I. Последовательность работы над орфограммами.




Работа над ошибками (2–4 классы)

Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок

/ – орфографическая ошибка.

V – пунктуационная ошибка.

W – логопедическая ошибка.

Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)

Z красная строка (нет отступа).

Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)

V – пропуск слова, предложения.

1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.

1 3 4 2

(Кувшин стоял на столе с молоком.)

Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).

  • – нарушение последовательности изложения.

П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

I. Последовательность работы над орфограммами.

1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.

2. Подчеркните (выделите) орфограмму.

3. Определите, в какой части слова (или части речи) допущена ошибка.

4. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

5. Выполните указания правила. Графически обозначьте орфограмму.

6. Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.

7. Приведите один-два примера на это правило.

 

№ п/п Характер орфограммы (правило) Как исправить Пример
       
  Заглавная буква в начале предложения. Предложение – это группа слов, которые выражают законченную мысль Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву М альчики гуляли во дворе
  Заглавная буква в именах собственных. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы Напишите слово правильно. Выделите заглавную букву. Объясните написание по образцу И ван – имя П етрович – отч. С идоров – фам. Грузия – геогр. н. река Нева – геогр. н. пес Филька – кл.
  Перенос слов. Запомните! 1. Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!) 3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ отпредыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать) Напишите слово правильно, разделите на слоги. Подчеркните, выделите гласные буквы. Напишите все случаи переноса данного слова пр о /п у с/т и л про-пустил пропус-тил
  Если пропустили (кроме непроизносимых), не дописали, переставили букву в слове Напишите слово правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили пло/ща д /ка
  Гласные И, А, У после шипящих. Запомните: Жи-ши Ча-ща Чу-щу Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните ма ши на ши рокий чаща щу ка чу гун
  Сочетания ЧК-ЧН, НЧ-НЩ. Запомните: ЧК-ЧН НЧ-НЩ (пишите без Ь) Напишите слово правильно, выделите цветом сочетание или подчеркните банщик дива нч ик одува нч ик

 

  Проверяемые безударные гласные в корне слова (б/г). Запомните! Безударные гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. Напишите правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне мост – мОсты красный – крАсиво кормит – кОрмушка
  Проверяемые согласные в корне слова (п/с). Запомните! Парные звонкие и глу- Подберите и запишите проверочное слово, выделите ко-рень и подчеркните букву после п/с. мороз ы, мороз н ый – мороЗ глаз а, глаз н ой – глаЗки резок – реЗкий
  хие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к. з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять.Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) Напишите правильно слово с п/с. Выделите корень и п/с в корне  
  Непроизносимые согласные в корне слова (н/с): в, д, л, т. Измените слово или подберите однокоренные слова так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. Запомните! Букву Т – писать напрасно! Чудесно – чудеса Прекрасно – краса Ужасно – ужасы Опасно – опасен Вкусно – вкусы Интересно – интересы Подберите и запишите проверочное слово. Выделите корень и подчеркните гласную после н/с. Напишите правильно слово с н/с. Выделите корень и н/с в корне звезда звезд о чка звезДный
  Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова). Непроверяемые гласные и согласные в корне слова ЗАПОМИНАЕМ Напишите слово правильно. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. Подберите два однокоренных слова (или 2 слова с подобной орфограммой) м о роз м о розный м о розец (гор о д, т о пор)
  Двойные согласные в слове. Две одинаковые согласные пишутся: А. В корне слова (их нужно запомнить) А. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне) А. гру пп а ва нн а
  Б. Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной Б. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные) Б. ра сс каз о тт олкнуть

 

  В. Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной В. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные) В. ра нн яя осе нн ий
  Г. В суффиксе (двойные согласные запоминаем) Г. Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в суффиксе) Г. клюкве нн ый
  Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных. Пишется после согласных · на конце слова (ко н ь) · в середине слова между согласными (ко н ь к и) Напишите слово правильно. Выделите ь. Обозначьте стрелкой или подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь ко н ь морко в ь девя т ь ко н ьки ма л ьчик па л ьцы
  Ь - разделительный. Пишется в корне слова после согласных пред гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным Напишите слово правильно. Выделите ь. Обозначьте стрелкой или подчеркните согласную и гласную, которые разделяет ь в ь ю га лис т ь я пла т ь е
  Разделительный твердый знак (Ъ). Запомните! Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Е, Ю, Я. согл. Ъ е, е, ю, я Исключения: об ъ ект, суб ъ ект, ад ъ ютант Напишите слово правильно. Выделите приставку и Ъ. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ с ъезд о б ъ е м о б ъ я вление
  Ь – на конце имен существительных после шипящих. На конце имен существительных ж. р. в и. п. после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных м. р. после шипящих НЕ пишется Ь Определите род имени существительного. Напишите слово правильно. Объясните графически доч ь – ж. р. печ ь – ж. р. луч – м. р. мяч – м. р.
  Ь - после шипящих во 2-м л. ед. ч. глаголов. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь Выпишите глагол. Выделите окончание. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо шишешь – гл., наст. вр., ед. ч., 2л. решаешь, пишешь
  Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог – это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н. Перед глаголами предлоги не пишутся Выпишите слово с предлогом. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос) Сосна росла у берега. У (какого?) берега, у крутого берега. Ко V мне С V ними


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: