Философское учение о развитии (диалектика)
Смысл диалектики
Философское миропонимание призвано не только представить основные “блоки” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.
Этапы развития диалектики.
В античной философии под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему до получения согласия, т.е. некоторой истины. Сократ под диалектикой понимал ведение учёных бесед (диалогов). Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от конкретных многообразных значений к общим понятиям – идеям, выражающим истинно сущее. В средние века диалектика дальше развивалась как искусство спора. Пьер Абеляр этой проблеме посветил свою книгу “Да и нет”. Искусство спора в этот период культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработка методов опровержения доводов противников церкви. Но тем не менее искусство спорить (диалоги) приобретают всё более совершенные формы. В результате культура диалектической полемики приобрела непреходящее значение. Начиная с античной философии (Индия, Китай и Греция) философы всё более пристально вглядывались в подвижный характер природы, но они ещё не располагали научными знаниями о различных видах и формах движений, но тем не менее сумели схватить общую сущность движения – подвижный характер бытия, т.е. его изменчивость, хотя уровень его и суть считались ещё долго стабильными. Дальнейшее накопление научных и практических знаний о мире привело философов к пониманию наличия в мире как изменчивости, так и устойчивости. Это явление можно было понять и объяснить только через такую сложную форму изменений, как развитие в природе и обществе. Понятия развитие начало формироваться в результате возникновения представления о временной направленности, неповторимости событий как в природе, так и в общественной жизни. Декарт, Вольтер, Руссо, Кондорсе и другие философы развивали учение развитии.
|
Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Это был следующий исторический тип диалектики. Целостную концепцию развития, хотя и на идеалистической основе, разработал Гегель. Его учение стало одним из важных теоретических источников – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики. Гегель чётко и всесторонне разработал и привел в систему понятийный аппарат диалектики: принципы, законы и категории, показав неразрывную связь между ними. Это было значительным шагом в развитии философии. Маркс и Энгельс, очистив гегелевскую диалектику от идеализма, поставили её на прочную научную основу; диалектика как метод мышления и познания мира приобрела научный характер. Творчески соединив с философским материализмом, они подняли мировую философскую культуру на новый уровень, получивший название – диалектический материализм. Материалистическая диалектика превратилась в науку о законах развития природы, общества и мышления. “Субъективная “диалектика мысли выступила, как отражение “объективной” диалектики. Ключевой и самой ёмкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, является понимание процессов развития, т.е. что условием развития являются связи.
|
Универсальные связи бытия
Важнейшее место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи бесконечно многообразных явлений. Опыт осмысления связи вплоть до единства противоположности – достижение диалектической мысли. В форме познания универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категории диалектики это философские понятия, в которых отражаются универсальные связи бытия во всём их многообразии – гибкости, противоречивой динамике.
Типы связей, понятие закона и закономерности
Структурные связи, выражающие «устройства», «организованность» бытия. Отражаются в категориях: единичное и общее, явление и сущность. Эти пары категорий позволяют проникнуть в понимание законов и закономерностей бытия. Под законом диалектика понимает связи – существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, объективные. Если связь лишается какого-либо из названных пунктов, она теряет характер закономерности. Последняя выражает действия законов. К структурным связям также относятся и следующие пары категорий: часть и целое как отражение принципов целостности; форма и содержание как упорядоченность бытия; элемент и структура как системность бытия; системообразующие связи.