,3 440,0 494,4 335,3
- поручения на перевод денежных средств без открытия банковского счета плательщика-физического лица 3 613,4 4 100,0 4 352,8 -486,6
Прямые дебеты      
Количество платежей, млн. единиц 92,4 77,4 84,6  
Из них:        
- платежные требования 27,4 28,9 39,4 -1,5
- инкассовые поручения 65,0 48,5 45,2 16,5
Объем платежей, млрд. рублей 2 242,7 1 933,0 1 843,0 309,7
Из них:        
- платежные требования 1 505,3 1 257,7 1 279,0 247,6
- инкассовые поручения 737,5 675,3 564,0 62,2

 

Вывод: в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество платежей по кредитовым переводам увеличилось на 1,7 млн. единиц, это связано с увеличением платежей платежными поручениями на 108,5 млн. ед. и аккредитивами на 0,08 млн. единиц. Объем платежей снизился на 8330,2 млрд. руб., это связано с уменьшением объема платежей платежными поручениями на 8178,8 млрд. руб. и переводов без открытия банковского счета на 486,6 млрд. руб.

Таблица 8. Платежные карты

Показатели       Отклонение
         
Количество платежных карт, млн. единиц (на конец периода) 254,8 243,9 227,7 10,9
Из них: 224,7     10,2
- расчетные карты   214,4 195,9  
- кредитные карты 30,1 29,5 31,8 0,7
         

Вывод: в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество платежных карт увеличилось на 10,9 млн. единиц, это связано с тем, что 2016 году динамично развивалась инфраструктура по приему платежных карт в организациях торговли и услуг. За год количество установленных в них электронных терминалов и импринтеров увеличилось на 14,3%, до 1,5 млн. устройств, при этом доля электронных устройств составила 99,4%.

 

 


 

2. Рекомендации по совершенствованию системы безналичных расчетов

Киберпреступность в банковской сфере является одной из самых распространенных по сравнению со всеми остальными областями жизнедеятельности человека.

Существуют следующие методы борьбы с киберпреступностью в банковской сфере. Во многих кредитных организациях действует система одноразовых паролей высылаемых по SMS либо получаемых через банкомат или офисы кредитной организации. Некоторые банки предлагают клиентам использование USB-ключей или смарт-карт, призванных улучшить систему аутенфикации и защищённость клиентских данных.

Дополнительно следует выделить такой аспект, как сотрудничество с организациями, специализирующимися на обеспечении информационной безопасности. Они имеют в наличии специально обученных сотрудников, проверенные методы превентивного характера, а также особое – дорогое и качественное – оборудование.

Можно определить три уровня борьбы с киберпреступлениями в банковской сфере.

Первый уровень – государственный – заключается в правотворческой и правореализационной функции. Прежде всего, это создание единой комплексной нормативно – правовой базы, включающей в себя федеральные законы, концепции и стратегии, посвященные борьбе с киберпреступностью в целом и в отдельных отраслях деятельности государства и общества. Кроме того, предполагается необходимым усилить ответственность за преступления данного типа через ужесточение Уголовного Кодекса.

Далее следует обеспечение безопасности на уровне непосредственно кредитных организаций. Как уже отмечалось выше, на данном уровне эффективны применение собственных методов обеспечения информационной безопасности клиентов (одноразовые пароли, USB – ключи и смарт-карты), сотрудничество с организациями, специализирующимися на киберкриминалистике, а также создание сильной и работоспособной системы собственной информационной безопасности банка. Уместным будет заимствование зарубежного опыта тесного взаимодействия с интернет - провайдерами, разработчиками антивирусных программных и программно – аппаратных средств, а также с администраторами интернет – ресурсов, с которыми наиболее тесно связано осуществление банковской деятельности в информационной среде.

Третий уровень борьбы с киберпреступностью заключается в частноправовых отношениях между банком и его клиентами. Во – первых, здесь предполагается более тесное взаимодействие с потребителями банковских услуг, более внимательное отношение к жалобам, отзывам и предложениям клиентов. Кроме того, по – прежнему важен вопрос повышения финансовой и правовой грамотности населения, включая элементы технического обеспечения [10, с. 72].

Ключевые задачи стабильности НПС и повышение роли Банка России.

Платежная система — это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Стабильность НПС обеспечивается, прежде всего, бесперебойностью функционирования платежных систем и инфраструктур. В мировой практике контроль уровня бесперебойности обеспечивается центральными банками в рамках функции, называемой оверсайтом, а в российском законодательстве определенной как надзор и наблюдение в НПС.

Расширение регулирования в НПС на деятельность небанковских организаций, увеличение регулируемых типов системных и технических инфраструктур приводит к увеличению объема надзорной нагрузки. Вопрос об эффективности оверсайта в отношении инфраструктур и организаций, не являющихся значимыми, становится весьма актуальным. Одним из способов его решения видится двухуровневый контроль, при котором надзор и наблюдение в отношении значимых платежных инфраструктур осуществляет Банк России, а в отношении остальных субъектов НПС – саморегулируемые организации.

Вопрос о целесообразности системы двухуровневого контроля в немалой степени зависит от полноты и эффективности действующей организации Банком России надзора и наблюдения в НПС в условиях возможного существенного увеличения состава контролируемых субъектов НПС[9, с. 50].

Перспективы развития платежной системы «Мир»

Российская национальная платёжная система «Мир» была создана 23 июля 2014. Весной 2015 года в ходе всероссийского творческого конкурса были определены ее название и логотип бренда - «Мир». В качестве оператора платежной системы «Мир» выступает АО «Национальная система платёжных карт».

Первые национальные банковские карты «Мир» выпущены в декабре 2015 года участниками пилотного проекта. Планируется, что платёжная карта «Мир» получит максимальное распространение в России. Также предусматривается её выход за рубеж за счет кобейджинговых программ с международными платежными системами. На данный момент налажен выпуск кобейджинговых карт под брендами Мир-Maestro, Мир-JCB и Мир-AmEx.

В отличие от международных платежных систем, операции по банковским картам «Мир» не могут быть приостановлены, никакие внешние экономические и политические факторы не могут повлиять на совершение платежей по картам российской платёжной системы «Мир».

Основные цели и задачи создания российской платёжной системы «Мир»:

1. Предоставление надежной услуги денежных переводов с использованием национальных платежных инструментов;

2. Повышение доверия населения к безналичным способам оплаты;

3. Создание российского платежного пространства, не зависящего от иностранных компаний;

4. Эмиссия национальных платежных инструментов - банковских карт «Мир»;

5. Представление платёжной карты «Мир» на международном рынке.

Планируется, что карта «Мир» получит максимальное распространение в России, но также предусматривается выход карты за рубеж за счет кобейджинговых программ с международными платежными системами. Уже подписаны соглашения о выпуске ко-бейджинговых карт под брендами Мир-Maestro, Мир-JCB и Мир-AmEx [11].

 

 


 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации;

2. Федеральный закон "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ;

3. Положение от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;

4. "Положение о платежной системе Банка России" (утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П);

5. "Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П);

6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] – www.cbr.ru

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - https://www.gks.ru/

8. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] - https://minfin.ru/ru/

9. П. А. Тамаров Ключевые вопросы регулирования НПС – М.: Банковское дело, № 1, 2017. – 50 с.

10. О. В. Крылов Кибербезопасность в условиях электронного банкинга. – М.: Банковское дело, № 2, 2016. – 72 с.

11. Официальный сайт НСПК https://www.nspk.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: