РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Орфография
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
В ыпал снег. Д ети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- зв о нок
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси-на
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ел ь, тен ь, пен ь.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыш и, карандаш и
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН,РЩ.
- Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
До чк а, ре чк а, мо щн ый
- Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
Алфав`ит, `азбука, портф`ель
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
С а ды – с а д; в о лна - в о лны.
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Яг о да, яг о да, яг о да.
Хо кк ей, хо кк ей, хо кк ей.
- Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.
Моро з – моро зы;
Яго д ка – яго да.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
|
И лья, С оловьев, О мск
- Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
В ью га, лист ья, солов ьи
Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.
- Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звез д ный – звез да;
Чес т ный – чес ть
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
П ол етели, п об ежали, п от янули. Бе зз вучный, ра сс вет, и зв естный. Прибежал(приближ.), присел(непол.дейст.), премудрый(очень)
- Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Лодка от плыла отберега
- Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
С ъе ст, об ъя вления, об ъе м.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
- Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Лу ч (м.р.), шала ш (м.р.)
Но чь (ж. р., 3 скл.), пе чь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
- Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
|
Вод о воз, сам о лет.
- НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не _ пришел, не _ выучил.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушк е (1 скл., П.п.), у речк и ( 1 скл., Р.п.), нет пе чи (3 скл., Р.п.)
падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Родительный падеж | –и (–ы) | –и | |
Дательный падеж | –е | –и | |
Предложный падеж | –е | –е | –и |
- Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К лесу (как ому?) дальн ему, в лесу (как ом?) дремуч ем, с шарик ом (каким?) син им.
- Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пиш ешь (что делаешь? 2-е лицо, ед.ч.), реша ешь (2л., ед.ч.), чита ешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
|
Спряжение глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
Все глаголы НЕ на – ИТЬ + исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ | Все глаголы на – ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. |
Личные окончания глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ | –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ |
Пиш ет – писать (1 спряжение); став ит – ставить (2 спряжение)
- Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на – ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пыта ться (что делать?), учит ся (что делает?), бере чь, стере чь.
25. Корень с чередованием.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Изл о жение, заг о релый, р аст ение, р ос ла, соб и р а ть, оз а рённый, изл а гать.
Пунктуация
- Знаки препинания в конце предложений (.?!).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине! Слава труду!
- Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О | О и О |
О, а О | О да (=и) О |
О, но О | |
О, да (= но) О | |
О и О,и О,и О |
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
- Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
- Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Ребята, берегите учебники! О,
- Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почиваетсом седой. (= -), (= -).
- Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“ А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П?” - а.