Эффективное управление стоимостью компании (бизнеса) во многом зависит от намеченных стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающих руководителей информацией о результатах работы менеджеров. Успех управления зависит во многом от того, насколько правильно руководство может расставить приоритеты и определить факторы стоимости.
Ключевыми факторами, влияющими на стоимость (ценность) бизнеса являются:
· рыночная конъюнктура;
· будущие выгоды от владения оцениваемым бизнесом;
· затраты на создание аналогичных компаний;
· риск получения доходов;
· степень контроля над бизнесом и степень ликвидности активов;
· ликвидность бизнеса в целом.
Спрос, как составной элемент рыночной конъюнктуры, определяют предпочтения потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими расходами это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. Спрос на компанию наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность, состояния мировой экономики.
Будущие выгоды, которые может получить собственник объекта зависят от характера операционной деятельности и возможности получить доход от продажи объекта после использования. Важное значение для формирования стоимости компании имеет время получения доходов. Одна ситуация, когда собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования. Другая ситуация, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
|
На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов. Важным фактором, влияющим на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если бизнес приобретают в индивидуальную частную собственность или приобретают контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы компании, продавать или покупать его активы, реструктурировать данную компанию, принимать решение о поглощении других компаний, определять величину дивидендов и т.д. В силу покупки больших прав стоимость и цена будут, как правило, выше, чем в случае приобретения неконтрольного пакета акций.
Одним из важных факторов, влияющих при оценке на стоимость компании и ее имущество, является уровень ликвидности данной собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в денежные средства с минимальным риском потери части стоимости. Поэтому стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.
Стоимость компании реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию компании, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
|
Приоритетное значение в системе факторов стоимости принадлежит будущим выгодам от владения бизнесом. На размер будущих доходов и, следовательно, и на стоимость влияют следующие переменные:
1) темпы роста потока доходов;
2) доход на вновь инвестированный капитал.
Компания, которая будет зарабатывать более весомый доход на каждый рубль, вложенный в бизнес, будет стоить дороже, чем аналогичная компания, которая зарабатывает меньший доход на инвестированный капитал. Аналогично компания, которое демонстрирует быстрый рост, будет стоить больше, компания с низкими темпами роста, при условии, что обе компании обеспечивают одинаковый доход на капитал.
Если оба эти показателя равны, то дополнительный рост дохода не приводит ни к росту, ни к снижению стоимости. Если доход на инвестированный капитал ниже требуемой ставки дохода на собственный капитал, то дополнительный рост дохода приводит к падению стоимости компании. В таком случае компании не следует реинвестировать заработанную прибыль, а лучше выплатить ее полностью акционерам в качестве дивидендов. На практике последовательное создание стоимости нацеливает деятельность компании на три ключевых направления: конкурентное преимущество, возврат на капитал и рост. Последовательность важна, так как без преимущества или при отрицательном возврате рост ликвидирует стоимость. Поэтому при управлении стоимостью бизнеса речь идет об управлении системой факторов стоимости.
|
В крупных корпорациях такая система может использовать множество факторов, управление которыми требует больших затрат. Поэтому первостепенной задачей является определение ключевых, наиболее значимых факторов, на которые должны быть направлены основные усилия по управлению стоимостью. Ключевыми факторами стоимости (драйверами стоимости) выступают те 20% факторов, которые согласно известному «принципу Парето» формируют 80% стоимости компании.
Драйверы стоимости присутствуют во всех элементах компании (корпорации) в целом, бизнес-единицах, бизнес-процессах, региональных филиалах и проектах.
Ключевые факторы стоимости (КФС) бывают по отношению к компании – внутренние и внешние, финансовые и нефинансовые количественные и качественные.
К финансовым драйверам можно отнести, например, выручку от продаж или размер дебиторской задолженности. К нефинансовым количественным – дневной объем производства в физическом выражении. Примером качественного драйвера является степень удовлетворения клиентов уровнем сервиса компании. Внешним КФС может быть объем потребности того или иного целевого рынка (в натуральном или денежном выражении) в продукции того вида, которую производит и реализует компания. Основное достоинство системы драйверов стоимости по сравнению с любой другой системой показателей, используемой в управлении бизнесом, является то, что с помощью стоимостных моделей можно оценить влияние любого фактора на создание стоимости в компании, что позволяет контролировать и стимулировать максимальную финансовую эффективность операционной деятельности.
Факторы стоимости можно распределить по нескольким уровням:
· общие факторы – в первую очередь рентабельность инвестированного капитала;
· показатели операционной прибыли и объема инвестированного капитала;
· факторы, с помощью которых вычисляют прибыль компании (доход и издержки); направления инвестирования капитала (различные виды активов);
· уровень специфических факторов (клиентская база, эффективность использования ресурсов);
· уровень оперативных факторов (цены на отдельные виды ресурсов, платежная политика, дефицит ресурсов, наличие поставщиков, стоимость ремонта основных средств).
Важно установить влияние каждого фактора на стоимость компании (осуществить факторный анализ). Тестирование системы факторов производят как в обычной текущей деятельности, так и в критических ситуациях, так как дефицит сырья и материалов, ценовые войны, негативные изменения законодательства и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса.
2. Какие факторы можно отнести к факторам макроэкономического риска.
3. Назовите основные источники информации о внешней среде деятельности компании.
4. Приведите факторы, которые относят к внутренним условиям деятельностикомпании.
5. Какими финансовыми показателями можно выразить ключевые факторы стоимости?
6. Раскройте содержание драйверов стоимости.
7. Какие варианты факторных моделей стоимости Вы знаете?