Тема: Учет личностного фактора при кадровых назначениях и
Перемещениях
ПЛАН:
1. Понятие и направленность личности.
2. Способности и их использование в управлении персоналом.
3. Темперамент, характер и учет их особенностей в управлении персоналом.
4. Внешние факторы, влияющие на поведение подчиненных.
Понятие и направленность личности
Под личностью понимается:
- человек как субъект деятельности, носитель сознания и самосознания;
- система его взаимосвязанных, устойчивых, социально значимых качеств, позволяющих ему для достижения своих целей активно познавать и преобразовывать мир. Часть их является природными (врожденными), часть – приобретенными (социальными).
Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими.
Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер.
Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов:
1) индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов);
2) положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, перспектив продвижения и т.п.);
3) специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами;
4) пола;
5) особенностей психических состояний:
- познавательное (любопытство, недоверчивость и др.);
- эмоциональное (радость, грусть, злость, страх и т.п.);
- волевое (стойкость, целеустремленность, настойчивость и проч.).
Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими.
Направленность личности – устойчивая ориентация человека, его поведения, мотивов, интересов вне зависимости от конкретной ситуации.
Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующих в той или иной степени у большинства людей.
1) Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы вне зависимости от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, т.е. попросту работать в компании.
2) Направленность личности на задачу, по другому называемая деловой, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. Для него более важным оказывается то, что, а не как он делает.
3) Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.
Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими.
Способности и их использование в управлении персоналом
Другим элементом личности являются способности, т.е. совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться определенного результата.
Способности могут быть:
во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей.
Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим. Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами;
во-вторых, элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.);
в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагогическими и др.
Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Другой вид специальных способностей — конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч.; их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.
Основой способностей являются задатки — психофизиологические свойства, проявляющиеся в природной склонности к определенному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой сочетание природных и приобретенных качеств.
По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одарен ность, талантливость, гениальность.
Приобретенные исполнителями способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает.
Наряду с навыками можно выделить привычки — автоматические формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и пред отвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.