Стоимостью
Теория стоимостного управления бизнесом в качестве важной составляющей включает методы и модели, представляющие инструментарий оценки и управления стоимостью компании. Создание подобных моделей осуществлялось наукой и практикой в течение последних десятилетий ХХ века.
В настоящее время разработан целый ряд концептуальных моделей управления стоимостью. Наиболее теоретически самостоятельными являются:
· модель А. Дамодарана;
· модель конкурентной стратегии М. Портера;
· подход Т. Коупленда, Дж. Муррина и Т. Коллера;
· подход К. Уолша и др.
Проанализируем положения стоимостного подхода к управлению, основанные на теоретической базе финансового менеджмента:
· в каждый данный момент у компании и его бизнес-единиц существует так называемая «истинная» стоимость;
· эта истинная стоимость равна сумме все чистых (свободных) денежных потоков, которые будут созданы за все время существования данного бизнеса, дисконтированных по реальной дисконтной ставке. Она отражает реально существующие риски отклонения истинных денежных потоков от ожидаемых;
· в силу объективного и неустранимого несовершенства, способностей аналитиков и финансовых менеджеров как чистые денежные потоки, так и дисконтная ставка могут быть оценены приблизительно, с некоторой предельно возможной точностью;
· как показала практика, такой точности вполне достаточно для проведения инвестиционных операций (покупки и продажи бизнеса, привлечения инвестиций, публичного предложения пакета акций), так и оперативного управления бизнесом;
· стоимость бизнеса (предприятия) устанавливают на конкретный момент времени – дату оценки. Обычно, требуемые инвестором норма доходности и сумма ожидаемых доходов оцениваются на конкретный момент времени на базе собранной информации на тот же момент времени. Этот момент времени называют датой оценки.
|
Стоимость с течением времени меняется, иногда очень резко. Такие изменения могут быть вызваны как внутренней средой компании, так и внешним окружением. Поэтому очень важно выбрать дату оценки.
Данные теоретические положения в той или иной степени нашли отражение в различных подходах к стоимостному управлению.
Так, в основу концепции А. Дамодарана положены четыре фактора, влияющие на стоимость:
· денежные потоки, генерируемые активами компании;
· ожидаемые темпы роста денежных потоков, которые формируют за счет реинвестирования чистой прибыли или изменения отдачи инвестируемого капитала;
· изменение продолжительности периода высокого роста денежных потоков;
· изменение стоимости активов за счет колебания операционного риска инвестированного капитала, изменений пропорций долгового финансирования или условий привлечения кредитов.
Учитывая влияние этих факторов, для повышения стоимости компании целесообразно осуществить следующие мероприятия: снижение операционных издержек; ликвидация убыточных активов; эффективное использование капиталовложений; рациональное управление запасами; проведение взвешенной кредитной политики; создание и поддержание конкурентных преимуществ.
Выделение обособленного фактора – продолжительности роста денежного потока имеет важное значение для прогнозного и постпрогнозного периодов деятельности компаний, который позволяет отразить преемственность концепции М. Портера и А. Дамодарана, так как достижение долговременных темпов роста денежного потока выражает реализацию конкурентной стратегии.
|
Следовательно, уже на уровне целевых установок и ключевых факторов создания стоимости бизнеса А. Дамодаран использовал модель конкурентной стратегии М. Портера и реализовал основной принцип стоимостного менеджмента – долгосрочный характер темпов роста денежного потока.
В рамках концептуальной модели управления стоимостью А. Дамодаран предложил формализованную модель оценки стоимости компании. Суть его модели заключается в том, что она определяет рост стоимости компании на основе использования ключевых интегральных показателей его деятельности.
А. Дамодаран полагал, что в его модели учтены перспективы развития компании и интересы акционеров. Во-первых, доходность вложенного капитала выражает отдачу на инвестированные средства и определяет прибыль, которую компания получит в будущем при сохранении текущего уровня эффективности использования активов. Во-вторых, коэффициент реинвестирования позволяет учесть долю прибыли, которая будет направлена на новые инвестиции в будущем, чтобы обеспечить последующий ее рост. Таким образом, компания не может надеяться на рост прибыли от продаж без реинвестирования части данной прибыли на пополнение оборотного капитала и чистые капитальные затраты.
Подход Т. Коупленда, Дж. Муррина и Т. Коллера предполагает последовательное изучение процедуры структурной перестройки компании. Отправной точкой должна стать оценка текущей стоимости активов. После этого, как считают авторы, следует оценить фактическую и потенциальную стоимость с учетом внутренних улучшений, основанных на ожидаемых денежных потоках, и возможности роста стоимости путем реструктуризации управления финансами. На последнем этапе эти оценки необходимо соотнести со стоимостью акций компании на рынке ценных бумаг, чтобы оценить потенциальную выгоду акционеров от реорганизации предприятия. Такое сравнение должно помочь инвесторам и менеджерам выявить разрыв в восприятии будущих перспектив компании.
|
Иной подход, предложенный К. Уолшем, основан на сбалансированности между прибылью, активами и ростом. Специалистам компании рекомендуют заранее установить те максимальные темпы роста, которые компания может обеспечить безболезненно. Исходя из этого подхода, для заданного темпа роста денежные потоки от операционной деятельности должны находиться в равновесии. Данная модель позволяет менеджерам сосредоточить внимание на приоритетных факторах, от которых зависит благополучие компании. Эти факторы тесно связаны с прибылью, оборотными активами и темпами роста.
Управление ради стоимости (MFV) - это не одна модель на всех. Каждая компания настраивает данную модель под себя, чтобы наилучшим способом разрешить проблемы и использовать благоприятные возможности. Очевидно, что выбор конкретного подхода к управлению стоимостью бизнеса зависит от специфики деятельности компании и предпочтений его менеджеров. Однако вне зависимости от выбранной модели внедрение стоимостного подхода в систему управления бизнесом дает неоспоримые преимущества:
· позволяет выбрать общую цель и общий, универсальный язык общения для всех бизнес-единиц, подразделений и филиалов компании, что значительно повышает результативность совместной работы;
· впервые дает возможность построить интегрированную систему управления компанией, основанную на четко иерархической структуре ключевых факторов стоимости бизнеса;
· позволяет использовать максимум информации о деятельности компании, что позволяет составить корректный прогноз денежных потоков;
· значительно повышает качество принимаемых решений на базе представительного массива данных о коммерческой и финансовой деятельности компании;
· позволяет оптимально сочетать долгосрочные и краткосрочные цели компании;
· дает возможность построить максимально эффективную систему мотивации сотрудников компании, включая и материальное вознаграждение.
Одним из очевидных преимуществ стоимостного подхода к управлению является то, что он позволяет нивелировать огромный разрыв между финансовыми и нефинансовыми (операционными) показателями, а также между финансовым и операционным управлением бизнеса. Это становится возможным благодаря выявлению и тщательному структурированию системы ключевых факторов стоимости (КФС), с помощью которых и осуществляют управление бизнесом.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте содержание стоимостного подхода к управлению стоимостью бизнеса.
2. Что выражает «истинная» стоимость бизнеса согласно концепции А. Дамодарана?
3. Раскройте основные теоретические положения Т. Коупленда, Дж. Муррина и Т. Коллера к управлению стоимостью бизнеса.
4. Расскажите о подходе К. Уолша к управлению стоимостью бизнеса. В чем Вы видите суть модели (MFV).
5. Какие преимущества предоставляет внедрение стоимостного подхода в систему управления российскими предприятиями?