Способности и их использование в управлении персоналом




Тема: Учет личностного фактора при кадровых назначениях и

Перемещениях

ПЛАН:

1. Понятие и направленность личности.

2. Способности и их использование в управлении персоналом.

3. Темперамент, характер и учет их особенностей в управлении персоналом.

4. Внешние факторы, влияющие на поведение подчиненных.

 

Понятие и направленность личности

Под личностью понимается:

- человек как субъект деятельности, носитель сознания и самосознания;

- система его взаимосвязанных, устойчивых, социально значимых качеств, позволяющих ему для достижения своих целей активно познавать и преобразовывать мир. Часть их является природными (врожденными), часть – приобретенными (социальными).

Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими.

Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер.

Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов:

1) индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов);

2) положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, перспектив продвижения и т.п.);

3) специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами;

4) пола;

5) особенностей психических состояний:

- познавательное (любопытство, недоверчивость и др.);

- эмоциональное (радость, грусть, злость, страх и т.п.);

- волевое (стойкость, целеустремленность, настойчивость и проч.).

Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими.

Направленность личности – устойчивая ориентация человека, его поведения, мотивов, интересов вне зависимости от конкретной ситуации.

Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующих в той или иной степени у большинства людей.

1) Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы вне зависимости от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, т.е. попросту работать в компании.

2) Направленность личности на задачу, по другому называемая де­ловой, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получе­ние реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. Для него более важным оказывается то, что, а не как он делает.

3) Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собствен­ные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.

Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими.

 

Способности и их использование в управлении персоналом

Другим элементом личности являются способности, т.е. совокуп­ность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться опре­деленного результата.

Способности могут быть:

во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей.

Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или сме­шанным. Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследова­тельность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичнос­тью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим. Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различ­ными управленческими проблемами;

во-вторых, элементарными частными (решитель­ность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.);

в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагоги­ческими и др.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низ­шего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетин­гом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Другой вид специальных способностей — конструктивные, на­правленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художествен­ной и проч.; их реализация не требует широких и активных контак­тов с окружающими. Такие способности нужны руководителям выс­шего звена, вырабатывающим политику организации, а также специ­алистам.

Основой способностей являются задатки — психофизиологи­ческие свойства, проявляющиеся в природной склонности к опреде­ленному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой сочетание природных и приобре­тенных качеств.

По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одарен­ ность, талантливость, гениальность.

Приобретенные исполнителями способности автоматически вы­полнять отдельные элементы трудового процесса называются навы­ками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает.

Наряду с навыками можно выделить привычки — автоматичес­кие формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми спо­собностями, должны занимать в организации равноценные должнос­ти, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и пред­ отвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руко­водителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обес­печивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: