Владыка о русском переводе Библии.




В 1820 году в России начала проводиться работа по переводу Священного Писания на русский язык. Преосвященный Филарет, равно как и Митрополит Санкт-Петербуржский Серафим (Глаголевский), выступил против этого начинания и остался при этом мнении до конца дней своих. Владыка Филарет писал, что " русское наречие не может передать Священного Писания со всею той силою и верностью, каким отличается перевод славянский ". Он опасался, что народ, получив Русскую Библию, охладеет к храмам, подчеркивал иностранное происхождение идеи перевода и видел здесь опасную политическую подоплеку. Трудности при чтении славянской Библии, по его мнению, могут быть преодолены только усердием читающих и отдельными исправлениями текста.

Избави Бог, — говорил Святитель, — если от перевода Библии дойдут и до перевода богослужебных книг..., содержание которых, между тем, на славянском языке по преимуществу и является преисполненным и наставления, и благодатного одушевления ”. Владыка часто и со скорбью говорил об этом к концу своей жизни с близкими и придавал своим словам характер завещания: “ Вот и вы принимайте эти слова справедливыми не только потому, что я их вам говорю: хотя говорю я их именно как последнее мое предсмертное завещание всякому, а потому и вы говорите это, с кем будете иметь случай...”.

 

На Рязанской кафедре

 

12 (25) января 1825 г. указом Святейшего Синода Епископ Филарет переведен был в Рязанскую епархию.

Впоследствии он дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 году, когда по его молитвам во время Божественной Литургии и молебна пролился на землю обильный благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.

В Рязань Преосвященный Филарет прибыл 1 (14) марта 1825 г. Служение его на Рязанской кафедре оказалось не продолжительным - всего три года, причем из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде. За этот непродолжительный период времени никаких особенных действий в Рязани не происходило. Как и в Калуге, владыка заботился о нравственном состоянии духовенства, по-прежнему, проявлял особую милость к вдовам и сиротам, заботился о благолепии храмов. Но и за этот короткий период рязанская паства полюбила своего Архипастыря.

22 августа (4 сентября) 1826 г., в день совершения Священного Таинства Коронации Государя Императора Николая I Павловича Высочайшим рескриптом владыка Филарет возведен был в чин Архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ.

 

Архиепископ Казанский

 

25 февраля 1828 г. владыка Высочайше назначен Архиепископом в Казань. Прямо из Санкт-Петербурга, где он в это время находился, владыка Филарет вынужден был срочно выехать в Казань. Такая срочность поездки объяснялась тем, что в этот период в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую православную веру. Задача владыки Филарета и заключалась в том, чтобы выяснить причины и наметить меры к устранению в дальнейшем подобных явлений.

Прибыв в Казань, Преосвященный Филарет в первый же год совершил обзор своей новой обширной епархии. Паства казанская была очень многообразна по числу национальностей, проживавших в ней. Результаты обзора и свои предложения по устранению многих недостатков, имевших место в епархии, и по утверждению в вере разноплеменных обитателей своей паствы Архиепископ Филарет позднее подробно изложит Святейшему Синоду. Его предложения по данному вопросу отличались мудрой опытностью.

В осуществлении некоторых намеченных мероприятий встретились многие трудности, но он не отступал от намеченного плана. С огромной энергией занимался Русский Архипастырь порученным делом и достиг больших успехов. Много содействовал успеху дела пример его личной жизни и чудесные различные явления, происходившие по его молитвам. Сердце казанского Архипастыря всегда преисполнено было милосердием ко всем нуждающимся без различия национальностей. В голодные годы Архиепископ Филарет, раздав все свое состояние, брал взаймы, но не прекращал помогать голодающим. Оказывая помощь от себя, он располагал к этому и богатых людей Казани. Во все трудные периоды жизни он всегда пребывал среди паствы.

Так, во время страшного бедствия - холеры Архиепископ Филарет ежедневно сам совершал Божественную Литургию в течение 40 дней и составил в этот период специальное молебное пение.

В деле воспитания паствы в духе благочестия основным мероприятием Святитель считал строительство храмов и чтение проповедей. При обзорах епархии сам Архиепископ почти везде говорил проповеди, причем проповедовал без всякой подготовки. Признавая важность проповеди в деле духовного воспитания паствы, Архиепископ Филарет сам лично, с особым вниманием рассматривал проповеди воспитанников семинарии.

Вместе с выполнением основной своей задачи по обращению иноверцев казанский Архипастырь не оставлял без внимания и раскольников, проживавших в его епархии. В отношении ко всей своей пастве Святитель Филарет, несмотря на чрезвычайную загруженность работой, оставался таким же внимательным и чутким ко всем нуждам, мудрым наставником и также был полон ревностного усердия к богослужениям, как и прежде в Калуге. Посещал монастыри, в которых своими беседами, полезными советами и указаниями старался укреплять дух благочестия у их обитателей.

С отеческой заботой и вниманием следил он за состоянием духовных учебных заведений епархии. В его бытность Архиепископом Казанским в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Он сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, Архиепископ Филарет открыл уездные и приходские училища в городах: Чистополе и Свияжске в 1829 г. и в 1833 г. - в Сызрани и Самаре. В учебные заведения он старался подбирать преподавательский состав достойного поведения, знающий свое дело. Все го же в Казани Святитель Филарет обратил в Православие более 5000 язычников.

В 1836 г. Архиепископ Филарет вызван был в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где в то время решался вопрос о воссоединении униатов.
По пути в Царствующий град Архиепископ посетил Воронеж и содействовал Епископу Воронежскому Антонию в устройстве монастыря в честь Святителя Митрофана. Епископ Антоний предсказал владыке Филарету о скором назначении его в Киев. Это предсказание вскоре сбылось.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: