О принципах географического разделения ойкумены в «Церковной истории» Филосторгия
А.В. Зибаев
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
В статье рассматривается географическое разделение ойкумены в «Церковной истории» Филосторгия, который придерживался самого распространенного направления в античной географии под названием «хорография». К V в. н.э. сформировалось несколько принципов районирования обитаемой суши, в зависимости от целей и задач авторов трудов. Филосторгий придерживался практически всех типов разделения известного мира.
Ключевые слова: Филосторгий, Церковная история, хорография, география.
The article considers the geographical division of the ecumene in Philostorgius’ "Ecclesiastical History". The author of this work adhered to so called chorography as a most common destinations in ancient geography. There were some principles of zoning of the habitable land to the Fifth Century B.C. which were depended on authors’ goals and objectives. Philostorgy stuck almost with all of the types of geographical division of the known world.
Key words: Philostorgius, Ecclesiastical History, chorography, geography.
В современной историографии остается малоизученным творчество новоарианского (евномианского) церковного историка Филосторгия, являющегося одним из важнейших авторов V в. н.э. Его произведение используется исследователями для изучения религиозных и политических аспектов римской истории IV – начала V в. н.э.1 Перед автором, который взялся осветить историю «правильной» евномианской церкви и Римской империи в двенадцати книгах от Константина Великого до 425 г.2 остро стоял вопрос об источниках, используемых для освещения событий. Судьба «Церковной истории» была печальна: до наших дней произведение дошло не полностью. Фрагменты труда еретического писателя сохранились в сокращении патриарха Фотия3, в его «Библиотеке»; в сочинениях Иоанна Дамаскина, в частности в «Мученичестве Артемия»4; в лексиконе Суда; арианской житийной литературе и анонимном «Житии Константина», дошедшем в Codex Angelicus 225; а также в трудах Никиты Хониата6.
|
Изучение дошедших до нашего времени сочинений античных авторов, занимавшихся географическими описаниями ойкумены, а также анализ фрагментов недошедших трудов и их комментариев позволяют нам говорить о том, что вопросы подразделения известной в древности поверхности Земли на определенные участки местности привлекали внимание античных ученых7. При этом принцип районирования на разных этапах развития античной географии изменялся как в зависимости от широты пространственного горизонта, так и от теоретического подхода к этому вопросу отдельных древних авторов, по-разному понимавших задачи географической науки.
Постепенно, по мере развития античной географической мысли, было сформировано несколько принципов районирования известного мира.
1. Во времена Гомера и Гесиода (IX–VIII вв. до н.э), известные районы Балканского полуострова и Малой Азии именовались по живущим там племенам и народностям (Фригия, Лидия и др.). Отдаленные и плохо известные части ойкумены назывались по обитавшим там народностям, многие из которых являются легендарными. На крайнем севере мира жили гипербореи, южнее их – кочевые племена абиев, гиппемолгов и киммерийцев. Вдоль южного края диска жили эфиопы и пигмеи; на далеком западе, за Столбами Геракла, находились Елисейские поля и т.д. Иначе говоря, в то время географическое районирование можно назвать этническим.
|
2. В период классической Греции, который можно охарактеризовать значительным расширением географического пространства и получением конкретных сведений о неизвестных ранее районах, появляется новый принцип районирования, который можно охарактеризовать как географическо-этнический. Впервые этот принцип начал применяться в сочинениях авторов периегетов (географических описаний отдельных участков суши) и авторов периплов (описаний морских побережий). В дальнейшем новый метод стал применяться Гекатеем Милетским, Геродотом Галикарнасским, Эвдоксом Книдским, Эфором, Аристотелем и др. Эти авторы, кроме этнических областей и отдельных географических местностей, совершенно определенно выделяли и такие крупные горные системы, как Кавказ, Атлас, Эфиопию, отдельные горы Балканского полуострова. Начиная с этого периода, впервые упоминаются Рипейские горы, якобы протянувшиеся к северу от Скифии.
3. В период эллинизма, в связи с огромным расширением географического горизонта на северо-западе ойкумены (плавание Пифия из Массалии) и юго-востоке (поход Александра Македонского и экспедиции, организованные диадохами), появляются новые принципы географического районирования суши. Границы частей света, этнических областей и позднее провинций стали проводится по так называемым орографическим рубежам – горам и рекам.
4. Появление широтно-зонального принципа районирования связывают с Эратосфеном, Гиппархом, Страбоном и Посидонием. Суть этого метода не только в выделении тепловых поясов, но также и в достаточно подробной характеристике стран, провинций и природных условий, расположенных в границах того иди иного пояса.
|
5. Возникновение политико-этнического и политико-административного принципов географического районирования является прямым следствием римского завоевания большей части обитаемого мира.
В исследовательской литературе преобладает мнение, что в период Римской империи стали доминировать политико-этнический и политико-административный принципы географического районирования с постепенным отходом от широтно-зонального. Это стало возможным потому, что со времени Полибия география стала пониматься как дисциплина, играющая вспомогательную роль для истории. Авторы географических сочинений, или же географических обзоров в произведениях исторического содержания, приводят достаточно подробную характеристику, в том числе и экономико-географическую, отдельных частей ойкумены – в пределах империи по провинциям, а за её пределами – по государствам и крупным этническим регионам. Почти весь известный в то время «обитаемый мир» совпадал с территорией Римской империи, и недаром получило распространение выражение orbis Romanus вместо orbis terrarum.
Филосторгий придерживался общепринятого деления обитаемого мира на три части света: Ливию (Libyē), Европу (Eypopē) и Азию (Asia). Описывая страшные бедствия, постигшие Римскую империю, в виде нашествий варваров, землетрясений, эпидемий, градов и внезапных похолоданий; он отмечает, что «теперь гибли не только военные, как некогда в прежних войсках; теперь бедствия обрушились не на одну какую-нибудь страну земли, но гибли люди всякого рода и опустошена была целая Европа, немалая часть Азии, да и значительные пространства Ливии, в особенности подвластные римлянам» (XI.7-8). Автор, подчеркивая всеимперский масштаб катастрофы, отмечал, что массовые смерти людей постигли все три части света. Со времен Гекатея Милетского на греческую почву были привнесено финикийское деление массива8 суши на две части света – Европу и Азию, отделенные друг от друга Внутренним (Средиземным) морем, Пропонтидой (Мраморным морем), Понтом Евксинским (Черным морем) и рекой Фасис (скорее всего р. Риони). Но Гекатей наметил и третью часть – Ливию (Африку), отделив ее от остальной Азии рекой Нил9.
Филосторгий, писавший свой труд в нач. V в. н.э. по географически-этническому и этническому принципу, выделял Верхнюю Галатию (Philostorg. I.5), Гетику (II.5) и Аксум или Эфиопию (III.6), как области населенные галатами (галлами), готами и ауксумитами. Описывая Верхнею Галатию, историк отмечает труднодоступность и непроходимость этой местности, что соответствует особому географическому и этническому выделению этого региона. В описании маршрута Феофила Инда, подчеркивается, что эфиопы носят наименование ауксумитов, по названию их столицы – Ауксума. Страна готов именуется Гетикой, как в произведениях многих античных авторов.
Политико-этническое деление ойкумены используется для рассказа о землях, расположенных вне пределов Римской империи, что видно в описании Эфиопии (III.6), а также Великой и Счастливой Аравии (III.4). В связи с политическими и церковными событиями Филосторгий упоминает римские провинции Галлию, Британию, Египет, Дакию, Галатию, Каппадокию, Норик и Фракию (I.5; II.5; III.10; III.24; IV.1; XII.2), что говорит об использовании политико-административного районирования римского мира. Разделение римского государства на провинции в описаниях античных авторов началось со становления Римской Средиземноморской державы и выразилось в творчестве сначала латинских (в «Хорографии» Помпония Мелы, «Естественной истории» Плиния Старшего), затем и греческих историков (в «Географии» Страбона и у Клавдия Птолемея). Филосторгий придерживается там, где можно, принципа описания всех объектов в рамках отдельных провинций (областей, стран), по крайней мере, он постоянно фиксирует их границы. Это соответствует хорографическому направлению в античной географии, поскольку греческое слово chōpographia буквально означает «описание земель (стран, регионов, областей)»10.
Деление ойкумены по орографическому принципу, то есть по естественным природным рубежам, используется значительно реже (III.24; XI.7-8).
Описывая расположение Рая по линии восточного солнцестояния, автор отмечает, что такое возможно в силу заселения побережья Южного океана, к которому солнце посылает свои жгучие лучи. Все, что располагается южнее, историк называет «срединным поясом» (III.10). В этом фрагменте труда явное использование широтно-зонального принципа.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в труде Филосторгия используются почти все виды географического районирования ойкумены, известные во все предшествующие периоды.
Примечания:
1. Ващева И.Ю. Образы императоров в «истории» Филосторгия // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Серия: История, Политика, Экономика, Информатика. 2010. № 13. Вып. 15. С. 19-27.; Удальцова З.В. Филосторгий – представитель еретической церковной историографии // Византийский временник. М., 1983. Т. 44. С. 3-21; Удальцова З.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии IV – первой половины VII вв. М., 1984. С. 213-222; Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 54-55.
2. То есть до провозглашения императором Западной Римской империи малолетнего Валентиниана III.
3. Полное название эпитомы переводится, следующим образом: Сокращение из «Церковной истории» Филосторгия, со слов патриарха Фотия.
4. «Мученичество Артемия» было взято из труда Филосторгия и других авторов. Однако, исходя из названия римского списка этого произведения, становится понятно, что основным источником Иоанна Дамаскина стала именно дошедшая во фрагментах «Церковная история»: «Сказание о святом и славном великомученике и чудотворце Артемии, извлеченное из «Церковной истории» Филосторгия и некотрых других Иоанном – монахом (Дамаскиным)». Подлинный текст мученичества Артемия был обнаружен в библиотеке Ватикана еще в первой половине XIX в. Впервые сказание было опубликовано в «Римском цветнике», объем которого при небольших авторских вкраплениях позволяет еще раз убедиться в большом объеме недошедшей «истории». В названиях многих других списков, где сохранился текст мученичества, об авторстве сказания и тем более о его источниках ничего не говорится.
5. Анонимное «Житие Константина» было написано в середине XI в. византийскими монахами. Кроме «Церковной истории» Филосторгия в труде были использованы произведения Евсевия Памфила, Зосима, Сократа Схоластика и др. «Житие» было найдено итальянским исследователем Пио Карпини де Кавальеро в 1896 г. в библиотеке Ватикана. В первый раз оно было издано Ж. Биде в 1913 г. в качестве дополнения к его монографии. Другим известным изданием является: Opitz H.G. Die Vita Constantini des Codex Angelicus 22 // Byzantion. 1934. Nr. 9. S. 540-590.
6. Фрагменты из Филосторгия нашли свое отражение в Thesaurus Ortodoxae fidei Никиты Хониата.
7. Дитмар А.Б. О географическом районировании ойкумены в античное время // Вопросы истории и теории землеведения. Ярославль, 1972. С. 36.
8. Tozer H.F. History of Ancient Geography. Cambridge, 1935. P. 4.
9. Дитмар А.Б. Там же. С. 38.
10. Подробнее об истории термина: Prontera F. Geografia e corografia: note sul lessico della cartografia antica // Le monde et les mots. Melanges Germaine Aujac. P. 75-82; Подосинов А.В. Вводная статья к переводу Помпония Меллы. Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2011. С. 22.