Прогнозируемые результаты.




Пояснительная записка.

Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией. Эффективная реализация этой цели возможна путем использования школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному образованию и обучению умениям ориентироваться в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов.

Книга – величайшее достижение человечества. Она дает знания, помогает познать окружающий мир, приобщает к прекрасному, воспитывает человека.

Ключевой частью программы курса «Книжная страна» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, так как в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и владение навыками культуры чтения, куда входят:

· сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

· развитие у учащихся творческой активности;

· формирование любви к книге, к культурному чтению.

Библиотекарь выступает в роли ведущего занятие, осуществляет диалог с ребятами, организует и прогнозирует их деятельность. Школьники первых классов знакомятся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». В программу курса обязательно включаются занятия, на которых учащиеся знакомятся с историей книги, что помогает подвести детей к мысли о бесценности книги. Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и т.д., но и практической части. В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о временах года в поэзии, музыке и живописи; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги. Значительное место отведено знакомству с произведениями фольклора и детских писателей.

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 – 40 минут. Курс рассчитан на 32 часа в год. Место проведения – информационно-библиотечный центр.

 

 

Цель программы:

Вызвать у школьника устойчивый интерес к книге; научить ориентироваться в библиотечном пространстве; привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.

Задачи программы:

1. Пропаганда ценности чтения и книги.

2. Воспитание у учащихся бережного отношения к книгам.

3. Привитие основ информационной культуры через проведение библиотечных уроков.

4. Научить элементарным технологиям ремонта и реставрации книг.

5. Привитие интереса к творчеству детских писателей через проведение бесед, уроков чтения, игровых программ, викторин.

Формы проведения занятий:

Беседа и обсуждение;

Выразительное чтение и рассказывание;

Игры: дидактические, ролевые, словесные;

Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;

Творческие задания литературного и изобразительного характера.

Библиотечные уроки.

Тематическое планирование занятий.

№ п/п № урока Тема урока Месяц
    Вводная беседа. «Чудесная страна – библиотека». 5.09 – 9.09
    Зачем нужны книги. Беседа – диалог. 12.09 – 16.09
    История книг и библиотек. Виртуальная экскурсия. 19.09 – 23.09
    Как правильно выбирать и читать книги. Беседа – совет. 26.09 – 30.09
    Учись быть вежливым. Урок – игра. 3.10 – 7.10
    Просмотр мультфильма «Уроки хорошего поведения». 10.10 – 14.10
    «Откуда азбука пошла, или как появилась письменность». Беседа – диалог. 17.10 – 21.10
    «В гостях у осени» - игровая программа. 24.10 – 28.10
    «Мы рисуем осень». Практическое занятие. 7.11 – 11.11
    «Хвостатые секреты»: урок – угадайка по рассказам Е. Чарушина. 14.11 – 18.11
    «Сказки дедушки Корнея»: беседа – диалог. 21.11 – 25.11
    Гардероб для книги: элементы книги. Беседа. 28.11 – 2.12
    «Здравствуй, гостья зима!» - игровая программа 5.12 – 9.12
    «Мы рисуем зиму». Практическое занятие. 12.12 – 16.12
    «Путешествие по новогодней планете»: игровая программа. 19.12 – 23.12
    «Кто рисует ваши книги»: художественное оформление книги. Иллюстрации. 9.01 – 13.01
    Создание иллюстраций к любимой книге. 16.01 – 20.01
    «Давайте знакомиться – Виталий Бианки»: урок – путешествие по произведениям писателя. 23.01 – 27.01
    Словесные «игрушки»: путешествие по малым формам русского фольклора. 30.01 – 3.02
    «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа – диалог. 6.02 – 10.02
    «Разноцветные книги Маршака»: игра – путешествие. 13.02-17.02
    Периодические издания для детей: журнальное путешествие. 27.02 – 2.03
    Загадочный мир сказки: беседа. Викторина. 5.03 – 9.03
    «Весна красна»: игровая программа. 12.03 – 16.03
    «Мы рисуем весну». Практическое занятие. 19.03 – 23.03
    «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»: посвящение в читатели 2.04 – 6.04
    «Мы едем, едем, едем…»: путешествие по стихам С. Михалкова. 9.04 – 13.04
    «Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Барто. 16.04 – 20.04
    «По дорогам русских народных сказок»: литературное путешествие. 23.04 – 27.04
    «Великий день Победы»: беседа - диалог 2.05 – 11.05
    «Здравствуй, лето красное»: игровая программа. 14.05 – 18.05
    «Ура! Каникулы!»: игровая программа. Заключительное занятие. 21.05 – 25.05

 

Содержание занятий программы

1. Вводная беседа. «Чудесная страна библиотека». (1 час). Беседа, знакомство учащихся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжная выставка» и др.

2. Зачем нужны книги: беседа – диалог о пользе книги.

3. История книг и библиотек: виртуальная экскурсия. Беседа. Знакомство учащихся с историей письменности и книги. Показ мультимедийной презентации.

4. Как правильно выбирать и читать книги. Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг.

5. Учись быть вежливым. Что такое вежливость? Кого можно назвать вежливым человеком? Чтение стихотворения А. Барто «Медвежонок – невежа», беседа после прочтения. Игра «Доскажи словечко», разбор ситуаций, составление правил вежливого обращения. Прочтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

6. Продолжение темы «Учись быть вежливым». Просмотр мультфильма «Уроки хорошего поведения» (обучающая программа для детей).

7. «Откуда азбука пошла, или как появилась письменность». Знакомство и закрепление понятий «узелковое письмо», «наскальное изображение», «папирус», «пергамент», «береста», «бумага», новые носители. Просмотр мультимедийной презентации, викторина.

8. «В гостях у осени»: игровая программа. Что такое осень? Какие осенние месяцы вы знаете? Чтение стихов про осень. Осенние загадки. Овощная викторина «Угадайка». Просмотр мультимедийной презентации. Песни про осень.

9. «Мы рисуем осень». Практическое занятие. Рисунки детей на осеннюю тему.

10. «Хвостатые секреты»: урок – угадайка по рассказам Е. Чарушина. Знакомство детей с творчеством писателя – натуралиста: развитие наблюдательности, любви к природе. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма «Топтыжка».

11. «Сказки дедушки Корнея»: беседа – диалог. Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по сказке Чуковского.

12. «Гардероб для книги». Элементы книги. Беседа. Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: «книжный блок», «переплет», «обложка», «суперобложка», «титульный лист», «иллюстрации». Викторина по основным элементам книги. Показ элементов книги в различных изданиях.

13. «Здравствуй, гостья зима!». Игровая программа. Что такое зима? Какие зимние месяцы вы знаете? Чтение стихов о зиме. Зимние загадки. Просмотр мультфильма.

14. «Мы рисуем зиму». Практическое занятие. Рисунки детей на зимнюю тему.

15. «Путешествие по новогодней планете». Игровая программа. Что такое Новый год? Чтение стихов. Новогодние загадки. Песни про Новый год. Как встречают Новый год в разных странах мира.

16. «Кто рисует ваши книги»: художественное оформление книги. Иллюстрации. Знакомство детей с художниками – иллюстраторами. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева.

17. Создание иллюстраций к любимой книге: практическое занятие. Иллюстрирование детских книг по замыслу детей.

18. «Давайте знакомиться – Виталий Бианки»: урок – путешествие по произведениям В. Бианки. Формирование устойчивого интереса к произведениям В. Бианки. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по произведениям В. Бианки.

19. «Словесные игрушки»: путешествие по малым формам русского фольклора. Знакомство детей с малыми формами русского фольклора: скороговорками, пословицами, потешками, прибаутками, загадками, сказками. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по любой русской народной сказке.

20. «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа – диалог. Знакомство обучающихся с правилами обращения с книгой. Показ мультимедийной презентации.

21. «Разноцветные книги Маршака»: игра – путешествие. Знакомство учащихся с творчеством С.Маршака. Игра – путешествие по произведениям С. Маршака. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по произведениям Маршака.

22. Периодические издания для детей: журнальное путешествие. Беседа. Знакомство учащихся с различными журналами для детей. Показ мультимедийной презентации.

23. «Загадочный мир сказки»: беседа. Викторина. Беседа. Понятие «сказка». Показ мультимедийной презентации. Викторина по русским народным сказкам. Просмотр мультфильма.

24. «Весна красна!». Игровая программа. Приметы весны. Викторина. Весенние праздники. Чтение стихов о весне. Весенние загадки. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма.

25. «Мы рисуем весну». Практическое занятие. Рисунки детей на весеннюю тему.

26. «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»: посвящение в читатели. Знакомство с правилами пользования школьной библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, запись читателей в библиотеку. Показ мультимедийной презентации. Проведение литературной викторины.

27. «Мы едем, едем, едем…»: путешествие по стихам С. Михалкова. Знакомство учащихся с биографией и творчеством С. Михалкова. Чтение стихов Михалкова. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по произведениям С. Михалкова.

28. «Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Барто. Знакомство с биографией и творчеством А. Барто. Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто. Чтение стихов. Викторина. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по произведениям А. Барто.

29. «По дорогам русских народных сказок»; литературное путешествие. Конкурсы, загадки, познавательная страничка, кроссворд, игра «Хоровые ответы». Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма.

30. «Великий День Победы»: беседа – диалог. Чтение рассказов о войне. Чтение стихов о войне. Показ мультимедийной презентации.

31. «Здравствуй, лето красное»: игровая программа. Приметы лета. Викторина. Летние праздники. Чтение стихов о лете. Летние загадки. Показ мультимедийной презентации.

32. «Ура! Каникулы!»: игровая программа. Викторина. Разыгрывание сценок. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма. Заключительное занятие.

 

Прогнозируемые результаты.

Успешное освоение программы детьми к концу учебного года обеспечивает формирование таких умений и навыков, как:

· Знание правил пользования библиотекой;

· Знание правил обращения с книгой, гигиены чтения;

· формирование культуры чтения;

· выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами;

· восприятие литературного произведения, умение творчески осмыслить свои чувства в устных рассказах, фантазировании, изобразительных работах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: