как альтернатива мышления в культуре XXI века




 

Осознанное потребление стало зарождаться в конце 90-х годов XX века. Тогда все борцы за экологию в один голос скандировали: «Планета погибает от мусора, уже совсем скоро на Земле не останется места для его складирования». А все из-за чего? Дело в том, что во времена массового потребления, производители, выпускали большее количество товара, чем его потребляли люди. В итоге – перепроизводства товаров, забитые склады прошлыми коллекциями одежды, старых линеек телефонов и множеством других товаров. Все эти вещи пошли в продажу, но не пришлись по вкусу покупателю. Тогда такой товар стали продвигать по скидкам, которые в разы уменьшили изначальную стоимость товара. Так большая часть продукции была выкуплена. Итог: производитель доволен, а потребитель в который раз обзавелся вещью со скидкой, совершенно не нужной для него. И таких ситуаций множество. Феномен осознанного потребления напротив, помогает нам понять, что потребление вещей – это не конечный смысл жизни. Потребление вещей – это всего лишь необходимый процесс, а не цель.

Основными аспекта осознанного потребления является изменение в мышлении и в мировоззрении. Если в культуре потребления основой является приобретение, присвоение, какой-либо вещи, то культура осознанного потребления направлена на рациональное, обдуманное потребление. Когда человек осознает, что после приготовления блюда за ним осталось целое ведро мусора и только 5% из него можно переработать, то какая польза будет от этого планете? На данный момент по всему миру люди обеспокоены ситуацией на Земле. «Страны и народы мира имеют возможность собраться вместе и пойти по пути улучшения условий жизни во всех уголках мира».[4] Осознанное потребление и производство стоит в этом списке на 12 месте. Это означает, что все страны мира постепенно объединяются в одну большую группу и стараются решить данный вопрос.

Телевидение, интернет, образовательные системы, концерты и многое другое – в 2019 году об осознанном потреблении стали узнавать люди. А все почему. Активность в городах стала увеличиваться. Проводятся концерты и мероприятия связанные с данной тематикой. Одним из таких концертов стал Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии «Вместе Ярче». «Концепцией фестиваля было проведение в школах и детских садах тематические уроки и недели энергосбережения, тематические викторины, квесты, конкурсы сочинений для школьников и молодежи, встречи энергетиков со студентами, Дни открытых дверей на предприятиях ТЭК, благотворительные акции по замене традиционных ламп на энергосберегающие и т.п. В том числе, мероприятия прошли в 1500 муниципальных районах и городских округах страны».[5]

Мне удалось побывать на фестивале, который проходил в Москве. Приглашенные эстрадные певцы в перерывах общались со зрителями со сцены и так же говорили о важности осознанного потребления во всех сферах жизни.

Базовыми идеями поделились со всем миром европейцы, американцы, японцы. Именно их книги считаются главными в системе осознанного потребления. Концепция у многих писателей одна, во-первых, нам нужно избавиться от всего ненужного. Именно в этот момент люди прекращают свое существование в рядах осознанного потребления. Философия этого направления гласит «Когда сталкиваетесь с чем-то таким, что трудно выбросить, тщательно обдумайте, почему вы вообще обладаете этим конкретным предметом. Когда вы им обзавелись, и какое значение он тогда имел для вас? Заново оцените ту роль, которую он играет в вашей жизни».[6] Именно этой методике учит нас японская писательница Мари Кондо.

В конце XX века, 90-е годы на складах США скапливались горы мусора, а именно пластика, которые в дальнейшем отправляли в Китай. В 70-е годы в Германии, также занялись разделением мусора, но, к сожалению это привело к переизбытку компоста. Это совершенно нормальная ситуация для этого времени, т. к это были первые попытки сортировать мусор на муниципальном уровне.

Zero Waste – это манифест перестройки, направленной на экономию материалов, и в то же время это набор тактических средств для реализации принципов Zero Waste на практике.[7] Опыт как «экологической», так и «этической» торговли свидетельствует, что в первую очередь от услуги или товара ожидают качества. Исследование рынка с точки зрения этики показало, что лишь незначительное меньшинство людей (обычно не более 1%) готово покупать бумагу, изготовленную из вторсырья, или легально произведенный кофе независимо от качества. Еще 30% выражают активное сочувствие этим идеям и готовы даже платить немного больше (скажем, дополнительные 10%), если соответствующий товар не будет уступать «традиционному» с точки зрения качества. Еще 40% согласны покупать, если цена и качество будут конкурентоспособны. Остальные настроены безразлично или даже враждебно.

Эти пропорции могут меняться со временем, но принцип нормального распределения применительно к этике будет сохраняться.[8] [9]

Концепцию Zero Waste также осветила активиста движения «Ноль отходов» - Беа Джонсон. В ее книге, в отличие от автора Робина Мюррея, более доступным языком описаны методики, благодаря которым, мы сможем сократить количество мусора у нас дома. Это произведение написано доступным языком для читателя, который интересуется данным направлением, в отличие от книги «Цель – Zero Waste», которая была ориентирована на читателя с профессиональным уклоном.

Беа Джонсон осветила всему миру, что можно жить и не производить отходы. Ее книга «Дом без отходов: как сделать жизнь проще и не покупать мусор», всколыхнуло общественность, была переведена на 25 языков.

Ее основными принципами стали правила пяти «О»:[10]

1. Откажитесь от ненужного

2. Ограничите необходимое

3. Опять используйте уже приобретенное

4. Отдавайте на переработку то, что не можете использовать

5. Отправляйте в компост остальное

Популярность направления охватила весь мир. Множество видиоблогеров освещают концепцию Zero Waste, тем самым транслируют ее в массы. Предприятия розничной торговли также подхватывают идею магазина «Zero Waste». Товары ориентированы на долгое использование. Магазин для сокращения пластиковых отходов. Продажа продуктов на развес в чистую тару покупателя. Самое важное для компании - сделать образ жизни ZeroWaste простым и удобным для всех![11] Цель магазинов – предложить альтернативу одноразовым вещам. Самыми популярными товарами являются:

эко-мешочки;
эко-сумки;
многоразовые бахилы;
стеклянные бутылки, термосы;

 

Присоединяются к движению «Ноль отходов» и крупнейшие розничные сети. В поддержку осознанному потреблению, на кассах перестали раздавать пакеты бесплатно. Но на полках магазина до сих пор очень много излишек пластиковой упаковки.[12] С этой проблемой нужно справиться самостоятельно – отказаться или максимально сократить потребление продуктов в пластиковой упаковке или покупать продукты в такой упаковке, которую в дальнейшем можно раздельно сдать на переработку.

Возникает ряд вопросов: как теперь выкидывать мусор без пакетов? Чем заменить пластиковые пакеты? В чем переносить еду? Ответы на эти вопросы постараюсь раскрыть далее.

В 90-е годы XX века, наши мамы, папы, бабушки и дедушки сдавали бутылки, еду упаковывали в бумагу, сдавали газеты на макулатуру. После распада СССР, в России наступает эпоха капитализма. Товар из-за границы начинают экспортировать к нам и на «заморский» товар возрастает спрос. Продукты за границей почти все приходили в индивидуальной пластиковой упаковке. Это связанно с транспортировкой товара. Еще отличительной чертой продукции из-за границы была яркая, броская упаковка, которая и послужила высокому спросу. Постепенно общество стало привыкать к системе упаковки товаров. Теперь, в 2019 году, мы пожинаем плоды нашей расточительности, невнимательности и безразличию к экосистеме. Но у нас есть шанс «вылечить» планету от «пакетной болезни». Мы должны соблюдать пару правил и тогда мы, и наши дети смогут жить в светлом мире и дышать чистым воздухом.

Осознанное потребление включает в себя множество направлений, одним, из которых является – минимализм. В рамках данного направления мы проанализируем произведение «Минимализм - Живи полноценной жизнью», авторов Джошуа Филдс Милберна и Райана Никодимуса. Основной принцип их

жизни, звучит примерно так: «Лучший способ организовать свои вещи - это избавиться от большинства из них».[13]

Философия минималистов очень проста: «… мы всегда начинаем с материального имущества, а затем, как только мы очистились от излишков, мы переходим дальше за границы вещей – к наиболее важным аспектам жизни: здоровью, отношениям, увлечениям, росту и сотрудничеству. Данные «Пять Ценностей» являются фундаментом для полноценной жизни».[14]

Активной политики придерживается Общественная Организация Greenpeace. На их сайте[15] размещены статьи, памятки для граждан, которые заинтересованы в вопросе сохранения окружающей среды. Памятки для каждого, как правильно сортировать мусор, куда обратиться для сдачи пластиковых упаковок, стекла, металла, бумаги и много другого.

Общество придерживается определенных тенденций. На 2019 год – осознанное потребление освещают телевидение. Все больше репортажей, снимают на тему рациональной жизни и потребления в ней. Также освещают тему разделение и сортировки мусора, также темы альтернативной замены одноразовой посуды.

Мы подходим к такому выводу, что осознанное потребление – это стиль жизни, мировоззрение и только от нас самих зависит то, в каком мире мы хотим жить. Готовы ли мы, ради сохранения планеты отказаться от простых повседневных привычек, во благо здоровья нации.

 


[1]. Мирошина Е. Ю. Общество потребления: критика и пути преображения 2017г. [Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»] с.105.

[2] Осознанное потребление [Электронный ресурс] URL: ru.wikipedia.org

[3]. Загрядская. А. Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому. Блог. [Электронный ресурс ] URL: https://lifehacker.ru/osoznannoe-potreblenie/

[4] The Global Goals for Sustainable Development. URL: https://www.globalgoals.org/ru

[5] Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии «Вместе ярче» URL: https://xn--b1agaa6a0afi1cwe.xn--p1ai/o-festivale/

[6] Кондо Мари // Магаческая уборка. Японское искусство наведение порядка дома и в жизни; [пер. с англ. Э.И. Мельник]. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 320 с. – (Метод Кон Мари. Японские секреты идеального порядка). с 99.

2 Мюррей Р. Цель — Zero Waste. (Перев. с англ.). — М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. — 232 с. с.40

[8] Там же. – с.40.

[9] Согласно опросу ВЦИОМ 2002 г., на вопрос: «готовы ли Вы отказаться от покупки дешевых, но наносящих при своем производстве вред окружающей среде предметов гигиены в пользу экологически безопасных, но существенно более дорогих товаров?» ответы разделились следующим образом: «да, полностью» — 18,4%; «да, по большей части» — 19,7%; «да, в какой-то мере» — 36,1%, «нет» — 22,3%, затруднились ответить — 3,5%.

[10] Джонсон, Беа. Дом без отходов: как сделать жизнь проще и не покупать мусор / пер. с англ. М. Фаворской, Ж. Тимофеевой; предисл., эксперт. коммент., список полез. ссылок, пер. «Алфавитного указателя» И.Козловских. – Минск: Попурри, 2019. – 304 с.:ил. С.24-25.

[11] Интернет магазин Zero Waste Shop. URL: https://zerowasteshop.moscow/

[12] Скипор И.//Приносите из магазина еду, а не мусор.// Greenpeace Блог. 2018г. URL: https://greenpeace.ru/blogs/2018/10/31/prinosite-iz-magazina-edu-a-ne-musor/

[13]Minimalism: Live a Meaningful Life. Joshua Fields Millburn & Ryan Nicodemus [пер. с англ.:Артем Воронов], Asymmetrical Press. 2016. С.1.

[14] Там же. С. 7.

[15]Общественная Некоммерческая Неправительственная организация «Greenpeace» в России, официальный сайт: https://greenpeace.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: