Г.
Б класс.
Литература.
Тема
Повторение в конце года
Литературная викторина в форме «Своей игры».
РАБОТЫНЕ ПРИСЫЛАЕМ
Тема: География писателей и героев.
- село Михайловское (А.С.Пушкин)
20- Ясная Поляна (Л.Н.Толстой)
30- Тарханы (М.Ю.Лермонтов)
40- Село Спас-Угол (М.Е.Салтыков- Щедрин)
Спасское - Лутовиново (И.С.Тургенев)
60- Таганрог (А.П.Чехов)
70- Село Васильевка (Н.В.Гоголь)
местечко Немиров на Украине (Н.А.Некрасов)
Казань, Тамбов, Олонец (Г.Р.Державин)
Куростров Архангельская губерния (М.В.Ломоносов)
Тема: Литературные герои.
По описанию узнайте героя, назовите произведение и автора.
10. «Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чёсанных путаных волос».(Денис Григорьев, Чехов»Злоумышленник»).
Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из - под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо, из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза». (Бирюк, Фома Кузьмич из рассказа И.С.Тургенева).
«Он был мал ростом и худ, на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие серые волосы, глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». (Юшка из рассказа А.Платонова «Юшка»).
40 - Она не плясала, а рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (Акулина Ивановна из повести Горького «Детство»).
|
Его глаза сияют. Лик его ужасен,
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит, глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
(Пётр 1, поэма «Полтава», А.С. Пушкин).
-60 Цыганок Квадратный, широкогрудый, с огромной курчавой головой, с весёлыми глазами,…напоминал мне Иванушку-дурачка.
-70 О ком пишет В.Г.Белинский: «Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка».
-80 Хорошее Дело
«Худощавый, сутулый человек с белым лицом, в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был незаметен и молчалив».
-90 Он был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы обозначить то место, до которого мы должны были вытвердить. (Карл Иванович «Детство» Толстого)
Он был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был одет очень бедно, но зато всегда напомажен так сильно, что мы уверяли, будто у него в солнечный день помада тает на голове и течёт под курточку. (Иленька Грап, повесть Толстого «Детство»).
Тема. Герои говорят.
10- По какому случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? (Очумелов из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»)
|
20- Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец, - всё на свете имеет конец! Идёмте! Ну! Гей! (Данко из «Старухи Изергиль»).
30- То есть как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку, с Егора три рубля за сало получить…. Было б за что, пошёл бы, а то так ….здорово живёшь… За что? И не крал, кажись, и не дрался…(Денис Григорьев «Злоумышленник» Чехов).
40- Ваша нежба -чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! (Тарас Бульба из повести Н.В.Гоголя)
Ах! Эти речи поберечь
Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих! (княгиня Трубецкая из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины).
«Из всех пороков самый тяжкий - Неблагодарность» (Карл Иванович из повести Толстого «Детство»).
70 - о ком из литературных героев: Повалился он, будто сосенка, будто сосенка подрубленная (Кирибеевича из «Песни про купца Калашникова»).
80- Кто из литературных героев полагает: «Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее». (Дядя из рассказа Бунина «Цифры»).
Кто из литературных героев советует: «Будь хитёр, это лучше, а простодушность - та же глупость, понял? (дед Каширин Алёше Пешкову).
100- «Плохо дому без ушей, а горнице без очей» (Феврония Муромская из «повести о Петре и Февронии»)
тема. Из теории литературы.
10- Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Медный всадник» (поэма).
20- Тарас Бульба Гоголя (повесть)
30- Произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» (трагедия)
40- «Песнь о вещем Олеге» (баллада)
|
50- «Хамелеон» (рассказ)
60- «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» (стихотворение в прозе).
70- «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец» (былины)
80- Как называется произведение Ломоносова о восшествии на престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны (ода)
90- «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» (сатирическая сказка).
100- Ломоносов о реформе трёх стилей. (высокий - церковнославянские слова и русские, писать - героические поэмы, оды, трагедии, средний - русские слова с небольшой примесью церковнославянских - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии. Низкий стиль-русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских).
5 тема. Писатели о творчестве, о себе.
10- Кто говорил, что «краткость- сестра таланта» и почему? (Чехов, так как писал небольшие лаконичные рассказы, мастерство детали).
20- кто и о ком так сказал: «Победителю ученику от побеждённого учителя» (В.А.Жуковский о Пушкине, «Руслан и Людмила»).
30- «Книги…показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям…» (А.М.Горький).
40- «Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю оттого, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим жёлтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…» (И.А.Бунин).
50- Он шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал над всеми и всем. (Салтыков- Щедрин)
60- «Он был гостеприимен…. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал кучу гостей…(А.П.Чехов).
70- «я ученик Пушкина, и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина… До сих пор не нашёл ничего достойного его памяти…(И.С.Тургенев).
80- «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности». (А.Платонов).
90- «Я хожу, размахивая руками и мыча ещё почти без слов, то укорачивая шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм- основа всякой поэтической вещи, проходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать слова. (В.В.Маяковский).
100- «Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений » (Л.Н.Толстой).
Тема. Напомни строки.
Люблю тебя, Петра творенье,
(Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит).
20- Горит восток зарёю новой
(Уж на равнине, по холмам
грохочут пушки, дым багровый
кругами всходит к небесам
навстречу утренним лучам).
30- Науки юношей питают.
(отраду старым подают,
в счастливой жизни украшают,
в несчастной случай берегут)
40- Поймали птичку голосисту
и ну сжимать её рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «пой, птичка, пой!».
50- В минуту жизни трудную
(Теснится ль в сердце грусть:
одну молитву чудную
твержу я наизусть).
Родная земля, назови мне такую обитель,
(я такого угла не видал,
где бы сеятель твой и хранитель,
где бы русский мужик не стонал).
70- Замолкнул гром, гроза шуметь устала,
(светлеют небеса,
меж тёмных туч приветно засияла
лазури полоса) (А.К.Толстой)
80- Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод
90- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины………..
100- Послушайте, ведь, если звёзды зажигают….(значит, это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда).