Анализ работы Д.И.Фельдштейна «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста».




Задание 12

Классификация теорий психического развития в современной научной литературе.

Личностное развитие ребёнка в раннем возрасте.

Анализ работы Д.И.Фельдштейна «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста».

1. Теория –непротиворечивая, связная система обобщенных правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа.

Требования к теориям: а) непротиворечивость, б)связность, в)простота, г)обобщенность, д)достоверность, е)логичность, ж) подтверждаемость.

Основные направления теорий психического развития (по Асмолову):

1.Теории биогенетического направления (теории Геккеля, Холла, Фрейда (=теории созревания)).

2.Теории социогенетического подхода (теории Скиннера, Бандуры (=среда определяет развитие субъекта)).

3.Теории персоногенетического подхода (теории Маслоу, Роджерса).

4.Теори когнитивного направления (теория Пиаже).

Все теории психического развития можно рассматривать с позиций анализа отношений между субъектом и средой. Отношения в системе «субъект–среда»:

1) Теории экзогенного направления (Скиннер, Сирс)–развитие субъекта определяется средой.

2) Теории эндогенного направления (Холл, Гезел)–развитие субъекта определяется самим субъектом.

3) Теории психоаналитического направления (Фрейд)–субъект развивается, подавляясь средой.

4) Теории когнитивного направления (Пиаже)–субъект развивается, изучая среду.

5) Теории направления социализации (Выготский, Божович)–субъект развивается, включаясь в среду. Социализация–процесс усвоения норм, ценностей, правил общества, перенесение социального в индивидуальный мир.

6) Теории социально-экологического направления (Бронфенбреннер)–субъект развивается, врастая в среду.

7) Теории направления саморазвития (Лернер)–субъект развивается, осваивая и преодолевая среду.

8) Теории системного направления–система «субъект–среда» рассматривается не изнутри, а извне.

2 Развитие личности в раннем возрасте.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка. Самосознание:

Развитие самосознания связанное с тем, что ребёнок отделяет себя от своих действий.

Развивается самостоятельность.

Важнейшее личностное новообразование –гордость за свои достижения.

 

Самосознание: с 12мес ребёнок начинает узнавать себя в зеркале, на фотографиях. С 18мес начин интенсивно формироваться образ «Я»(называет себя в 3-ем лице «Петя хочет спать»). С 2лет ребёнок начинает усваивать внешние нормы и ценности. Появляются элементы саморегуляции поведения. Возникает феномен «собственничества» (пытается распространить «Я» на игрушки). С 2,5лет появляется местоимение «Я», происходит выделение и одушевление частей собственного тела («ручки болят», «глазки устали»). Появляется первичная самооценка («Я хороший!»). В 3г ребёнок пытается влиять на поведение других людей(капризы). Осознает себя как субъекта своих желаний («Я сам! » -часто повторяет).

Общение со взрослыми: 1-2,5г–ситуативно-деловое. 2,5-3г–внеситуативно-деловое. До 2,5лет ведущие–деловые мотивы. К 3 годам важнейшим мотивом в общении со взрослыми станов познавательные мотивы.

Общение со сверстниками: 2г–при приближении сверстника чувствует беспокойство. 2,5г–ребёнок общается с другими детьми, чувства симпатии, любопытства переносятся на них. 3г–спокойно играет рядом с другими детьми.

 

 

3. Периодизация развития личности по Д.И. Фельдштейну

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит перио­дизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления ха­рактера, особенностей и этапов социального развития индивида. Личностью ребенок становится только в результате осуществле­ния деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида — промежуточные и узловые. Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа: 1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий дру­гих; 2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоут­верждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества; 3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личности в период от рождения до зрелос­ти. На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: