Урок 27. ПлетЕная открытка
Тип урока: постановка и решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с конструктивной особенностью плетеной открытки; способствовать формированию умений выделять особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток; содействовать развитию навыков выбирать размер и сюжеты оформления открытки в зависимости от ее назначения; совершенствовать умения работать по алгоритму | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс конструктивной особенностью плетеной открытки; научатся выделять особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток; выбирать размер и сюжеты оформления открытки в зависимости от ее назначения; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др.) | Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания о развертках, чертежах, чертежных инструментах и умения работать с ними для выполнения практических работ; выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; регулятивные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки; коммуникативные – обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 90–91); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; картон, цветная бумага, клей, ножницы, чертежные инструменты |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Тема урока «Плетеная открытка». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание | ||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Отгадайте загадку: Она бывает музыкальной и дарит радостные чувства. И юбилейной, и венчальной – порой полна стихов искусных. Возьмут ее – улыбки ярки и, словно дети, скачут прытко. Ведь предвкушением подарка всегда является... (открытка). – Какие виды открыток вы уже умеете делать? – Что в них общего с открыткой, которую вы будете делать? – Продумайте тематику и назначение открытки. Это позволит вам выбрать ее размер и сюжет для оформления. – По рисункам расскажите, как изготавливаются плетенные открытки. Сравните свои предположения с тем, как думают твои одноклассники. Найдите общее решение | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. Отгадывают загадку: – Открытка. – Научились делать складные открытки плоские и объемные | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу | ||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) рабо- та обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Рассмотрите, как вплетены полоски бумаги. Такое плетение называется шахматным. Объясните, почему так называют. – Из какой бумаги можно плести? – Используя новую конструкцию открытки, продумайте ее внешний вид, оформление, варианты усовершенствования конструкции основы открытки и технологического процесса. Выберите материалы. Используйте законы композиции. – Как выполнить разметку плетеной открытки? – Какие художественные техники можно использовать для оформления открытки? | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. – Плести можно только из тонкой бумаги. – На основе открытки делаем разметку: проводим параллельные линии на одинаковом расстоянии друг от друга (лучше 1 см). по бокам основы оставляем место для рамки. – Для оформления открытки можно использовать художественные техники: аппликацию, мозаику, флористику. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выбрать узор для коврика. 2. Выполнить плетение по образцу или придуманному рисунку. 3. Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивать и не допускать больших просветов и перекосов в плетении. 4. Концы каждой полоски закрепить на основании клеем | Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций | ||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с бумагой использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из полос бумаги? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Рассказать другу, как выполнял соединения деталей | Планировать самостоятельную работу |