Стереотипы и «эффекты восприятия»




Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия» партнера.
Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы мысленно накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но далеко не всегда таковой являющейся. В качестве примера сошлемся на анекдот об англичанине, который первый раз приехал во Францию и увидел в гостинице рыжую горничную. Первого впечатления было достаточно, чтобы он записал в своей записной книжке: «Все француженки рыжие».
Социальные стереотипы чаще всего складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей. Мы учимся по одним и тем же книгам, наша повседневная жизнь изо дня в день повторяется в сходных формах. Даже дома и квартиры, не говоря о моде и привычках, давно уже стали типовыми. (Стоит вспомнить почти сказочную, но в то же время правдоподобную историю, рассказанную в фильме режиссера Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».)
Общество прививает людям сходные правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности. Стереотипы — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Так, наличие стереотипов помогает во многих ситуациях. От врача человек склонен ожидать помощи в случае болезни, от военного — мужественного поступка, а от женщины — доброты и мягкости. Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде. Но в самих стереотипах наряду с правдивой стороной есть место и ошибкам, и заблуждениям.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, попытаемся поискать ответ на вопрос о том, что влияет на формирование стереотипов.
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. С точки зрения многих людей, разумно то, с чем согласно большинство. Древнегреческий философ Диоген Синопский (около 400 — около 825 гг.до н. э.) заметил, что большинство людей отстоят от сумасшествия на один палец: если человек показывает на что-то, вытягивая средний палец, его сочтут сумасшедшим, если указательный — нет. Стереотип в данном случае связан со сложившимся представлением о том, каким образом надлежит действовать в данной ситуации. Отступление от такого представления воспринимается как аномалия.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других. Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному и тенденциозному восприятию проблемой «идолов». Люди верят в истинность освященного традициями и стараются всячески поддерживать то, что они приняли, к чему привыкли, в чем заинтересованы. Именно это позволяет сохранить свой образ мира стабильным. Если человек не считается с нормами, установками, «идолами», он противопоставляет себя определенной группе людей, принявших их, и в этом субъективная трудность преодоления стереотипов.
Ученый выделяет «идолов рода», «идолов театра», «идолов пещеры», «идолов рынка».
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Они связаны со склонностью людей предполагать в мире больше порядка и единообразия, чем есть на самом деле, стремлением привносить в природу мнимые подобия и соответствия и мысленно представлять мир как стабильный и устойчивый. Ошибка состоит в свойственной человеку уверенности в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Люди строят прогнозы на будущее, исходя из этого убеждения. Оценивая других, мы склонны доверять социальной норме, или идеалу, игнорируя тот факт, что люди различны.
Другой стереотип: человек допускает, что при неизменных обстоятельствах остается прежним и поведение человека. В этом случае мы не принимаем во внимание, что подвижны и изменчивы не только внешние обстоятельства, но и внутренние побуждения, цели, мотивы, намерения действующих лиц. Замечено, что чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
Еще один стереотип из группы «идолов рода» состоит в том, что человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами («я в этих обстоятельствах не мог поступить иначе, а он поступил так потому, что он вообще такой»).
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы. Эти стереотипы еще называют эффектами.
Один из распространенных эффектов — «эффект ореола». Этим словом, обозначающим сияние вокруг какого-нибудь светящегося предмета, в психологии пользуются и переносном значении. Вместо сияния в случае действия ореола мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
Действие «эффекта ореола» проявляется в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей. Так, младшие школьники часто отождествляют успехи в учебе своего соседа по парте и его личные достоинства. От них приходится слышать: «Таня — хороший товарищ, потому что она хорошо учится». Вполне взрослые люди также несвободны от ошибочных представлений, основанных на «эффекте ореола». Например, актера, успешно сыгравшего роль весельчака и балагура, часто считают общительным юмористом, хотя это может быть далеко от истины. В данном случае ореол профессии накладывается на ореол роли и ведет к ошибочному мнению.

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны». Н. В. Гоголь

Может иметь место и «эффект ореола» со знаком «минус». В повести А. Сент-Экзюпери о Маленьком Принце рассказывается о том, что никто не поверил ученому, одетому в турецкий костюм, когда он докладывал на международном конгрессе об открытии астероида В-612. Когда же он слово в слово повторил свой доклад, облачившись в европейский костюм, с ним все согласились. В этом случае недоверие к человеку, одетому в непривычное одеяние, повлияло на информацию, которую этот человек сообщал, имел место «перенос» отношения недоверия к говорящему на то, что именно он говорил.
Близким к «эффекту ореола» является «эффект проекции». Он возникает, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. Каждый легко припомнит, как, убедив собеседника в своей правоте, он невольно подумал: «Приятно иметь дело с умным человеком». И напротив, вредным упрямцем кажется человек, на которого наше красноречие не действует.
Еще один распространенный эффект — «эффект порядка» (или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. Многочисленные эксперименты подтверждают, что вероятность припоминания последних илипервых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами этого ряда выше. О знакомом человеке обычно более значимой оказывается либо более новая, либо последняя по времени информация, тогда как для незнакомого человека более значима первая информация, как и первое впечатление.
К «идолам пещеры» относят и «эффект ложного обобщения». Мы имеем с ним дело тогда, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. Примером «эффекта ложного обобщения» может служить умозаключение гоголевского героя. Если есть православные, которые по вечерам едят галушки, полагал он, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный. Примеры из других сфер общественной жизни вы легко приведете сами.
«Идолы рынка» возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. Чья-то оценка, некогда канонизированная, становится стереотипом. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Данные стереотипы являются заблуждением не всегда, но тем опаснее, когда это действительно так.
Основные понятия: взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Термины: социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: