Статистика - общественная наука




 

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их качественных особенностей и закономерностей развития. Слово «статистика» происходит от латинского «статус», что означает положение, состояние явлений.

Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспобным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру, маркетологу необходимо владеть статистической методологией, т.е. знать основные методы и приемы изучения массовых данных, их сбора, обработки и анализа; понимать, как получены те или иные исходные данные, какова их природа; насколько они полны и достоверны; уметь обобщать их и оформлять в виде таблиц и графиков; уметь использовать различные статистические методы при решении конкретных задач анализа данных в сфере своей профессиональной деятельности.

Статистические дисциплины играют важную роль в системе экономического образования. Для общеэкономических специальностей, статистика является основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа.

Изучение процессов происходящих в области экономики и других сторон общественной жизни, невозможно без количественных характеристик. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд государства ещё в глубокой древности. Вначале эти сведения относились к численности населения и имущества и использовались в военных целях и при обложении налогами. По мере степени развития производительных сил простые учётные операции усложнились и стали включать в себя элементы анализа тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно возникла отрасль знаний, получившая в последствии термин «статистика».

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

- Первое направление - возникшая в Германии описательная школа государство ведения, представители которой (Конринг, Ахенваль, Шлецер и др.) считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства в целом или части территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

- Второе направление, возникшее в Англии, известно под именем «политической арифметики». Виднейшим представителем этого направления был В. Петти. Последователи этого направления считали, что основной задачей статистики является выявление на основе большого числа наблюдений закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Именно от «политической арифметики» ведёт своё начало современная статистика как общественная наука в нынешнем состоянии.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, а в России - труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трёх значениях:

Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью, сбор, обработку, анализ и публикацию массовых, данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учёт»);

Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

Статистикой называется отрасль знаний, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика, имеет свой предмет исследования. Таковым является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Таким образом, можно сказать, что предметом изучения современной науки «статистика» являются различные общественные социально-экономические и эколого-экономические явления, исследования которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей. Изучаемые статистикой явления, как правило, состоят из множества отдельных элементов и фактов. Эти множества единиц с отличающимися (варьирующими) признаками составляют так называемые статистические совокупности: совокупность населения, совокупность родившихся, совокупность предприятий, совокупность произведённой продукции, совокупность тех или иных животных, совокупность тех или иных реципиентов окружающей среды подвергшихся загрязнению и т.д. Поэтому можно сказать, что различного рода статистические (массовые) совокупности и являются предметом статистики.

Свой предмет статистика изучает при помощи определённых категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

В статистике таких категорий пять.

1. Статистическая совокупность - это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.д. Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть, однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путём проведениякачественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Единица совокупности - это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.

3. Признак - это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

* признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

* признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии - характером труда: учитель, столяр, швея мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» - неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, каждое лицо может состоять в браке или нет, продукция может быть годной или бракованной и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нём изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация - это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря - от одной единицы совокупности к другой. Обычно под вариацией мы понимаем обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Если изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причём носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

4. Статистический показатель - это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объёмными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчётными (средние величины). Они могут быть плановыми, отчётными и прогностическими (т.е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные - это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени.

Задачами статистики в этом направлении являются:

а) правильное определение содержания статистического показателя (валового национального продукта, национального дохода, производительности труда и т.п.);

б) разработка методологии подсчёта и расчёта статистического показателя.

5. Система статистических показателей - это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определённая система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому принципу образуют систему и статистические показатели.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона - макро уровень; предприятий, фирм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. - микро уровень.

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

* они носят исторический характер - меняются условия жизни населения, общества, меняются и системы статистических показателей;

* методология расчёта статистических показателей непрерывно совершенствуется.

Каждая наука при изучении своего предмета пользуется присущим ей методом исследования. Современная статистика пользуется научно разработанной системой приемов изучения общественных явлений, которые в своём единстве составляют метод статистики. С помощью этих приёмов (на практике их также называют методами) статистика собирает сведения об общественных явлениях, обобщает и анализирует их. Метод статистики - это целая совокупность приёмов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы методов:

* метод массовых наблюдений;

* метод группировок;

* метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок даёт возможность все собранные материалы в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозируемые оценки вариантов развития.

Собирая факты и регистрируя признаки каждой единицы совокупности, статистика имеет целью путём их сводки, группировки и характеристики обобщающими показателями выявить закономерности развития изучаемых общественных явлений.

Так как статистика изучает массовые явления, для неё большое значение имеет закон больших чисел. Суть, которого состоит в том, что при изучении большой массы явлений случайные отклонения взаимно погашаются и выявляются закономерности, присущие совокупности в целом. Если для выявления закономерностей, присущих совокупности в целом изучается лишь часть её, то для оценки надежности полученных данных, размеров допускаемой погрешности исчисленных средних и относительных величин используется математическая теория вероятностей.

Таким образом, совокупность массовых наблюдений, группировка и исчисление обобщающих показателей составляют диалектический метод исследования статистики.


Задачи статистики

 

В процессе развития статистики как науки обособились в качестве самостоятельных дисциплин:

* общая теория статистики, которая освещает теорию статистической методологии, общую для всех отраслевых статистик;

* экономическая статистика, содержанием которой является раскрытие сущности и методологии исчисления показателей, используемых при статистическом изучении народного хозяйства в целом;

* отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли.

Именно общая теория статистики освещает приёмы и методы сбора и обработки статистической информации с целью:

* изучения структуры совокупности и соотношения, отдельных её частей между собой;

* изучения особенностей распределения единиц совокупности по отдельным признакам;

* определения среднего значения того или иного признака и его вариации;

* изучения взаимосвязи между отдельными показателями, изучения динамики тех или иных показателей;

* изучение методов проведения статистического наблюдения и группировки и всё остальное связанное с данными процессами можно считать задачей науки «общая теория статистики».

Таким образом, общая теория статистики является методологической наукой освещающей приемы сбора и обработки информации с целью выявления различного рода статистических закономерностей применимых не только в общественных явлениях, но и других (естественных и пр.), где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признака у отдельных единиц наблюдения, где общие закономерности проявляются через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: